Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (262) 27 ноября 2000 г. Тема недели

ПОДВИС. "Тюремное заключение" белорусского бизнеса заменили условным наказанием

27.11.2000
Ярослав РОМАНЧУК

№ 46 [262] от 27.11.00 - В результате явной подковерной борьбы Лукашенко подписал-таки декрет N22 "О внесении изменений и дополнений в декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 N11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц". Массовая смерть малого бизнеса Беларуси не отменена - отложена до 1 июля 2001г. На полгода продлена перерегистрация юридических лиц. Самым важным элементам нашего общества - колхозам, которые решения принимают вдумчиво и медленно, А.Г. решил дать время до 1 июля 2003г. Горячие колхозные парни имеют самую серьезную в стране лоббистскую силу.

Колхозы получили еще одного "отца" в виде Вадима Попова, который будет рулить палатой-II во имя продолжения бесконечной серии праздничных "Дожинок". На это любого урожая хватит. Правила регистрации для обычных смертных не касаются объединений (концернов, союзов, ассоциаций), созданных по решению президента и правительства. Они работают "до особого решения" их хозяев. Более того, Совмину приказано "до 1 июля 2001г. рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшей деятельности организаций, созданных правительством РБ в форме объединений (концернов)". Ласточка структурных реформ летит в белорусские сени? Кстати, декрет "является временным… и представляется на рассмотрение Национального собрания РБ". А.Г. предлагает первый тест на лояльность палаты-II, в ее интеллектуальном потенциале в экономической сфере мы вскоре сможем убедиться.

Можно ли пудрой присыпать гангрену?

Наивно думать, что власть вдруг полюбила частный бизнес и поэтому решила чуть-чуть ослабить вожжи. Просто административно-правовой перегиб от декрета N11 оказался столь значительным, что даже монополизированная государством экономика реально осознала угрозу от потери большой части частного бизнеса. Косметическое смягчение условий регистрации и ликвидации предприятий показало, что белорусская власть боится не только потери бюджетных поступлений, но и организованных забастовок предпринимателей. Чиновники, отвечающие за перерегистрацию, тоже люди. Большинство из них, конечно, не понимают реального экономического смысла института частной собственности. Даже им трудно объяснять сотням стоящих в унизительных очередях людей некий глубоко скрытый рациональный смысл нормативных извращений. Поэтому впервые сложился некий альянс чиновничества, экспертов и предпринимателей против полисимейкеров. Пока еще неформализованный и слабый альянс, но в преддверии президентских выборов он может стать реальной силой. Причины очевидны: экономические актеры слишком много теряют при сохранении нынешней ситуации. Чиновники лишены высоких зарплат и возможности получения "премиальных". Эксперты (юристы, экономисты, промоутеры, рекламщики и т.д.) страдают от дефицита спроса на их услуги. Предприниматели, ясное дело, проедают заработанное и лишаются будущих доходов.

Не зря перерегистрацию продлили на полгода - там рукой подать до президентских выборов. При опасности сохранения коалиции, которая привела к подписанию декрета, Лукашенко может сделать еще пару реверансов, доказывая свою приверженность принципам государственной рыночной экономики. С точки зрения сохранения власти тактика выбрана правильно. Содержание изменений, внесенных в декрет N11, позволяет говорить не об экономическом, а скорее об их политическом характере.

Лишение права на ошибку

Положение о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования к декрету расшифровывает суть косметических изменений. Правительство создало информационный повод, чтобы продемонстрировать России и МВФ свою "решительность" на пути либерализации. Сравним старую и новую версии декретов.

П. 7 положения гласит: "Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется меньше уставного фонда, то она обязана… зарегистрировать уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее… минимального размера уставного фонда, эта коммерческая организация подлежит ликвидации в установленном порядке". Таким образом, государство дает предприятию два года на раскачку и получение прибыли. Весь вопрос не в том, полгода это или два, а почему вообще государство должно это волновать. Каждый гражданин Беларуси имеет право на ошибку, в т.ч. и в бизнесе. Почему исполкомы, по представлению многочисленных контрольных органов, вообще наделены такими интервенционистскими полномочиями? Парадигма мышления авторов обоих декретов и авторов изменений практически совпадает. Из нового положения убрали весьма расплывчатые формулировки об ответственности учредителей и распорядителей имущества за банкротство предприятия, но п. 29.3 гласит, что в учредительных документах юридического лица (индивидуального предпринимателя) надо указывать субсидиарную ответственность обществ с дополнительной ответственностью "по обязательствам общества в пределах, определяемых его учредительными документами, но не менее чем в сумме, эквивалентной 1.200 евро". Плата непосредственно за регистрацию предприятия остается невысокой, но очевидно стремление власти не допустить распространения предпринимательского духа. Иначе чем можно объяснить тот факт, что "плата за государственную регистрацию второй и каждой последующей коммерческой организации, создаваемой одними и теми же учредителями, кроме коммерческих организаций, создаваемых для осуществления производственной деятельности, увеличивается на 20 процентов"?

