Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (262) 27 ноября 2000 г. Политика

СКОЛЬКО БУДЕТ ЕДИНЫХ КАНДИДАТОВ?

27.11.2000
Михаил ПОДОЛЯК

На президентских выборах оппозиция может выставить максимальное количество своих кандидатов

Оппозиция разработала несколько схем выдвижения т.н. единого кандидата от демократических сил на будущих президентских выборах. Однако единства по поводу ОБЩЕГО сценария в рядах оппозиции нет.

НЕОБУЧАЕМЫЙ

Недавние парламентские выборы мало чему научили белорусскую демократическую оппозицию. Иные деятели после сокрушительного личного поражения продолжают настаивать на своей политической избранности. Так, лидер БСДП ("НГ") Николай Статкевич предлагает оппозиции (в лице Координационной Рады) внимательно отнестись к предложению лидера либерал-демократов Гайдукевича о совместной предпрезидентской подготовке. Статкевич заявляет, что только вместе с ЛДП и ПКБ Калякина оппозиция сможет одолеть Лукашенко. Попутно Статкевич принялся за жесткую чистку собственных партийных рядов, пытаясь избавиться от внутренних оппозиционеров. Яркое свидетельство тому - исключение из партии заместителя председателя БСДП ("НГ") Алексея Короля. Впрочем, это внутреннее дело самих "эсдеков".



Но надо ли напоминать, что столь опекаемые Статкевичем ПКБ и уж тем более ЛДП не просто потерпели поражение на парламентских выборах (при том что обе партии вряд ли можно отнести к ярым оппонентам Лукашенко), но и продемонстрировали полное неумение вести политические кампании, а также пассивность (а то и просто отсутствие) дееспособной инфрастуктуры. Однако, судя по всему, и Статкевич, и Калякин, и Гайдукевич будут вести собственную (отдельную от прочих кандидатов) борьбу за президентский мандат. Тем самым уже сегодня можно сказать, что в оппозиции накануне президентских выборов единства как такового не будет в принципе. С другой стороны, уже сейчас понятно, что ни один из трех вышеозначенных политиков вряд ли сумеет разработать и осуществить полноценный политический сценарий, чтобы набрать хотя бы несколько процентов голосов. В то же время Статкевич, Калякин и Гайдукевич добавят головной боли тем альтернативным командам, которые попробуют сыграть против Лукашенко по-серьезному.

БЮДЖЕТ НА ВЫБОРЫ

Однако скорее всего главными игроками окажутся не оппозиционеры, а местные номенклатуры, лидеры ведущих промышленных предприятий, российские политические элиты. Впрочем, оппозиция так или иначе, но должна будет сыграть свою особую роль летом-осенью 2001г. Во-первых, ей необходимо будет отвлечь внимание силовой составляющей власти Лукашенко и связать т.н. агентов "политического сыска". Во-вторых, вынудить официальный Минск пойти на очевидное использование самого жесткого и откровенного административного ресурса для продления полномочий нынешнего президента и тем самым исключить любую возможность легитимизации Лукашенко на внешних политических рынках после выборов. В-третьих, собрать 10-15% голосов радикально настроенных граждан.

К президентским выборам политические группировки готовятся по-разному. Все зависит от целей, которые перед собой ставят игроки, а также от ресурсов, которые они смогут мобилизовать накануне "большой игры". Позволим себе набросать примерный бюджет абстрактной президентской кампании в Беларуси.

Будущей президентской команде Лукашенко нет нужды организовывать специальные региональные избирательные штабы - в их качестве, скорее всего, выступят местные органы власти (областные, городские, районные исполкомы). У Лукашенко нет нужды мобилизовывать (нанимать и платить деньги) специальный штат активистов - с этой ролью также справится местная "вертикаль". Он получит также возможность организовать сильное информационное давление на электорат не только через проправительственные СМИ, но и через т.н. "заместителей по идеологии" на госпредприятиях и в колхозах. С помощью административного ресурса Лукашенко может развернуть масштабную избирательную кампанию даже без серьезного финансового ресурса.

Впрочем, все это может оказаться задействованным только в одном случае: если местные номенклатуры сочтут, что Лукашенко действительно заслуживает, второго срока. В противном случае административный ресурс сыграет против Лукашенко. Скажем, начнется процедура саботажа. Или еще проще - местная "вертикаль" не сумеет взять под контроль все процессы, которые протекают в общественной жизни, как это случилось на выборах-94.

Так или иначе, любой независимый (не Лукашенко!) кандидат вынужден будет израсходовать весьма внушительную сумму, чтобы как-то нивелировать значение пролукашенковского избирательного штаба, размещенного в органах исполнительной власти.

Существует несколько основных статей расходов, независимо от того, является кандидат популярным политиком или абсолютно случайным человеком.



Первая:
мероприятия, связанные с формальной выборной процедурой - обеспечение наблюдательного контроля на всех этапах выборного процесса, выдвижение наблюдателей в областные, районные, участковые комиссии, сбор подписей ($1,2-1,5 млн.).



