Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№42 (258) 30 октября 2000 г. Тема недели

НАМ МОГУТ СКОРО ЧТО-ТО ДАТЬ

30.10.2000
Ярослав РОМАНЧУК

Уверенно заявляют белорусские власти по поводу кредитов МВФ

Контекст реформ самого Международного валютного фонда и Всемирного банка оказывает серьезное влияние на характер взаимоотношений не только с Беларусью. Отказавшись от роли безропотных инструментов приведения стран третьего мира в соответствие со стандартами богатого Запада, к тому же на его деньги, эти организации больше концентрируются на информационном обеспечении процесса реформ, на мониторинге и распространении рыночных стандартов в учете, финансах и рынках товаров и услуг.

Государственная кошка хуже ловит мышей" - к такому выводу на основе анализа финансовых результатов последних 40 лет пришли разные частные и государственные аналитические центры. Под громкие заявления о приверженности рынку, под обещания быть послушным и делать все в рамках государственной собственности денег больше не будет. По крайней мере, для тех стран, куда еще не ступала нога приватизации, финансовой дисциплины и структурной перестройки. К их числу следует отнести и Беларусь, которая на протяжении последнего года интенсивно уговаривает МВФ возобновить финансирование экономических реформ.

13 октября 2000г. на заседании Совета директоров МВФ проводились консультации в рамках статьи IV в отношении Беларуси. Согласно данной статье, фонд ежегодно проводит оценку экономического состояния страны и выдает свои рекомендации. Т.е. это не было внеочередное, внеплановое мероприятие. Типичное рабочее заседание в рамках выполнения фондом своих обязательств перед одним из членов. Позицию официального Минска изложил П.Никитенко, который уполномочен вести переговоры с МВФ. В отличие от предыдущих заседаний, белорусское правительство могло кое-чем похвастаться: установили единый курс, выпустили белорусский рубль в ограниченное внешнеторговое плавание, обеспечили тенденцию снижения инфляции, сформировали кое-какие валютные резервы. При традиционно низком дефиците бюджета, подсчитанном без учета квазибюджетных обязательств и расходов президентского и внебюджетных фондов, незначительном внешнем долге может сложиться впечатление, что Беларусь наконец-то осознала ошибки прошлого и готова играть по правилам международных финансовых организаций.

Подвешенная независимость

На вашингтонском заседании особо отмечалось восстановление независимости Нацбанка Беларуси как признак возврата нашей страны в цивилизованное экономическое поле. И здесь кроется то ли самое большое заблуждение, то ли самый большой аванс институту, в отдаленной степени напоминающему рыночный. Эксперты ссылаются и на принятие Банковского кодекса. Мол, он юридически восстанавливает независимость Национального банка. Что ж, обратимся к первоисточнику.

В статье 24 написано: "Национальный банк подотчетен президенту РБ" , осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Банковским кодексом, законами, "нормативными актами президента РБ и независим в своей деятельности" . Подчинение центрального банка страны главе исполнительной власти, а не парламенту чревато серьезными негативными последствиями для стабильности национальной валюты и финансовой системы в целом. Данную формулировку, зная белорусскую экономическую практику, можно прочитать так: "Президент РБ - глава НБ. Его председатель является всего лишь уполномоченным администратором" . Так, побелить, покрасить, бумажки поднести. Основные направления денежно-кредитной политики, согласно статье 27, Нацбанк представляет президенту вместе с правительством. Председатель Нацбанка по статье 36 является членом правительства. Статья 61 устанавливает, что председатель НБ назначается сроком на 5 лет, как и президент. А по статье 62 "президент РБ вправе освободить председателя и (или) членов (члена) правления Национального банка от должности с уведомлением Совета республики Национального собрания РБ в случае ... несоблюдения ... декретов, указов и распоряжений президента РБ... совершения виновных действий, которые дают основание для утраты доверия к данному лицу" . Конечно, список этих самых "виновных действий" не прилагается. Представители официального Минска, должно быть, владеют некими секретными PR -технологиями, раз сумели ввести в уши западных аналитиков тезис о приобретении Нацбанком Беларуси независимости. По крайней мере, в новом Банковском кодексе нет намеков на то, что в цивилизованном мире считается независимостью от органов исполнительной власти.

