Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (262) 27 ноября 2000 г. Политика

ПАЛАТА НОМЕР ДВА. Куда делись демократы?

27.11.2000
Виктор МАРТИНОВИЧ

Безусловно важнейшим политическим событием минувшей недели стало открытие первой сессии Палаты представителей второго созыва. Во вторник депутатов поздравлял, увещевал и обнадеживал президент. Все оставшееся время народные избранники выбирали себе руководство: спикера, вице-спикера и председателей постоянных комиссий.



Как показали первые четыре дня сессии, новый законодательный орган будет представлять собой дикую смесь дореферендумного парламента и ВС БССР эпохи застоя. От первого - горстки более или менее независимо мыслящих депутатов, от второго - атмосфера, речи, полномочия и безысходность, которая читается на лицах этих самых независимо мыслящих.

Беларусь жила без парламента четыре года, начиная с 1996-го, когда место народных избранников заняли люди назначенные. На сессии того, что называлось Палатой представителей, ходить было неинтересно, поскольку ничего непредсказуемого произойти там не могло. Нужно было президенту принять закон - депутаты его принимали. Нужно было ратифицировать соглашение - ратифицировали. Нужно было заслушать и принять к сведению очередную порцию статистики, свидетельствующей о гигантском экономическом росте и укреплении прав человека, - заслушивали и к сведению принимали. Еще и аплодировали.

До 21 ноября у многих интересующихся политикой теплилась надежда на то, что избранная Палата представителей второго созыва будет выгодно отличаться от этого болота. Все-таки в ее состав входят бизнесмены, бывшие члены демократических партий, председатели общественных движений. Не тут-то было. Непонятно, что происходит с демократами, но только новая палата полностью копирует поведение своей предшественницы. Причем даже в мелочах. Взять хотя бы построение взаимоотношений со средствами массовой информации. Как и раньше, все независимые СМИ получили аккредитационные карты с пометкой "пресс-центр". Такая карта - своего рода "волчий билет", запрет на профессию. За пределы пресс-центра неугодным власти журналистам ход заказан, что, в свою очередь, исключает возможность любого разговора с народными избранниками. Вопреки ожиданиям, приход в парламент тех, кого до этой кампании газеты называли демократами, ничего не изменил. Господа депутаты, услышав о проблемах журналистов, очень сочувствовали, пожимали плечами, смотрели на часы и убегали из зоны досягаемости.

Прежнее, уже набившее оскомину номенклатурное поведение, свойственное депутатам ПП НС N1, проявилось и во время встречи парламентариев с президентом. То, что ни один из депутатов не произнес ни слова во время подведения итогов выборов и заявлений о "широком международном наблюдении" и "отсутствии нарушений", неудивительно. Все-таки, принимая навязанную системой игру, нужно играть в нее до конца. Удивляет молчание, когда Лукашенко заговорил о мифическом расширении функций Палаты представителей. Напомним, что, выступая перед депутатами, Александр Лукашенко назвал вопрос расширения функций "непростым" и отметил, что главное, "чтобы не был нарушен баланс между ветвями власти". Он перечислил следующие меры по расширению полномочий парламента: ПП НС делегируются полномочия осуществления контроля за принимаемыми законодательными актами, в т.ч. республиканским бюджетом. Парламент будет уполномочен заслушивать доклады членов правительства, представителей Комитета госконтроля, генерального прокурора. "Делу это не повредит", - уверенно заявил Лукашенко. Еще бы, как это может повредить "делу", если все (!) перечисленные в качестве дополнительных функции парламента благополучно существовали у Палаты представителей первого созыва. Депутаты и до этого косвенно следили за исполнением принятых ими законодательных актов. Они были в курсе исполнения бюджета, заслушивая раз в три месяца соответствующие доклады. Депутаты ПП НС и до этого принимали у себя руководство Совмина, сотрудников прокуратуры, знакомились с состоянием дел в экономике и охране порядка. Никак повлиять на действия правительства либо органов прокуратуры они, впрочем, не могли, но видимость равноправного взаимодействия трех ветвей власти сохранялась. То, что Лукашенко пообещал подарить депутатам и без того у них имеющееся, не возмутило никого. Молчание 51 депутата, которые впервые оказались в палате, еще как-то можно оправдать. Может быть, они невнимательно изучили регламент законодательного органа и не слишком хорошо представляют себе имеющиеся у них полномочия. Однако те 40 человек, которые попали в палату во второй раз, должны прекрасно помнить отчеты правительства по бюджету. Почему они безмолвствовали? Тем более что после выступления главы государства им было предоставлено право задать главе государства интересующие их вопросы. Побоялись? Не поняли?