Декрет требует соображать на пятерых

Несколько либерализирована процедура подачи документов на государственную регистрацию? Сейчас не требуется присутствие каждого учредителя, что в некоторых случаях при регистрации ОАО могло спровоцировать несанкционированный митинг на предисполкомовской площади. По декрету, "когда количество учредителей более пяти, они вправе уполномочить одного из собственников имущества, учредителя на представление своих интересов в регистрирующем органе". Интересно, почему славяне, которые привыкли соображать на троих, в случае регистрации вдруг решили увеличить цифру до пяти? Здесь кроется некая глубокая чиновничья тайна. Отныне регистрацией ОАО может заниматься руководитель или уполномоченное лицо. Унитарные белорусские государственные и частные, а также иностранные предприятия "представляют в регистрирующем органе уполномоченное в установленном порядке лицо". По-прежнему непонятно, почему человек имеет право заниматься только теми видами деятельности, которые он записал в уставе. Почему каждая предпринимательская идея, пришедшая позже, должна включаться в устав с санкции государства? Залицензированные, зарегулированные, запуганные люди просят то, что принадлежит им по определению - свободы выбора. Вместо установления контроля только над опасными для жизни и здоровья видами деятельности чиновники продолжают навязывать свои нормы и представления о стрижке волос, вязании свитеров и продаже пирожков.



Не изменилось и отношение к предприятиям, которые собираются заниматься деятельностью с повышенным предпринимательским риском. Если к тому же они "в течение года до подачи документов для государственной регистрации допускали нарушения налогового законодательства", то "регистрирующие органы вправе потребовать создания коммерческо-правовой организации в организационно-правовой форме, предусматривающей субсидиарную ответственность ее учредителей". Самый современный станок может превратиться в руках варвара в кусок железа. Самый безобидный вид деятельности может стать чрезвычайно опасным, если к нему подходить без знаний, расчета и капитала. В природе по определению не существует безрисковых видов предпринимательской деятельности, и риск в интерпретации чиновника всегда будет отражать только его личную точку зрения. Со всеми вытекающими последствиями.

Десять документов и три месяца унижения

Когда на прошлой неделе МВФ организовал встречу с польскими экспертами и предпринимателями, один из них сказал: "Вот я могу в течение дня зарегистрировать компанию и завтра начать работу". Эстония, Новая Зеландия, Великобритания и даже Россия показывают пример того, как правительства могут радоваться формализации любой предпринимательской инициативы. 20 минут - столько надо человеку в самой продвинутой в этом аспекте стране для регистрации компании. У государства не спрашивают разрешения, а всего лишь информируют. Вы можете себе представить наше правительство, которое бы перешло на подобные отношения с отечественным и иностранным бизнесом? Скорее, Беларусь выиграет чемпионат мира по футболу, и Билл Клинтон начнет преподавать сексологию в БГУ. Государство берет на себя обязательство зарегистрировать ваше дело в течение месяца с момента подачи всех 10 необходимых документов. При этом оно оставляет за собой "лазейку" продлить процесс еще на месяц, если понадобится запросить дополнительные документы. По новому положению, декларацию о доходах отменили, но если чиновнику захочется проверить ресурс вашей субсидиарной ответственности, то он наверняка потребует представления соответствующего документа. Наверняка его надо будет где-то заверять. Справки, разрешения, нотариально заверенные копии, гарантийные письма - это месяцы нервотрепки и потеря драгоценного времени. В Беларуси настолько привыкли унижать человека, что каждый справкодержатель сначала требует доказать ему необходимость получения вами данного документа.

Оснований для отказа хватает

Декрет N22 оставил норму нахождения одного юридического лица в одном помещении. Юридический адрес в квартире - только с разрешения местного исполнительного органа. Представьте сейчас ситуацию, когда в одной квартире зарегистрировано несколько фирм. Отсутствие "места прописки" фирмы может стать одним из самых непреодолимых препятствий. Если обнаружится, что собственник имущества "нарушал установленный порядок проведения валютных операций; незаконно открывал счета за пределами РБ; давал взятки либо совершал преступления в сфере предпринимательской деятельности; имеет задолженность по заработной плане, платежам в бюджет либо является собственником (участником) юридического лица, имеющего такую задолженность", то ему могут отказать в праве регистрации предприятия. Единожды попавшись на обмене 20 долларов у валютчика, вы рискуете поставить крест на своей предпринимательской карьере. Авторы декрета полагают, что люди с судимостями и долгами могут рассчитаться со своими кредиторами и вернуться к нормальной жизни на пособие по безработице или зарплату на госпредприятии. Аморальная и антигуманная политика, которая лишает человека шанса не реабилитацию. Да, список оснований для отказа несколько сократили. Нет в нем вульгарного положения о том, что можно отказать человеку, если он является учредителем (участником) трех и более коммерческих организаций. Ушла в прошлое и фраза о видах деятельности, "направленных на монополизацию рынка и ограничение конкуренции". Однако новое положение экономически рациональным и логически обоснованным от этого не стало.