Живых денег меньше - обязательств больше

Вопрос "даст или не даст" в отношении внешних кредитов очень волнует белорусское правительство. Снижение рентабельности предприятий, увеличение дебитор-ской и кредиторской задолженности, уменьшение валютной выручки и налоговых поступлений в твердой валюте, рост расходов на обслуживание внешнего долга при сохранении высоких обязательств бюджета перед корпоративными монстрами в виде сельского хозяйства, строительства и ряда промышленных предприятий создают очень негативный фон. Более того, правительство пошло на увеличение минимальной зарплаты на 38%, что значительно увеличило фискальную нагрузку на бюджет. Данное повышение вряд ли можно назвать следствием рывка реального сектора в новое качество. Все чаще звучат тревожные голоса крупных белорусских производителей из еще пока конкурентных секторов (мебельная и легкая промышленность, производители стройматериалов и продовольствия): "Россияне производят все лучше и лучше. Спрос на некогда ходовой белорусский товар падает" . Если проблемы возникают со сбытом на традиционно лояльном к белорусам восточном рынке, то как правительство собирается выполнять доходную часть бюджета?

Как можно получать больше налогов при хуже и меньше производящем реальном секторе и до обморочного состояния зажатого сектора услуг? Как можно обслуживать новые кредиты, если под вопрос может стать отдача старых? Это прекрасно понимают эксперты МВФ, поэтому сдержанный оптимизм насквозь пронизан объективной оценкой белорусских проблем. Инфляция стала меньше, но сентябрьские почти 7% при сезонном снижении цен на многие с/х продукты показывают, что радоваться рано. Инфляцию под 200% в год даже в самом розовом сне нельзя назвать приемлемой. Правда, размер внешнего долга далек от критических величин: еще недавно считалось, что Беларусь должна внешним кредиторам около $1 млрд. Однако, по оценкам некоторых российских экспертов, размер внешнего долга Беларуси достиг 24% ВВП. То ли ВВП у нас сжался до $4,2 млрд., то ли внешний долг увеличился до $2,9 млрд., если отталкиваться от годового ВВП в $12 млрд. Обслуживать такой долг при остром дефиците валюты - тоже не простой вопрос.

Незначительному дефициту бюджета (по прогнозу - 1,7% за год) можно было бы радоваться, не будь квазибюджетного дефицита. Да, Нацбанк сумел в некоторой степени переложить на Минфин груз выдачи дешевых кредитов, но в белорусской системе принятия экономических решений это что в лоб, что по лбу. Дешевые кредиты, выбиваемые правительством и Нацбанком из коммерческих банков, отсутствие всякого контроля за использованием средств из президентского фонда, критическое состояние внебюджетных фондов, особенно по социальным программам, заблокированный механизм банкротства и широкое распространение практики списания долгов позволяет сделать вывод, что белорусская экономика продолжает работает под воздействием мягких бюджетных наркотиков. Нацбанк по-прежнему будет предоставлять кредиты (по соответствующей цене) на финансирование дефицита бюджета следующего года. Помимо этого, предусмотрены заимствования на внутреннем рынке и поступления от приватизации, но, принимая во внимание провал данных источников в этом году, можно предположить, что Нацбанк опять станет дойной коровой. На запланированные в бюджете-2001 поступления от приватизации в объеме $9 млн. (3,1% от доходов бюджета) рассчитывать не стоит. В бюджете 2000г. поступления от приватизации запланированы на уровне 2,6% доходов. "Скачок" в структурной политике впечатляет - "бег на месте, три - четыре". Привыкание госсубъектов к дешевым ресурсам налицо. Жить долго можно только без наркотиков. В нашей ситуации нет денег даже на коноплю, не говоря уже о дорогом гашише. Так что отказываться от субсидий и дотаций, навязать предприятиям финансовую дисциплину придется, что и рекомендует МВФ.