Вторая:
формирование центрального избирательного штаба и региональных штабов, обеспечение их работы, зарплата для освобожденных "штабных" сотрудников ($250-300 тыс.)



Третья:
расходы, связанные с обеспечением эффективной рекламной поддержки в электронных СМИ. Поскольку белорусские электронные носители будут работать исключительно на Лукашенко, любой независимый кандидат вынужден будет контактировать сугубо с российскими телеканалами. В этой связи особое значение приобретают личные связи в российских масс-медиа, а также заинтересованность российских ФПГ, контролирующих тамошнее ТВ, в замене нынешнего белорусского президента ($400-500 тыс.).



Четвертая:
создание имиджа, работа с лозунгами и публичными выступлениями, поддержка местных СМИ, листовки, плакаты, поездки по регионам, аренда залов etc. ($800-900 тыс.).

Таким образом, минимальный бюджет, которым необходимо располагать кандидату для ведения эффективной альтернативной избирательной кампании составляет более $3 млн. Между прочим, в эту сумму мы не включаем возможные расходы, связанные с приглашением пресловутых московских политтехнологов. Впрочем, нет особого смысла приглашать "пиарменов" туда, где кампании выигрываются за счет административного ресурса, а не более правильной организации собственно избирательной кампании.

Необеспеченность ресурсами остается наиболее уязвимым местом всех местных альтернативных команд. В этом нет ничего удивительного: финансирование любого политического проекта зависит от того, насколько этот проект в итоге окажется удачным. А каким потенциалом обладает та же оппозиция, политическим инвесторам уже хорошо известно. Последние кулуарные события в ее рядах, связанные с попыткой разработать некий единый игровой сценарий, лишний раз доказывают очевидное: без стороннего вмешательства перспектив мало даже у "объединенных демократов".

СХЕМЫ ДЛЯ "СВОИХ"

По нашей информации, особую активность в плане выдвижения единого кандидата от оппозиции проявляют сегодня политики т.н. "новой волны". Очевидно, что именно "новая волна" попытается возглавить процесс формирования единой оппозиционной стратегии на президентские выборы и тем самым взять под контроль ее финансирование.

Молодые политики уже разработали две примерные схемы участия оппозиции в выборах. По механизму они абсолютно идентичны: предполагают выдвижение более или менее перспективной квазикандидатуры (которая в любом случае не сможет переиграть Лукашенко в силу недостаточности своих полит-торговых качеств), последующую активную имитацию участия в выборной процедуре и получение под эту акцию стоящего финансирования.



Вопрос в том, кто именно будет считаться кандидатом и кто будет контролировать финансирование агитационной и организационной работы. В первом случае в качестве кандидата в президенты от объединенной оппозиции "семерка" предлагает Александра Добровольского (проект Ивашкевича и Данейко: "Добровольский - неагрессивен, обаятелен и не вызывает раздражения в оппозиции"), а во втором - амбициозного Семена Домаша (проект самого Домаша).

РАБОЧИЕ



В свою очередь, профсоюзы уже сегодня заявляют о самостоятельной игре. А это как минимум еще один инициативный центр. Так или иначе ФПБ (Гончарик) собирается выдвигать своего кандидата, нащупать которого она попытается среди "тройки": Ярошук, Бухвостов и сам Гончарик. Понятно, что совместных с "новой волной" игр у профсоюзов может не получиться. У профсоюзов есть свои предвыборные плюсы, в частности, организационные структуры на подавляющем большинстве предприятий во всех регионах. Только освобожденных членов ФПБ, работающих в аппарате этой организации, около 10 тыс. по всей республике. Но с одной стороны, у ФПБ нет полноценных интеллектуальных и финансовых ресурсов, а с другой - собственно промышленный "пролетариат" сегодня чрезвычайно пассивен. И тем не менее потенциальный профсоюзный кандидат будет неплохо котироваться на больших предвыборных торгах.

Естественно, лидерам "новой волны", которые пытаются возглавить единое оппозиционное движение накануне выборов, сценарий ФПБ абсолютно не по нраву. Что, в свою очередь, привело к очередному конфликту оппозиционных партий в рамках Координационной Рады демократических сил.

В эпоху "позднего правления Лукашенко" это уже не первый межпартийный конфликт в рядах оппозиции. На этот раз, учитывая, что ФПБ не хочет играть в игру, придуманную "новой волной", в кулуарах возникла идея исключить из КРДС всех несогласных - в частности, партию "Надзея" (Полевикова) и партию труда (Бухвостов), поддерживающих ФПБ, а также БСДГ (Шушкевич) - и тем самым сократить "объединенную оппозицию" до ОГП, БНФ и "Хартии-97". С одной стороны, это неплохо - данные политические организации обладают на сегодня наиболее эффективным интеллектуальным ресурсом. Однако смогут ли они организовать необходимое давление на электорат? В свое время о российских декабристах было сказано, что они "слишком далеки от народа". Еще одна историческая спираль?
Добавить комментарий
Проверочный код