Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Оборудование для шелкографии. Контактная информация.
maryjane.ru
№48 (264) 11 декабря 2000 г. Экономика

ПРО ХОРОШЕГО И ПЛОХОГО СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

11.12.2000
Ярослав РОМАНЧУК

В Минске завершила работу очередная миссия МВФ. Проведены многочисленные встречи с экономическими VIP-персонами Беларуси в Нацбанке, Минфине, других министерствах и ведомствах. Миссию фонда интересовал стандартный набор макроэкономических проблем. Обсуждались монетарная и фискальная политика, обменный курс, либерализация цен, приватизация и качество делового климата.

Постоянный представитель МВФ в Литве и Беларуси Марк Хортон оценил ход дискуссии в Совмине как "позитивный и довольно конкретный". Он отметил сходство позиций по многим проблемам, "по большинству сфер реформ", но его недостаточно для подписания с правительством меморандума и возобновления кредитования страны в рамках программы stand-by. Складывается ощущение, что с западниками белорусам говорить значительно проще, чем с россиянами, которые в своих рекомендациях вообще вышли за пределы рыночного социализма. И приватизацию им подавай, и либерализацию, и инфляцию подгоняй под российский уровень. В контексте российско-белорусских переговоров МВФ действовать гораздо легче. Фонду все равно, как Беларусь достигнет знаковых индикаторов по инфляции, дефициту бюджета, качеству защиты собственника. Важен конечный результат. Грязную работу по "уговорам" проделывает Россия, которая выступает в роли плохого следователя Жеглова. На этом фоне МВФ - хороший следователь Шарапов, который тоже готов помочь при наличии чистосердечного признания в совершении экономических ошибок.

Образование такого мощного альянса Лукашенко не мог вообразить даже в страшном сне: калькуляторы хорошего и плохого следователей работают идентично. Пообещал А.Г. поднять зарплату до $100 к середине будущего года - ответь, где возьмешь для этого 2,5% ВВП. Да, можно допустить, что произойдет внутрибюджетное перераспределение средств, но богатство в стране от этого не прибудет. Эксперты МВФ также не совсем поняли механизм директивного повышения зарплаты. Зарплата не может увеличиваться, если нет притока капитала, технологических инноваций и увеличения производительности труда. Поэтому если правительство думает о высокой зарплате, необходимы серьезные изменения, в т.ч. и в фискальной политике. Среди самых важных мер эксперты МВФ отмечали необходимость расширения налоговой базы, снижения налоговой нагрузки, сокращения субсидий. Опять же все это - в фарватере предложений российской стороны. Что будет с сельским хозяйством и многими промышленными предприятиями без дотаций, представить несложно. Сложнее смоделировать поведение правительства, которое, кроме увещеваний и громких угроз, не предприняло никаких действенных мер по соблюдению финансовой и платежной дисциплины. К рекомендациям фонда можно добавить и российский пакет предложений: упразднение внебюджетных фондов, отказ от бартера и перекрестного субсидирования, отмена тех законов, на выполнение которых в казне нет денег.

И Запад, и Восток хотели бы видеть в Беларуси изменения, гарантирующие невозможность очередного социалистического отката. Атака с двух сторон как никогда близка к успешному завершению, но отменить декрет N40, равно как и другие правовые нормы, которые делают бизнес-среду в Беларуси непригодной для "жизни" капитала, никто пока не решился. Равно как никто не пообещал начать либерализацию цен и зарплат, хотя это требование дублируют рекомендации как плохого, так и хорошего следователя. В ответ правительство выдвинуло некие свои контрпредложения по проведению реформ в этой сфере. Конечно, какой смысл удерживать цены на большинство белорусских товаров, если они и так уже выше региональных?