Правительство понимает необходимость снижения налоговой нагрузки. В бюджете на 2001г. она уменьшается на 1% ВВП. Радоваться? Спросите у предпринимателя, которому сказали, что его обанкротят не за 6, а за 7 месяцев. Спросите у банкира, вернет ли он свои деньги и посоветует ли он своим клиентам возвращать капитал обратно в Беларусь. Не успела первая палата торжественно принять бюджет, как появились предположения о введении в Беларуси по российскому примеру линейного подоходного налога на физических лиц в 13%. Раз уж в этом будем копировать россиян, то почему бы не принять за целевой индикатор инфляцию в пределах 10%, упрощенную тарифную политику, широкомасштабную приватизацию и демонополизацию естественных монополий?



Welcome
в рынок?


С чего это вдруг эмиссары из Минска засуетились вокруг МВФ и России? Нет денег на даже на социальные программы. Обнищание народа и реального сектора как следствие банкротства выбранной концепции развития страны очень опасно для власти, которая ищет мандат доверия на следующий срок. Правительство предпринимает попытки создать адресную систему защиты, чтобы бюджетная помощь наконец-то попадала к тому, кто в ней реально нуждается. В рамках этой программы планируется значительное сокращение дотаций на жилищно-коммунальные услуги, продовольствие, общественный транспорт. Адресность предполагает, что 700 тыс. человек, чьи доходы составляют меньше половины прожиточного минимума (если этот минимум "прожиточный", то как этот "золотой" почти миллион живет?), будут получать менее $45 в год, что эквивалентно 700 г сырокопченой колбасы в месяц. Нельзя сказать, что это прорыв в социальной политике, но ход мыслей интересен.

Однако колбасы понадобится гораздо больше, если оплату коммунальных услуг доведут до уровня хотя бы 60-80% себестоимости. В этом году они и так стали стоить почти в 7 раз больше. В следующем году динамика роста сохранится. Правительство просто игнорирует собственные постановления и вышестоящие указы по ограничению роста цен. Наверху понимают, что это откровенная глупость, а чиновникам и контролерам внизу их отрицание по умолчанию не указ. Они продолжают давить предпринимателей за нарушение порядка формирования цен. Декларация об отмене субсидий на продовольствие на практике может означать отмену большей части госзаказа колхозам и совхозам по грабительски низким ценам. Это был бы революционный по белорусским меркам шаг.

Беларусь нехотя, с гримасами и воплями, но входит в рынок с черного хода. Парадный пока еще используется для селекторных совещаний и бессмысленных "дожинок". Тише стали наезды на инвесторов и предпринимателей. "Чип рынка", встроенный в нужную голову, начинает действовать. Рынок идет к нам с Востока. А для МВФ это еще лучше. Фонд не получит большую порцию обвинений по поводу "навязывания" реформ. Всемирный банк также с охотой отзывается на робкие предложения белорусской стороны начать институциональные преобразования. Уже принято решение о выделение кредита на энергосберегающие проекты. Деньги, правда, небольшие, но иностранцы стараются стимулировать любые действия, ведущие к рынку. Правительство Беларуси убедительно просит восстановить в Минске полнокровное представительство МВФ, начать переговоры по предоставлению кредитов по линии stand by , декларируя решимость начать трудные реформы при поддержке международных организаций. Фонд склоняется к другому варианту. Схематически это выглядит так: МВФ определяет ряд показателей, которые правительство должно выполнить, из числа своих экспертов формирует группу, которая в течение нескольких месяцев занимается мониторингом их выполнения. По результатам, т.е. через 4-6 месяцев, будет принято решение о начале переговоров по stand by . Западные эксперты обладают достаточным опытом, и на демагогической мякине их не проведешь. Пройдя российский дефолт, набив шишки на украинской системе инсайдерского дележа "ничейных" денег, говорить "нет" они научились.

Белорусскому правительству давно пора понять, что, заигравшись в имитацию реформ, оно полностью подорвало доверие к себе, к белорусским институтам власти, к государству в целом. Для восстановления доверия нужно не просто выполнение неких формальных макроэкономических индикаторов. Необходима реформа власти и полное обновление команды, отвечающей за проведение экономической политики. На обучение нынешней у страны, налогоплательщиков и предпринимателей, денег нет. Последние резервы потрачены на топ-менеджера Нацбанка.
Добавить комментарий
Проверочный код