Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№44 (260) 13 ноября 2000 г. Экономика

ГРАНИЦА ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

13.11.2000
Отдел экономики

Попытки наладить систему оплаты медицинских услуг, оказываемых иностранным гражданам на территории Беларуси, уже несколько лет инициировались и прорабатывались разными структурами. До этого существовала лишь инструкция Минздрава о порядке оплаты медицинских услуг, оказываемых иностранным гражданам в лечебно-профилактических учреждениях Беларуси, которая, как правило, не выполнялась.

Поскольку у нас медицина бесплатная, иностранным гражданам такая помощь зачастую также оказывалась за "спасибо", что влекло за собой определенные бюджетные потери: в среднем за год в лечебно-профилактические учреждения обращается до 20 тыс. иностранцев.

Не оставили без внимания этот вопрос и белорусские страховщики. Поскольку закона об обязательном медицинском страховании в республике нет, целесообразным показалось введение порядка оплаты расходов на оказание медицинской помощи иностранным гражданам. Появилась необходимость разработки правительственного документа, который регулировал бы все вопросы, связанные с оплатой медицинских услуг иностранными гражданами. В свое время страховым союзом были разработаны проекты положения и постановления Совета министров "О мерах по организации оплаты медицинских услуг иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими на территорию Республики Беларусь или следующими через Республику Беларусь транзитом". Идея, положенная в основу этих проектов, позволяла здравоохранению получать дополнительные средства на свое развитие, государству - дополнительные поступления в бюджет, а страховым организациям - приобретать опыт и готовиться к введению обязательного медицинского страхования в Беларуси. Основной акцент делался на безусловном возмещении расходов по оказанию медицинских услуг иностранным гражданам. Однако роль страховщиков в предложенной схеме государственным страховщикам показалась недостаточной, и из "порядка организации оплаты медицинских услуг иностранными гражданами" идея переродилась в "обязательное медицинское страхование иностранных граждан, временно пребывающих в Республике Беларусь". Как следствие, 26 июня 2000г. вышел указ президента N354 "Об обязательном медицинском страховании граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь".

Данным указом утверждены положение "О порядке и условиях проведения обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывающих в Республику Беларусь" и положение "О порядке оказания скорой и неотложной медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь". Содержание обоих документов вызывало недоумение у многих страховщиков.

Указ предусматривает, что обязательное медицинское страхование проводится страховыми организациями, уполномоченными правительством (естественно, это Белгосстрах и Белгосвнешстрах) осуществлять такое страхование, и другими страховыми организациями, имеющими лицензию на его проведение.

Затем выходит постановление Совета министров N1478 от 25 сентября 2000г. "Об осуществлении страховой деятельности в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь", которое предусматривает размещение там только работников Белгосстраха и Белгосвнешстраха. Что касается других страховых компаний, допущенных к проведению этого вида страхования, то они могут осуществлять страхование в пунктах пропуска через указанные выше уполномоченные страховые организации. Хотелось бы еще и получить ответ на вопрос, как другие страховые компании смогут осуществлять продажу полисов через Белгосстрах или Белгосвнешстрах, если страховым законодательством запрещено выполнение страховыми организациями агентских функций . Второй вопрос - соблюдение равенства предприятий всех форм собственности.

Согласно указу признавались полисы только тех иностранных страховых компаний, которые имели соглашение с соответствующими белорусскими организациями о взаимном признании своих полисов. Такая формулировка вызывала опасения относительно процедуры заключения соглашений со страховыми компаниями по всему миру. Во-первых, таких компаний только в Европе несколько тысяч, а белорусских страховщиков, допущенных к проведению данного страхования, всего 12. Следовательно, необходимо заключить несколько тысяч соглашений о взаимном признании полисов. Во-вторых, тут же возникают сложности контроля пограничных органов при идентификации страховых полисов на предмет того, имеет ли страховая компания, которая выдала это полис, соглашение с белорусским страховщиком. А таких соглашений тысячи. Можно представить, сколько времени потребуется на проверку таких полисов.

Подготовка к введению обязательного медицинского страхования показала наличие множества недоработок в принятых нормативных документах. МИД стал выражать серьезную обеспокоенность, что "обилечивание" полисами обязательного медицинского страхования иностранных граждан, пересекающих границу, может вызвать ряд дипломатических осложнений и привести к ответным мерам со стороны иностранных государств. Самый важный аргумент - иностранные государства не требуют от белорусских страховщиков заключать соглашения о признании полисов. А белорусских граждан выезжает за рубеж в шесть раз больше, чем прибывает к нам иностранцев. И эти граждане приобретают в Беларуси полисы белорусских компаний, которые действительны по всему миру. Рано или поздно подобные меры будут введены и в отношении белорусских страховщиков. Таким образом, средств белорусских граждан на покупку иностранных полисов уйдет за рубеж в несколько раз больше, чем поступит от иностранцев.

В связи с этим за несколько дней до вступления указа в силу был подписан новый указ - "О внесении изменений и дополнений в указ президента Республики Беларусь от 26 июня 2000г. N354".

Была смягчена формулировка о признании иностранных страховых полисов только при наличии соответствующего соглашения с белорусским страховщиком о взаимном признании полисов. В новой редакции предусмотрено, что страховой полис, выданный иностранной страховой организацией, должен:

- распространять свое действие на территорию Беларуси;

- действовать в течение всего срока пребывания иностранного гражданина на территории Беларуси;

- предусматривать страховую сумму (лимит ответственности) не ниже страховой суммы (лимита ответственности), определенной в подпункте 3.1 Указа ($5.000);

- охватывать страховые случаи, установленные законодательством Беларуси об обязательном медицинском страховании иностранных граждан.

В перечень лиц, не подлежащих обязательному страхованию, внесены иностранные граждане, следующие транзитом через территорию Беларуси на поездах международного сообщения, на воздушных гражданских судах международных авиалиний; иностранные граждане государств, с которыми заключены международные договоры Республики Беларусь о взаимных поездках граждан, в том числе безвизовых, а также международные договоры, регулирующие упрощенный порядок пересечения государственной границы Республики Беларусь.

Однозначность отказа в пропуске иностранного гражданина через границу Беларуси, если он не хочет заключать договор об обязательном медицинском страховании, заменена формулировкой "может быть отказано в пропуске через государственную границу Республики Беларусь".

Как пойдет страхование, пока неизвестно. Возможно, мы повторили ошибку литовских коллег, которые продекларировали введение такого страхования, а потом отложили его на неопределенное время. Сегодня нельзя точно сказать, в какой мере введение обязательного страхования создаст условия для безусловного возмещения расходов по оказанию медицинских услуг иностранным гражданам, не вызвав при этом возмущения иностранных граждан и других негативных последствий. Ясно одно: при лоббировании интересов отдельных государственных страховых организаций без учета интересов других страховщиков хорошая идея может обернуться скандалами, которые совсем не украшают белорусское страхование и республику в целом.
Добавить комментарий
Проверочный код