ЛУЧШИЙ ДРУГ "ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ"

Абсолютная аморфность депутатов Палаты представителей второго созыва дала о себе знать и в ходе выборов спикера и вице-спикера. Как правило, мероприятия такого уровня - не более чем заранее спланированное шоу. Альтернативность такому шоу может придать лишь наличие двух-трех серьезно подготовившихся претендентов. Столкновение интересов порождает возможность развития ситуации по непредсказуемому сценарию. Здесь исход голосования был понятен еще до начала выдвижения претендентов. То, что спикером станет Вадим Попов, стало понятно в тот момент, когда он принес в ЦИК документы на выдвижение кандидатом в депутаты. Если министр сель-ского хозяйства и продовольствия решает оставить свое место ради рутинной и очень неинтересной в белорусских условиях работы по созданию и совершенствованию законодательной базы, сразу ясно, что это неспроста. И статус рядового депутата или даже председателя комиссии по аграрным вопросам достаточной сатисфакции ему не принесет. Не понимал этого среди новых депутатов, кажется, лишь один человек - Владимир Коноплев. Владимир Николаевич проделал гигантскую работу с целью своего избрания на пост спикера. 21 ноября за его кандидатуру свои голоса готовы были отдать по меньшей мере 60 из имевшихся в наличии 95 депутатов. Неожиданно для многих, Коноплев самоустранился, открывая тем самым дорогу человеку, которого выбрал президент. Позже, в интервью белорусскому телевидению, Лукашенко пояснил мотивы, по которым он остановил свой выбор именно на Попове. Оказывается, президенту не хотелось, чтобы кто-то инсинуировал на почве того, что парламентом управляет "его" человек, каковым является Коноплев. Попов, по представлению президента, абсолютно независим. Наверное, именно эта независимость побудила депутата Попова начать свое представление в качестве кандидата на пост спикера со ссылки на программное выступление Лукашенко. Таким образом, президент сделал правильный выбор. Новые парламентарии, совсем как те, что заседали в ПП НС N1, постарались, чтобы выбор президента был и их совокупным выбором. Спеша продемонстрировать свою лояльность главе государства, который зал заседаний не покидал вплоть до завершения процедуры выдвижения, депутаты говорили о том, какой славный человек, этот будущий спикер. К сожалению, их рвение не было подкреплено достаточным знанием персоны экс-министра сельского хозяйства, так что не обошлось без курьезов. Одна дама, из "вертикальных" депутатов, расхваливая личные достоинства Попова, обронила фразу "я очень хорошо знаю Владимира Александровича". Только вот зовут Попова не Владимир, а Вадим…

Вообще, совершенно непонятно, где были и что в это время делали люди, которые шли в парламент с лозунгами, отличающимися от курса нынешнего президента. Времени до начала сессии у них было достаточно, колеблющихся бизнесменов и людей без жестких политических взглядов в палате довольно много, а потому можно было подготовить и реализовать какой-нибудь яркий альтернативный вариант. Когда палата практически всем составом голосовала" за Владимира Александровича", альтернативы слышно не было. Неудавшаяся попытка реализовать некий незапланированный вариант была предпринята при голосовании по кандидатуре вице-спикера. В качестве претендента на этот пост выдвинулась Ольга Абрамова. И потерпела поражение. Настолько сокрушительное, что в своих комментариях после голосования она пояснила мотивы своего выдвижения стремлением создать альтернативу Владимиру Коноплеву, так как без альтернативы не может быть никаких выборов.

ТАКИХ НЕ БЕРУТ В ПРЕДСЕДАТЕЛИ

Однако провалом на выборах спикера и вице-спикера неудачи группы независимо мыслящих депутатов в ПП НС не закончились. Ни Юрий Морозов, ни Владимир Новосяд, ни Ольга Абрамова не получили ни одного портфеля председателя постоянной парламентской комиссии. Юрий Морозов выдвигался на пост председателя комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации. Однако по итогам голосования председателем стал Валерий Липкин. Несмотря на то, что широкие контакты Абрамовой в России и Европе могли бы существенно помочь развитию международных связей нового законодательного органа. Она не стала председателем международной комиссии. Впрочем, по-другому и быть не могло, ведь в числе претендентов на пост председателя были такие зубры международной политики, как Иван Пашкевич (на фото) и Анатолий Малофеев. В результате победил Малофеев.