Двенадцать документов и четыре года на ликвидацию

Свобода входа на рынок так же важна, как и свобода выхода из него. 22-й декрет не изменил процедуры ликвидации предприятия, потому как в белорусской деловой практике гораздо дешевле и безопаснее просто "кинуть" "отработанное" юридическое лицо. Процедура ликвидации у нас такова, что процесс может тянуться годами. Есть случаи, когда люди не могут закрыть фирмы с 1996г.! Страдают не только учредители, которые могут уехать, скрываться от следствия и кредиторов и т.д. Простые участники какого-нибудь ООО также не могут заняться бизнесом, потому что предприятие, в которое они имели несчастье вступить, находится в процессе ликвидации. Суд может принять решение о ликвидации коммерческой организации, если "она работает без лицензии либо с иными неоднократными грубыми нарушениями законодательства; скрывает (занижает) прибыль (доходы) в течение 12 месяцев подряд; имеет убытки по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления, за исключением с/х кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органу сообщений о причинах возникновения убытков; имеет задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива".

Декрет оставил и целый ряд причин, по которым ликвидировать предприятие может регистрирующий орган. Исполкомы остаются органами судебной власти. Они должны следить за тем, как работают предприятия, в случае надобности создавать ликвидационные комиссии и проводить целый ряд сложных управленческих, экономических мероприятий. В исполкомах для этого нет ни подготовленных людей, ни денег. Да и вообще, не их это дело. По-прежнему в силе такая причина ликвидации, как "неосуществление предусмотренной учредительными документами предприниматель-ской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией регистрирующему и налоговому органам сообщения о причинах неосуществления такой деятельности". Декрет значительно урезал ликвидационные полномочия регистрирующего органа. Надо понимать, по его настоятельной просьбе. Убрали положение о ликвидации из-за за "отсутствия движения средств по счетам в банках в течение 3 месяцев подряд и неинформирование налоговых органов о причинах, осуществление недобросовестной рекламы и неоднократное нарушение прав потребителей, размещение фирмы, а также документов бухучета и отчетности не по месту ее нахождения" и другие не менее одиозные пункты.

Не обошлось и без дискриминации белорусских граждан и юридических лиц. Понятно, что правительство хочет привлечь иностранные инвестиции. Оно понимает, что для иностранца, в том числе и для россиянина, частная собственность - святое. Поэтому п. 43 положения гласит, что "ликвидация коммерческой организации, в уставном фонде которой имеются акции (доли) иностранных юридических и (или) физических лиц, осуществляется… по решению учредителей (участников)… либо в судебном порядке". Ни слова о регистрирующем органе. Почему страшилку для иностранцев убрали, а для белорусов оставили? Вопиющее игнорирование конституционного права равенства условий хозяйствования субъектов. Что делать, если правая рука гаранта, подписывающая Конституцию, входит в противоречие с левой рукой того же самого гаранта, подмахивающего декрет? Правильно, не инвестировать в Беларусь, что давно уже поняли иностранные и отечественные инвесторы.

Есть в декрете и урок для кредиторов. При ликвидации юридического лица очередность удовлетворения претензий следующая: "граждане, перед которыми коммерческая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; лица, работающие по трудовым договорам, по авторским договорам; бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации; другие кредиторы".

Таким образом, давать кредиты белорусскому предприятию рискованно. С помощью незатейливой процедуры можно совершенно спокойно обезопасить себя от назойливых кредиторов. Скажите спасибо, что мы ваши деньги берем, господа. Отдавать долги будем, но мы как гуманисты и вы как защитники прав человека должны согласиться с нами, что на первом месте должен быть человек. Белорусский, хороший хозяйственник, преимущественно директор или чиновник. Так что отбросьте ваши грязные аморальные требования возвращать вам кредиты в первую очередь - таков дух регистрирующего и ликвидационного законодательства Беларуси.

Как легко можно обрадовать белорусского предпринимателя. Сменил обертку старой пожеванной ириски - вот тебе и радость. Заменил декрет N11 на декрет N22 - жди спокойно до 1 июля декрета N33. Так, глядишь, и выборы пройдут. За этой мышиной нормативной возней забыли о предпринимателе, который вновь чувствует себя униженным и оскорбленным подачками с барского стола.
Добавить комментарий
Проверочный код