При всем прогрессе политики обменного курса МВФ рекомендует правительству сделать ее еще более гибкой и рыночной. Заместитель начальника Западного отдела II Европейского департамента МВФ Марта де Кастелло-Бранко утверждает, что "обе стороны хотят прийти к одной цели, вопрос лишь в скорости". Обсуждались и квазибюджетные операции, и прозрачность бюджетных операций - и здесь правительство кивает головой в знак согласия. Белорусские полисимейкеры имеют свое представление о скорости либерализации рынков, но МВФ ведет себя весьма прозрачно и предсказуемо: будет через 6 месяцев прогресс - будут дальнейшие переговоры. Не будут достигнуты намеченные целевые показатели - будут продолжаться уговоры и заверения друг друга о единстве целей на далекую перспективу.

Точные советы правительству давать очень сложно. Западные эксперты привыкли оперировать объективными показателями, коими являются свободные цены. При отсутствии таковых в Беларуси определение уровня реального обменного курса, инфляции, дефицита бюджета носит достаточно спекулятивный характер, о чем и сказал Хортон. Беларусь с ее дневным оборотом форексного рынка в $3-5 млн. слишком мала, чтобы влиять на некие региональные процессы. Если монетарная политика правительства будет ужесточаться, то обменный курс будет точнее отражать состояние торговых потоков и станет более прогнозируемым. С этим согласны и специалисты Нацбанка, но не Лукашенко, который решил почти на 30% сверх установленного плана увеличить размер кредитной эмиссии - до 98 млрд. рублей. Симптоматично, что 46% этой суммы наполнят экономику Беларуси в ноябре-декабре. Если принять во внимание 3-4-месячный лаг между впрыском эмиссионной массы и ростом инфляции, то к февралю стоит ждать резкого роста цен, разбалансировки валютного рынка и очередной волны обесценения рублевых депозитов населения и оборотных средств предприятий. Целый год держались Нацбанк с администрацией, доказывая Западу и Востоку, что тенденции у нас положительные, что ошибки мы осознали и готовы их исправлять - только денег надо дать, здесь и сейчас. Но белорусские власти слишком усердно работали в течение последних шести лет, чтобы лишиться кредита доверия хорошего и плохого "следователей".

И Западу, и Востоку нужны твердые доказательства намерений Минска подтянуть страну до цивилизованных стандартов. Среди сигналов, которые будут серьезно восприниматься, - изменение показателей бюджета, ценовая либерализация, увеличение степени прозрачности бюджетных операций, введение квазибюджетных операций в бюджет. Как сказал Хортон, главное, чтобы присутствовал дух реформ. Поскольку обоняние у международных экспертов развито хорошо, их только формальными индикаторами не проведешь. 2001г. будет переходным и во многом переломным. Ожидания перемен высоки и среди белорусской номенклатуры, которая в неформальной обстановке не жалеет выражений по поводу проводимой экономической политики. Глядишь, и прорвет на научную объективность и откровенность одного, другого. Масса недовольных и разочарованных приближается к критической величине. В Беларуси пробовали все, кроме одного - классического либерализма. Его приход неизбежен. Споры идут лишь по поводу временных рамок.

Кажется, что многие оценки МВФ выдаются правительству авансом. Фонд не хочет спугнуть наметившиеся интеллектуальные сдвиги среди белорусских полисимейкеров. Перспективы роста ВВП на следующий год оценены весьма позитивно - 2-3%. Это при необходимости ужесточать денежную политику, отменять субсидии и расплачиваться с долгами. Если правительство сумеет освободить творческую энергию частного сектора, убедить внутренних и внешних инвесторов в серьезности институциональных преобразований, то спада ВВП можно избежать, но поскольку белорусского Бальцеровича в окружении Лукашенко не видно, нет консенсуса относительно программы реформирования экономики, то в следующем году мы будем свидетелями межсекторальных, межотраслевых конфликтов. Да и не было еще прецедента среди стран Центральной Европы, чтобы выполнение аналогичных белорусским задач сопровождалось экономическим ростом. Объективных причин для коллапса нет, но не будем забывать мощь рукотворных механизмов, которые во сто крат могут увеличить негативный эффект даже самого легкого недомогания экономической системы.
Добавить комментарий
Проверочный код