С Владимиром Новосядом получилось вообще некрасиво. За неделю до сессии ходили упорные слухи об изменении структуры постоянных комиссий. Говорили о том, что их количество будет расширено за счет введения комиссии по делам молодежи. Наличие в парламенте Всеволода Янчевского придавало этим слухам достоверность. Впрочем, представить себе комиссию, где председателем был бы Новосяд, а заместителем Янчевский (или наоборот), можно с трудом. 21 ноября после избрания Янчевского заместителем председателя мандатной комиссии появились первые сомнения в том, что ПП НС будет заниматься молодежной проблематикой. 23 ноября, когда выдвижение кандидатов на пост председателей постоянных комиссий завершилось, стало ясно, что ничего нового в структуре Палаты не предвидится.

В результате постоянные комиссии возглавили в основном те, кто хорошо зарекомендовал себя, работая в ПП НС первого созыва. Борис Биккинин стал председателем комиссии по национальной безопасности (в первой ПП НС он был заместителем председателя этой же комиссии). К слову, у Биккинина был очень сильный оппонент, Виктор Марахин, сотрудник Министерства обороны. О проблемах армии он говорил настолько логично и доказательно, что если бы голосование вели не депутаты, а военнослужащие, быть Марахину председателем. Основной в выступлении Марахина была фраза "обуем и оденем армию". "Я знаю, как без лишних затрат поднять денежное довольствие военнослужащих на 20 процентов", - сказал кандидат на пост председателя комиссии. Но депутаты не военные, их интересует не армия, а национальная безопасность. В том числе "продовольственная и информационная".

Депутат ПП НС N1 Василий Хрол возглавил комиссию по жилью. Анатолий Красуцкий делегирован на пост председателя комиссии по государственному строительству, самоуправлению и регламенту (в ПП НС N1 он возглавлял эту же комиссию). Был одним из немногих депутатов, которых выдвинули на должность председателя комиссии безальтернативно. Его победа казалась само собой разумеющейся, тем более что в своей вступительной речи Красуцкий очень четко обрисовал перспективы расширения функций парламента. Отвечая на вопрос депутата Пашкевича о возврате части полномочий, ранее переданных Совету республики (составление повестки дня, формирование делегаций и даже размножение документов), он отметил, что ко второй сессии намерен вынести на рассмотрение депутатов новую редакцию регламента работы Палаты. Однако Красуцкий выборы с треском проиграл. За его назначение на пост председателя комиссии проголосовало лишь 28 депутатов. А это значит, что в ближайшее время состоится повторное выдвижение претендентов на эту должность. Не состоялись выборы и председателя комиссии по законодательству. 22 ноября на этот пост выдвинулись сразу три сильных кандидата - Михаил Миранович (согласно представлению, с 1987г. работал в органах прокуратуры), Александр Архипов (опыт работы прокурором, следователем с 1986г.), Мария Протащик (целиком поддерживает внутреннюю и внешнюю политику главы государства). Совершенно неожиданно влиятельные посты в Палате получили крупные бизнесмены - Алексей Ваганов (президент "ЛАДА ОМС", председатель комиссии по кредитно-денежной политике) и Михаил Боровой (шеф "Белавтогаза", председатель комиссии по промышленности).

Впрочем, тень надежды на то, что хоть кто-нибудь из демократов попадет в председатели, все-таки есть. В связи с провалом Анатолия Красуцкого свою персону на этот пост предложил Новосяд. Однако его шансы на успех очень невелики.

Главный вывод, который можно сделать, анализируя итоги первых четырех дней работы Палаты представителей нового созыва: она является точной копией своей предшественницы. Знаковые для возможного международного признания фигуры не были допущены к руководству нового законодательного органа и пока довольствуются статусом обычных депутатов. Обладатели мнений, отличных от мнения президента, либо молчат, либо никем не услышаны.

Фото: Максим МАЛИНОВСКИЙ
Добавить комментарий
Проверочный код