Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Билеты на театральное представление +7 (495) 258 00 00 театр на малой бронной.
№46 (262) 27 ноября 2000 г. Общество

ЖИТЬ С "ВОЛЧЬИМ БИЛЕТОМ" НЕ ЖЕЛАЮ

27.11.2000
"Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства". (Ст. 2 Конституции РБ).

Эта конституционная норма вынесена в преамбулу лишь с одной целью - показать, что в действительности она является не более чем декларацией.

Я, майор Гончарик П.Е., 4 октября 1999г. написал рапорт об увольнении меня с военной службы в запас по собственному желанию на основании ст. 9.7 закона РБ "О статусе военнослужащих" и ст. 41 Конституции РБ.

Отрицательный ответ от командования части, командующего ВВС и министра обороны мотивировался тем, что "для увольнения по собственному желанию из Вооруженных Сил нужны веские основания, а также нужно предоставить документы, подтверждающие мотивы и причины, не позволяющие исполнять свои служебные обязанности в полном объеме, и что нежелание продолжать службу - это не повод для увольнения". После чего 11 ноября 1999г. я обратился в Минский межгарнизонный военный суд, надеясь на то, что в правовом государстве законным путем можно добиться от чиновников соблюдения ими закона.

Так оно и произошло. 12 января 2000г. Минский межгарнизонный военный суд под председательством майора юстиции Орлова П.А. установил, "что ни в Конституции Республики Беларусь, ни в действующем на момент принятия судебного решения законодательстве республики не содержится норм права, принуждающих офицеров, не заключивших контракт, проходить военную службу в мирное время помимо его воли" и обязал министра обороны исправить допущенное нарушение.

Казалось бы, вопрос благополучно разрешился, справедливость восторжествовала, министру обороны осталось подписать приказ об увольнении и забыть о моем существовании. Но не тут-то было. Как осмелился какой-то там майор подать в суд на министра обороны, да еще и оказаться правым! Такого быть не должно.

И вот представитель министра обороны, главный юрисконсульт управления кадров Столяров А.С. подает жалобу на решение суда. А дальше… Учитывая зависимость "военной судебной машины" от Министерства обороны, в результатах сомневаться не пришлось. Дело возвращается на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе судей. В дальнейшем Минский межгарнизонный военный суд 18 апреля 2000г. под председательством майора юстиции Кондратьева С.В. и Белорусский военный суд 18 мая 2000 г. под председательством полковника юстиции Лизунова П.Н., а также Военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь 26 июля 2000г. под председательством временно исполняющего обязанности заместителя председателя Верховного суда Другаченко В. утвердили обратное. По такому же пути 11 ноября с.г. пошел председательствующий по делу, он же заместитель председателя Верховного суда Царенко Е.М. Словом, служители Фемиды полностью поддержали заявление главного юрисконсульта Министерства обороны Столярова А.С. о том, что офицеры, пришедшие в Вооруженные Силы Республики Беларусь до 1994г., не имеют права добровольно покинуть службу до достижения ими 45-летнего возраста; ни с кем из них не будет заключен контракт, позволяющий оставить военную службу по его истечении; что министр не позволит никому из них покинуть ряды Вооруженных Сил добровольно; что для этих офицеров приказ о зачислении в военные училища в 17-летнем возрасте министр считает подписанием контракта на 28 лет; что офицеры служат не по Конституции, а по воинским уставам, которые применяют по усмотрению чиновников от армии, и что на это существует инструкция министра обороны, которая указывает, как надо рассматривать и понимать законы Республики Беларусь. Оказывается, именно инструкция министра, а вовсе не Конституция, является для военнослужащих основным законом.

Хочется особо отметить, что во всех решениях этих судов нет даже намека на упоминание Основного закона правового государства, ст. 41 которого запрещает принудительный труд, "кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении".

Но, слава Богу, у нас пока нет ни чрезвычайного, ни военного положений. Почти 15 лет я прослужил в Вооруженных Силах, из них более 10 лет на офицерских должностях, - неплохой срок для отдачи "священного долга". Выходит, наш суд приговорил меня к исполнению обязанностей военной службы в мирное время. Очень хотелось бы узнать, за что. Где, когда и как я провинился перед Родиной? Судя по всему, наше военное ведомство и военные суды решили повернуть историю вспять и отбросить Беларусь на пару веков назад и возобновить "славные" традиции крепостного права в одном отдельно взятом государственном институте. Это как славно командовать бесправными крепостными, которые не могут уйти от своего "барина"!

Да, были в мире армии, где рядовой состав составляли рабы и крепостные, но командиры всегда были "добровольцами", людьми, осознанно идущими на тяготы и лишения военной службы.

Но вот наш министр обороны решил доказать, что можно создать армию, в которой и руководящий состав будет служить по принуждению и "с радостью" выполнять не только возложенные на него обязанности, но и прихоти своего министра. Это, конечно, позволяет создать временную видимость массовости и благополучия в Вооруженных Силах. Но для чего нужна такая армия? Чтобы потешить самолюбие министра обороны? Чтобы выбить под количество как можно больше средств из бюджета? Или чтобы помочь министру обороны за счет количества скрыть свою неспособность повысить качество Вооруженных Сил и благодаря этому еще какое-то время посидеть в теплом кресле?

Мне кажется, что только очень "своеобразные люди" не могут не понимать, что угрозой "волчьего билета", насилием над личностью, принудительным трудом, нищенской зарплатой, запретом военнослужащим на дополнительный заработок, насильственным удержанием офицеров в армии нельзя заставить их добросовестно и качественно исполнять свои служебные обязанности.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: как можно называться правовым государство, в котором культивируется принудительный труд, всячески попираются права человека, в котором инструкции министра отменяют статьи Конституции, в котором Верховный Суд закрепляет права чиновников на правовой произвол?

P.S. Мною на имя министра оборону написан очередной рапорт следующего содержания: "В связи с Вашим антиконституционным запретом на увольнение офицеров с военной службы в запас по их просьбе, игнорированием Конституции и законов Республики Беларусь и, как следствие, невозможность покинуть ряды Вооруженных Сил в добровольном порядке до 45-летнего возраста, прошу Вас уволить меня из рядов Вооруженных Сил в запас под любым удобным для Вас предлогом. Так как невостребованность летного состава, бесперспективность дальнейшего прохождения службы, невозможность выполнять служебные обязанности в полном объеме и, как следствие, тяжелое морально-психологическое состояние не позволяют мне оставаться в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь".

Павел ГОНЧАРИК, командир корабля Ан-26
Добавить комментарий
Проверочный код