Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (260) 13 ноября 2000 г. Финансы

ПОКАЗАТЕЛИ ЕСТЬ,но показывать их нежелательно

13.11.2000
Игорь НАЗАРЕНКО

Реальное финансовое состояние банковской системы страны остается тайной за семью печатями. Именно по этой причине с интервалом в 2-3 года "вдруг" возникают проблемы у вкладчиков коммерческих банков. Они до сих пор наивно считают, что кто-то им вернет средства в случае возникновения у коммерческого банка неразрешимых проблем финансового характера.

Осень. Пора возвращать вклады

Прошел год с момента эпохального совещания президента с банкирами, по итогам которого было принято немало решений и поручений соответствующим органам по укреплению банковской системы. То ли решения и поручения не были выполнены, то ли по каким-то иным причинам, но к началу осени текущего года страну опять сотрясают стенания вкладчиков, которых на ближайшие несколько лет призывают стать в очередь за своими сбережениями. Осень 1995г. - прекратил выплаты физическим лицам банк "Дукат"; осень 1997г. - обманул ожидания вкладчиков "Поиск". И вот, наконец, осенью 2000г. зловещую хронологию продолжил банк "Белбалтия".

При совершенно различных финансовых объемах, специализации на сегментах финансового рынка и качестве менеджмента все эти банки в конечном итоге стали заложниками, в первую очередь, деструктивной позиции органов надзора и полнейшего отсутствия духа корпоративности в системе. Деструктивизм еще обойдется Нацбанку в копеечку, если не будут приняты срочные меры по созданию необходимого уровня коммуникаций, при котором любой потенциальный инвестор или кредитор коммерческого банка сможет оценить вероятность возврата своих средств.

Решение - на поверхности

Такая ситуация станет возможной только в случае регулярного информирования общественности о финансовом состоянии коммерческих банков независимо от желания самих коммерческих банков. В свою очередь, и коммерческим банкам следует распрощаться с глубоко сидящим в сознании посылом "не высовываться". Разумеется, если нет с чем "высовываться" - это одно. Но если есть очевидные успехи, то что мешает поделиться ими с общественностью или хотя бы с коллегами по цеху в рамках Ассоциации белорусских банков? Впрочем, провал всех попыток АББ поднять свой имидж и консолидировать банков-ское сообщество ее не особо смущает. Ну что с того, что ряд банков не является членами АББ, а некоторые, являясь де-юре членами АББ, уже де-факто таковыми не являются - просто не платят взносы?

Кто следующий?

Кто угодно. За прошедший год (с октября 1999г.) банковская система страны не радовала какими-либо исключительными достижениями. Темп роста активов опережал темп роста обязательств системы. Рост активов происходил в основном за счет кредитов в экономику. К 1 октября кредитные вложения формировали около 50% активов (без кредитов населению). Летнее сокращение рефинансирования системы со стороны Нацбанка банки компенсировали за счет коротких заимствований на рынке МБК с естественным сокращением доходности и в ущерб ликвидности. За отчетный год ликвидность системы сократилась на 24 процентных пункта за счет 16 банков.

Как это ни покажется странным, но рост валютных обязательств в балансах банков сопровождался резким сокращением за год объема средств в фонде обязательных резервов на $47 млн. Странность, впрочем, вполне объяснима "льготной иглой", на которой сидит ряд банков. Однако даже наличие льгот (создающих иллюзию живой структуры) не в состоянии обеспечить этим банкам достойное позиционирование в рейтингах. Именно по этим обстоятельством можно говорить, что потенциальных "погорельцев" в системе предостаточно.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код