Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (264) 11 декабря 2000 г. Дом

ЭТОТ МУЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР бытовой техники

11.12.2000
Ксения РАЦКЕВИЧ

Покупать новогодние подарки приятно, хотя и хлопотно. Нужно соразмерить желания, возможности и необходимость, что не всегда легко. Однако есть безошибочные попадания, к числу которых относится бытовая техника: многообразие электроприборов всегда позволяет выбрать что-нибудь подходящее. Главное - не промахнуться с выбором продавца.

С момента завоевания европейской бытовой техникой белорусского рынка прошло не так уж много времени, но теперь подавляющее большинство наших сограждан предпочитает покупать электроприборы зарубежного производства - от мельницы и чайника до пылесоса и стиральной машины. Сегодня отечественный рынок достаточно насыщен, вследствие чего потребитель получил возможность выбирать не только среди различных марок бытовой техники, но и среди продавцов. А значит, можно выбрать подходящий уровень сервиса и оптимальную цену.

Где?

Купить качественную импортную бытовую технику сегодня можно в фирменных магазинах, специализированных секциях универмагов и на вещевых рынках. Хотя фирменная торговля в Беларуси уже достаточно развита, многие считают, что в специализированном салоне цены заоблачные, и предпочитают заходить туда только для консультации. Покупать же понравившуюся модель отправляются на вещевой рынок. Кстати, такое поведение потенциальных покупателей здорово огорчает продавцов-консультантов фирменных салонов: мол, выкладываешься по полной программе, а покупка не состоится. Между тем сегодня ситуация такова, что приобретение бытовой техники у официальных дилеров европейских концернов выгоднее, чем у частных предпринимателей на рынке.

Главное, что толкает белорусского потребителя за импортным электроприбором на рынок, - его цена. За несколько лет мы привыкли, что многие товары там оказывались дешевле, чем аналогичные в магазинах. Поставлялись они в магазины тем же путем, что и на рынок, но к итоговой цене добавлялись транспортные, таможенные, налоговые расходы, рассчитанные по совсем другим тарифам. В итоге получалась ощутимая разница.

К настоящему времени некоторые предприниматели сумели приобрести статус официального дилера, который позволяет работать напрямую с производителем и тем самым избегать посредников. Прямые поставки из Франции, Италии, Германии дают возможность сформировать оптимальную для отечественного потребителя цену на электротехнику и значительно улучшить сервис. Пользуясь хорошей репутацией у европейского производителя, отечественное торговое предприятие получает возможность разместить в салоне магазина дорогостоящие демонстрационные образцы техники, разнообразить ассортимент в целом и расширить модельный ряд популярных электроприборов. Как правило, компания-производитель проводит для служащих своих дилеров обучающие семинары, после которых покупатель сможет получить профессиональную консультацию. Обычно дилеры вместе с техникой предлагают грамотное сервисное обслуживание и практически всегда располагают необходимыми комплектующими и аксессуарами. Ко всему перечисленному выше добавляется главный плюс: многие группы импортной электротехники официальные дилеры предлагают сегодня по более низкой цене, чем на рынках в Ждановичах и "Динамо".

Почем?

Наиболее заметно различаются цены вещевого рынка и специализированных салонов на мелкие электрические приборы - тостеры, соковыжималки, мясорубки. Например, в фирменном магазине сэндвич-тостер известного европейского производителя стоит $22, такой же на рынке - на 10-20% дороже. Некоторые модели крупных электроприборов, таких как пылесосы, фритюрницы, кофеварки, цены на которые изначально довольно высоки, на рынке также зачастую оказываются дороже, чем у официальных дилеров. Последние могут снизить цену на модели прошедшего сезона или на те, которые снимаются с производства, как это принято во всем мире. "Челнок" обычно действует наоборот: скорее по дешевке купит такую технику в Европе и станет продавать ее здесь по сложившимся рыночным ценам, чем привезет усовершенствованные модели электроприборов последнего поколения.

Мелкие приборы - ручные мельнички, минимясорубки, терки - на вещевом рынке вообще редкость. Эти домашние помощники, в отличие от кухонных комбайнов, доступны практически всем: в зависимости от количества функций цены на них колеблются от $6 до $10. Наличие такой мелочи у продавца носит скорее имиджевый характер, поэтому позволить себе привозить их могут только крупные поставщики бытовой техники (для "челноков" они не представляют коммерческого интереса).

Кроме того, ценовым разбежкам подвержены модели одних и тех же электроприборов, различающихся только сборкой. Хотя головное предприятие вместе с лицензией продает технологию и оборудование, обеспечить должный контроль за качеством сборки удается далеко не всегда. Например, печка СВЧ французской сборки стоит от $150, эта же модель, собранная в Корее, - от $120. Более низкая цена на изготовленные по лицензии приборы обуславливается сравнительно дешевой рабочей силой, меньшими транспортными расходами. Однако, как отмечают специалисты, на белорусском рынке практически одинаковым спросом пользуется как "родная", так и лицензионная бытовая техника, и это соотношение остается устойчивым в течение нескольких лет.

