Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№44 (260) 13 ноября 2000 г. Экономика

EXPO-2000 НЕ ВДНХ

13.11.2000
Алексей ДЕМЬЯНОВ

Всемирная выставка EXPO-2000 в Ганновере завершила свою пятимесячную работу. Миллионы людей, посетивших ее, будут еще долго вспоминать увиденное.

С появлением идеи организации выставки сразу же возникли и скептические оценки самой возможности проведения подобного шоу. Высказывалось мнение, что с распространением Интернета выставки и ярмарки должны оказаться рудиментами эпохи и стать фактом истории. После открытия EXPO -2000 без проблем не обошлось. Ожидаемого наплыва посетителей не наблюдалось, поэтому пришлось уволить несколько сотен сотрудников. Стремясь увеличить число посетителей, организаторы даже сделали бесплатной автостоянку, хотя изначально цена дневной парковки была DM40, не считая входного билета стоимостью DM70.

Но критических отзывов о выставке по-прежнему было больше, чем положительных. В сентябре, за месяц до закрытия, был уволен сотрудник, отвечавший за рекламу. Уже тогда стало понятно, что заветное число посетителей - 40 млн. - будет недосягаемым: в сентябре выставку посетило чуть более 11 млн. человек. Все павильоны выставки можно разделить на три типа: национальные, компаний-партнеров и так называемые "тематические парки".

Для желающих посетить национальные стенды продавались ЕХРО -паспорта, куда можно было поставить ЕХРО -визы стран-участниц. Павильоны компаний-партнеров знакомили с технологическими возможностями компаний. Например, павильон “Der Gruene Punkt” представлял собой модель завода по переработке мусора.

Но больше всего поражали тематические парки. Над их созданием работали не отдельные страны или компании, а интернациональные творческие коллективы при финансовой поддержке транснациональных корпораций. На фоне всех остальных заметно выделялся павильон "Планета М - медиа для людей".

"ПЛАНЕТА М"

Неблагодарное дело - пытаться передать словами “мультивизионное” шоу. Не менее важной кажется сама идея создания подобной планеты, существующей параллельно нашей реальности. Зрители попадали на эту планету благодаря “космическому лифту”. После полета начиналось путешествие во времени через историю коммуникаций. Все это демонстрировалось с помощью более чем 2.500 иллюстраций, показ которых сопровождался невероятными спецэффектами. В наглядной форме излагались идеи независимости средств информации и коммуникации, их огромная роль в истории человечества. Все значимые события, такие как, революции, великие открытия увязывались с историей развития медиа.

С одной стороны, подчеркивалось, что реальность медиа, то что они создают и предлагают человеку, - это не отражение нашей повседневности, а виртуальная реальность. Мир, существующий в своей галактике. С другой стороны, планета медиа - это не что иное, как новая характеристика нашей планеты, поскольку невозможно представить современную глобальную цивилизацию без СМИ и коммуникаций. Ведь помимо характеристик Земли как единственной планеты, где есть жизнь, и планеты, где есть вода, добавляется еще одна: планета, на которой есть медиа. Хотя возникает вопрос о реальности как таковой...

Затем зрители переходят в галерею и галактику медиа. “Галерея Медиа” образуется вдоль одной из стен, на которой в 137 фрагментах (телеэкраны, газеты, фото и т.п.) представлены все виды СМИ, а с другой - на фоне звездного неба демонстрируется “Галактика Медиа”, состоящая из звездных имен людей, вписанных в историю СМИ и коммуникаций, ставших звездами в этой галактике. Финальным аккордом шоу является “Мир web ”, в котором зрители превращаются в активных участников планеты Медиа и погружаются в виртуальный мир Интернета.

На Землю с “Планеты М” все возвращались немножко “инопланетянами”. Впрочем, и на земле, даже в Европе, нашлось место для своих “гуманоидов”.



ОСТРОВ В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ

О том, как была представлена Беларусь на EXPO -2000, стоит поговорить отдельно. Все страны-участницы были представлены либо собственным национальным павильоном, либо стендом в общих громадных павильонах. Беларусь выбрала второй вариант.

От всех остальных участников выставки белорусский стенд был отделен четырьмя мостиками, что, по мнению организаторов, должно было подчеркивать, что Беларусь находится в центре Европы и является европейским перекрестком. Хотя в большей степени это смахивало на остров в Европе. К тому же вся экспозиция была обращена внутрь стенда, и все желающие ознакомиться с ней должны были зайти по мостикам внутрь, чтобы испытать белорусское гостеприимство.

По словам студентов в льняных костюмах, работающих на родном стенде, основной упор делался на информацию о Беларуси: немногие посетители знали, что это за страна. На одной из стен красовалась карта Европы с контурами европейских государств, с названием только у Беларуси. Европейцы удивленно таращились на эту карту Новой Европы, раздумывая, что это за экзотика. В информационных буклетах Беларусь тоже была представлена очень специфически. В одном из них под названием “Беларусь. Земля и люди”, изданном на немецком языке, о президенте рассказывается на семи страницах, о парламенте - на двух, о правительстве - на одной...

На имидж Беларуси на выставке за "скромную" плату DM60 в день работали неохотно представлявшиеся студенты . Делегация состояла примерно из 20 человек, а все белорусские экспонаты вместились в четыре фуры. Экспозиция белорусских достижений поражала не размахом и высокими технологиями, а контрастом. Для просвещения темных в делах Беларуси европейцев на стенде находилось несколько компьютеров с тактильными мониторами. Потыкав в них пальчиками, посетители могли узнать что-то новое о Беларуси. Рядом с мониторами под национальными флагом и гербом восседал... нет, пока еще не Он, а Скорина. Говорят, что хотели поставить его четырехметровую скульптуру, да немцы не разрешили - из соображений безопасности. Поставили двухметровую. Кроме Скорины, Беларусь еще представляли и 12 огромных декоративных яиц из цеслеровского проекта века "12 из ХХ". Выставка яиц оказалась самым посещаемым местом на стенде. Причем деревянные ящики, возможно, тара от этих художеств, находились здесь же и считались частью экспозиции.

Как будет проходить EXPO -2000, каждая страна представляла по-своему. Кто-то воспринял ее как фестиваль культуры народов мира или выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), привезя свои национальные ценности, реликвии и лучшую продукцию предприятий промышленности. Другие рассматривали выставку как возможность удивить посетителей своими технологиями и неожиданными решениями, шокировать наступающим ХХI веком. Но даже в таком многообразии удалось отыскать еще одну страну, которая представляла себя практически так же, как и Беларусь. По крайней мере, схожесть мышления была очевидна. Если центральным экспонатом белорусского стенда стали не новейшие технологии, а скульптура Скорины, то в эфиопском павильоне это почетное место занимал самый древний скелет человека, найденный на территории Эфиопии. Беларусь и Эфиопия - те немногие страны, которые представляли себя на EXPO -2000 своим прошлым, далеким прошлым. С той лишь разницей, что Эфиопия нашла в себе силы построить на выставке собственный павильон...
Добавить комментарий
Проверочный код