Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (260) 13 ноября 2000 г. Экономика

ГРАНИЦА ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

13.11.2000
Отдел экономики

Попытки наладить систему оплаты медицинских услуг, оказываемых иностранным гражданам на территории Беларуси, уже несколько лет инициировались и прорабатывались разными структурами. До этого существовала лишь инструкция Минздрава о порядке оплаты медицинских услуг, оказываемых иностранным гражданам в лечебно-профилактических учреждениях Беларуси, которая, как правило, не выполнялась.

Поскольку у нас медицина бесплатная, иностранным гражданам такая помощь зачастую также оказывалась за "спасибо", что влекло за собой определенные бюджетные потери: в среднем за год в лечебно-профилактические учреждения обращается до 20 тыс. иностранцев.

Не оставили без внимания этот вопрос и белорусские страховщики. Поскольку закона об обязательном медицинском страховании в республике нет, целесообразным показалось введение порядка оплаты расходов на оказание медицинской помощи иностранным гражданам. Появилась необходимость разработки правительственного документа, который регулировал бы все вопросы, связанные с оплатой медицинских услуг иностранными гражданами. В свое время страховым союзом были разработаны проекты положения и постановления Совета министров "О мерах по организации оплаты медицинских услуг иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими на территорию Республики Беларусь или следующими через Республику Беларусь транзитом". Идея, положенная в основу этих проектов, позволяла здравоохранению получать дополнительные средства на свое развитие, государству - дополнительные поступления в бюджет, а страховым организациям - приобретать опыт и готовиться к введению обязательного медицинского страхования в Беларуси. Основной акцент делался на безусловном возмещении расходов по оказанию медицинских услуг иностранным гражданам. Однако роль страховщиков в предложенной схеме государственным страховщикам показалась недостаточной, и из "порядка организации оплаты медицинских услуг иностранными гражданами" идея переродилась в "обязательное медицинское страхование иностранных граждан, временно пребывающих в Республике Беларусь". Как следствие, 26 июня 2000г. вышел указ президента N354 "Об обязательном медицинском страховании граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь".

Данным указом утверждены положение "О порядке и условиях проведения обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывающих в Республику Беларусь" и положение "О порядке оказания скорой и неотложной медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь". Содержание обоих документов вызывало недоумение у многих страховщиков.

Указ предусматривает, что обязательное медицинское страхование проводится страховыми организациями, уполномоченными правительством (естественно, это Белгосстрах и Белгосвнешстрах) осуществлять такое страхование, и другими страховыми организациями, имеющими лицензию на его проведение.

Затем выходит постановление Совета министров N1478 от 25 сентября 2000г. "Об осуществлении страховой деятельности в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь", которое предусматривает размещение там только работников Белгосстраха и Белгосвнешстраха. Что касается других страховых компаний, допущенных к проведению этого вида страхования, то они могут осуществлять страхование в пунктах пропуска через указанные выше уполномоченные страховые организации. Хотелось бы еще и получить ответ на вопрос, как другие страховые компании смогут осуществлять продажу полисов через Белгосстрах или Белгосвнешстрах, если страховым законодательством запрещено выполнение страховыми организациями агентских функций . Второй вопрос - соблюдение равенства предприятий всех форм собственности.

Согласно указу признавались полисы только тех иностранных страховых компаний, которые имели соглашение с соответствующими белорусскими организациями о взаимном признании своих полисов. Такая формулировка вызывала опасения относительно процедуры заключения соглашений со страховыми компаниями по всему миру. Во-первых, таких компаний только в Европе несколько тысяч, а белорусских страховщиков, допущенных к проведению данного страхования, всего 12. Следовательно, необходимо заключить несколько тысяч соглашений о взаимном признании полисов. Во-вторых, тут же возникают сложности контроля пограничных органов при идентификации страховых полисов на предмет того, имеет ли страховая компания, которая выдала это полис, соглашение с белорусским страховщиком. А таких соглашений тысячи. Можно представить, сколько времени потребуется на проверку таких полисов.

Подготовка к введению обязательного медицинского страхования показала наличие множества недоработок в принятых нормативных документах. МИД стал выражать серьезную обеспокоенность, что "обилечивание" полисами обязательного медицинского страхования иностранных граждан, пересекающих границу, может вызвать ряд дипломатических осложнений и привести к ответным мерам со стороны иностранных государств. Самый важный аргумент - иностранные государства не требуют от белорусских страховщиков заключать соглашения о признании полисов. А белорусских граждан выезжает за рубеж в шесть раз больше, чем прибывает к нам иностранцев. И эти граждане приобретают в Беларуси полисы белорусских компаний, которые действительны по всему миру. Рано или поздно подобные меры будут введены и в отношении белорусских страховщиков. Таким образом, средств белорусских граждан на покупку иностранных полисов уйдет за рубеж в несколько раз больше, чем поступит от иностранцев.

В связи с этим за несколько дней до вступления указа в силу был подписан новый указ - "О внесении изменений и дополнений в указ президента Республики Беларусь от 26 июня 2000г. N354".

Была смягчена формулировка о признании иностранных страховых полисов только при наличии соответствующего соглашения с белорусским страховщиком о взаимном признании полисов. В новой редакции предусмотрено, что страховой полис, выданный иностранной страховой организацией, должен:

- распространять свое действие на территорию Беларуси;

- действовать в течение всего срока пребывания иностранного гражданина на территории Беларуси;

- предусматривать страховую сумму (лимит ответственности) не ниже страховой суммы (лимита ответственности), определенной в подпункте 3.1 Указа ($5.000);

- охватывать страховые случаи, установленные законодательством Беларуси об обязательном медицинском страховании иностранных граждан.

В перечень лиц, не подлежащих обязательному страхованию, внесены иностранные граждане, следующие транзитом через территорию Беларуси на поездах международного сообщения, на воздушных гражданских судах международных авиалиний; иностранные граждане государств, с которыми заключены международные договоры Республики Беларусь о взаимных поездках граждан, в том числе безвизовых, а также международные договоры, регулирующие упрощенный порядок пересечения государственной границы Республики Беларусь.

Однозначность отказа в пропуске иностранного гражданина через границу Беларуси, если он не хочет заключать договор об обязательном медицинском страховании, заменена формулировкой "может быть отказано в пропуске через государственную границу Республики Беларусь".

Как пойдет страхование, пока неизвестно. Возможно, мы повторили ошибку литовских коллег, которые продекларировали введение такого страхования, а потом отложили его на неопределенное время. Сегодня нельзя точно сказать, в какой мере введение обязательного страхования создаст условия для безусловного возмещения расходов по оказанию медицинских услуг иностранным гражданам, не вызвав при этом возмущения иностранных граждан и других негативных последствий. Ясно одно: при лоббировании интересов отдельных государственных страховых организаций без учета интересов других страховщиков хорошая идея может обернуться скандалами, которые совсем не украшают белорусское страхование и республику в целом.
Добавить комментарий
Проверочный код