Гарантии

На вещевом рынке покупателя подстерегают не только ценовые парадоксы, но и трудности с сервисным и гарантийным обслуживанием купленной здесь бытовой техники. К слову, бытовая электротехника подлежит обязательной сертификации. Этот документ гарантирует, что завезенная партия приборов соответствует стандартам качества и безопасна в эксплуатации. Именно поэтому совсем нелишне убедиться в наличии сертификата соответствия у рыночного торговца. Однако, как показывает практика, очень часто предъявить такой сертификат продавец вещевого рынке не может, что во многом объясняется затрудненной процедурой его получения. Далеко не каждый решится оставить торговую точку на несколько дней ради хождения по инстанциям для сертификации своего товара.

Тем не менее торговать без соответствующих документов опасно, и продавцы пускаются на хитрости. Так, в ответ на просьбу предъявить сертификат соответствия вам могут сказать, что эти приборы не подлежат сертификации; уверить, что образцы прошли испытания и заключение будет готово на днях; показать российский сертификат на электротехнику; предъявить белорусский сертификат, но на другую группу товаров (например, сертификат выдан на пылесосы для сухой уборки, а вы покупаете моющий).

Приобретая электротехнику на рынке, покупатель автоматически лишается гарантийного обслуживания. Пожалуй, никто из частников еще не практиковал заключение договоров с сервисными центрами на гарантийное обслуживание поставляемых приборов. Вместе с тем сервисные центры берутся ремонтировать все виды бытовой техники независимо от места ее приобретения. Разница, разумеется, только в оплате услуг: сделав покупку в фирменном салоне, можно в течение года отремонтировать прибор бесплатно, ремонт техники с рынка придется делать за свой счет.

Крупными неприятностями обернется покупка в случае, если электроприбор безнадежно сломался. Фирменный салон без проблем заменит бракованную вещь. Уверенности в том, что вам также поменяют прибор или вернут деньги на рынке, к сожалению, нет. Хотя следует признать, что частники далеко не всегда отказываются нести ответственность за неисправную технику, но это - или джентльменское соглашение продавца и покупателя, или административный нажим. Последний способ действен только при наличии отрывного талона, свидетельствующего о приобретении электроприбора у конкретного ЧП. А в талоне должна фиксироваться стоимость товара, разумеется, с НДС, что совершенно невыгодно ни продавцу, ни покупателю. Поэтому подавляющее большинство покупок на рынке совершается без сопроводительных документов, но на 20% дешевле. А значит, и обращаться в суд по факту бракованного электроприбора просто не с чем.

Сервис

Европейские производители бытовой техники стараются поддерживать своих региональных дилеров, поставляя им значительно больший модельный ряд электроприборов, чем имеется на рынке, - с расширенными функциями, новым цветовым решением. В специализированных магазинах оперативно появляются самые свежие новинки из мира бытовой техники, здесь всегда можно ознакомиться с товарными каталогами, получить грамотную консультацию продавцов и менеджеров и даже заказать прибор по каталогу.

В фирменный салон можно зайти просто на экскурсию: как правило, в торговом зале выставлены дорогостоящие образцы бытовой техники, к покупке которой нужно серьезно готовиться. Встроенную технику ($300-800), духовые шкафы (до $700), вытяжки ($150-700), стиральные машины ($300-500) не станешь покупать только по картинке в каталоге, требуется персональный осмотр и консультация. Если повезет, можно купить мечту подешевле: как отмечают менеджеры салонов, если в течение полугода модель не продана, ее уценивают.

В ассортименте фирменного салона имеются аксессуары для бытовой техники, необходимость в которых потребитель ощущает уже через несколько месяцев эксплуатации. Это разнообразные фильтры, мешки-пылесборники, дополнительные насадки. В то же время продавца на рынке не способна заинтересовать 30-процентная прибыль в виде $3 (именно столько он может заработать на единице мелких комплектующих). Поэтому даже любителям отовариваться на вещевом рынке совсем обойтись без фирменных магазинов не получится. Специализированный салон держит такие товары по двум причинам: позволяет большой оборот и обязывает репутация.

Поставки

Как правило, поставки происходят по мере реализации продукции. Маркетологи отслеживают спрос, и магазины практически всегда имеют на складах популярные электроприборы. Уже в начале осени специализированные салоны начинают готовиться к предновогоднему буму и завозят бытовую технику в значительно большем объеме, чем в другие месяцы. 2000г. оказался високосным на все сто: предприниматели были вынуждены принимать меры не только по отношению к взрыву "подарочного" спроса, но и в связи с введением таможенного сбора с ввозимых из России в Беларусь товаров, произведенных в третьих странах. Как сообщили менеджеры одного из магазинов бытовой техники, все столичные поставщики постарались максимально увеличить закупки, чтобы переждать "смутное время". А грамотные покупатели постарались купить новогодние подарки еще в октябре - по старым ценам.

Пока же дилеры надеются на скорую отмену этого решения. В противном случае поставщикам грозит банкротство, причем к нему ведет любой из двух возможных путей: и закономерное увеличение более чем наполовину цен на европейскую бытовую технику, что сделает ее неконкурентоспособным товаром, и сдерживание нынешнего уровня цен.

Как показывает практика, если "пробные" решения в итоге отменяются, то до этого счастливого момента многие предприятия не доживают.
Добавить комментарий
Проверочный код