Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (264) 11 декабря 2000 г. Дом

АГЕНТОВ ХОЛОДА ДОПЕКЛО

11.12.2000
Ксения РАЦКЕВИЧ

№ 48 [264] от 11.12.00 - Выставка "Белпродукт-2000", состоявшаяся на минувшей неделе в Минске, произвела странное впечатление: отечественная отрасль холодильного и торгового оборудования способна самостоятельно преодолеть внутренний экономический кризис. Главным препятствием стало… государство.

За прошедшее десятилетие рынок торгового холодильного оборудования Беларуси вырос в несколько раз. Кроме того, нашу страну посчитали привлекательной и некоторые иностранные инвесторы: созданы и работают несколько совместных и иностранных предприятий, производителей и поставщиков. С обострением конкуренции старые заводы расширили модельный ряд выпускаемого торгового оборудования, в т.ч. и холодильного.

К сожалению, качество холодильного оборудования отечественных предприятий ограничивает его реализацию только внутренним рынком - это больницы, точки общепита, сфера образования, небольшие частные торговые фирмы, предприятия системы Белкоопсоюза, торговцы на продовольственных рынках, словом, все те, кто полностью зависит от госраспределения или имеет малый оборот. Последних, разумеется, привлекает цена отечественного оборудования, которая на 20-30% ниже, чем аналогичные польские аппараты с такой же комплектацией.

Отечественные производители стараются совершенствовать производство. На выставке приходилось наблюдать, как посетители реагировали на экспонаты: "У нас стоит ваша витрина, и ее стеклянные края постоянно ранят продавцов!". На это представители производителя отвечали, что этот недостаток уже устранен.

Однако если позволяют средства, отечественные предприятия все же предпочитают покупать зарубежное оборудование. Практически всегда для этого используются кредиты. Например, осваивая производство соков, минский гормолзавод N2 взял взаймы $1,5 млн. и уже сумел вернуть большую часть кредита. Также закуплено импортное оборудование для производственной линии молока и сливок длительного хранения (молоко упаковывается в пакеты "комбиблок", что позволяет сохранять отличные вкусовые качества продукта до четырех месяцев даже при комнатной температуре). Как утверждает замдиректора гормолзавода Петр Юневич, с освоением новой упаковочной линии стало возможным покрывать убытки от использования в качестве молочной тары бутылок. Вместе с тем средств на модернизацию имеющегося оборудования завод не имеет, поэтому "ноу-хау" касаются только новых направлений деятельности предприятия.

Достаточно широко распространена практика лизинговых договоров среди потребителей и продавцов холодильного и производственного оборудования. Это позволяет сохранять оборотные средства на предприятии и понемногу модернизировать производство. Практикуется продажа оборудования в кредит, но как уточнил один из представителей ИП "Примулятор", "только после проверки платежеспособности клиента". От такого рода неприятностей продавцы страхуются высокой предоплатой - 70% и более.

Учитывая острую нехватку квалифицированных мастеров холодильного оборудования, многие предприятия - как производители, так и поставщики - предпочитают иметь собственную сервисную службу. При этом ремонтируют не только свое, но и чужое оборудование, заключая договора на постоянное техническое обслуживание. Как рассказал начальник отдела маркетинга РПО "Белторгпрогресс" Сергей Кричко, несмотря на то, что его предприятие занимается производством и поставками оборудования, ремонт приносит практически такую же прибыль. Что неудивительно: сложные аппараты требуют постоянного контроля, наладки и переналадки, особенно это касается отечественных образцов. Поэтому специалисты признаются, что зачастую оказывается выгоднее купить бывшее в употреблении немецкое торговое или холодильное оборудование.

Во всем мире аппараты с выведенным из обращения фреоном-12 повсеместно заменяют на оборудование с озоносберегающими хладагентами. По условиям международной конвенции замена должна была состояться до 2000г. Однако воспользоваться этим шансом оказалось почти невозможно: холодильное оборудование слишком дорогое, чтобы магазин мог позволить себе заменить все витрины и холодильники. Белорусские торговые предприятия продолжают работать на оборудовании, которое не выдерживает никакой критики.

Нехватка средств в торговле прямо сказывается на предприятиях-производителях. Например, РПО "Белторгпрогресс", в состав которого входят пять заводов, вынуждено свернуть производство холодильных камер (их цена в $3.000 оказывается просто неподъемной для большинства покупателей). В связи с этим растет дебиторская задолженность: если раньше приемлемой считалась 10%-ная неуплата по счетам, то теперь долги выросли до 40%.

Множество продовольственных магазинов, предприятий пищевой промышленности, точек общепита, развитый рынок услуг, высокий уровень техобслуживания делает белорусский рынок торгового и холодильного оборудования чрезвычайно интересным для иностранных инвесторов. Те из них, кто уже имеет здесь свои предприятия и представительства, хотели бы расширить рынок сбыта, работать в регионах, дальше развивать сервис. Однако и здесь иностранцев сдерживает экономическая и политическая нестабильность. А развитие отечественных предприятий тормозит система налогообложения. Даже если не принимать во внимание низкую платежеспособность отечественных предприятий (хотя связь прямая), после уплаты налогов и зарплаты на развитие производства не остается практически ничего. При этом ситуация с течением времени только ухудшается: в условиях тяжелых неплатежей введение анонсирующей системы уплаты налогов вымывает последние деньги предприятия.

Государственная налоговая система, как изощренный убийца, продолжает подсыпать яд собственным кормильцам-предприятиям, при этом постоянно увеличивая дозу. И если они способны выжить даже в таких условиях, что же будет, когда налогообложение станет разумным?
Добавить комментарий
Проверочный код