Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№42 (258) 30 октября 2000 г. Тема недели

ДЕНЬГИ ДАЮТ ПОД ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ

30.10.2000
Ярослав РОМАНЧУК

№ 42 [258] от 30.10.00 - Основная проблема Беларуси - острейший дефицит доверия к властям. Читайте интервью постоянного представителя МВФ в Литве и Беларуси Марка Хортона "Белорусской газете"

- Между экономической парадигмой Международного валютного фонда и экономической политикой белорусского правительства в последние годы существовал большой разрыв. Произошло ли сближение позиций?



- С формальной точки зрения расстояние между позициями МВФ и правительства Беларуси сократилось. В этом году мы отмечаем ужесточение монетарной политики. Ставка рефинансирования стала положительной. Как для Нацбанка, так и для коммерческих банков наблюдается ограничение ликвидности. Ранее этого не было. Выход на единый обменный курс, который имеет сегодня специфический характер при управляемом, регулируемом рынке валюты - это, конечно, прогресс по сравнению с тем, что было год назад, когда существовало 7 различных сегментов валютообменного рынка. В более широком контексте все эти факторы, конечно, важны: жесткая монетарная политика, единый обменный курс. Но самое главное в том, что фонд хочет видеть, как белорусские власти проводят политику, которая делают вашу страну более привлекательной для инвестиций. И не только для иностранных инвесторов, которые приезжают в страну якобы скупать товары, нанимать рабочих, зарабатывать для себя много денег. Инвестиционный климат должен быть благоприятным как для иностранцев, так и для белорусов.

Можно ли сегодня говорить, что шаги, предпринятые правительством для сближения позиций, привели к улучшению инвестиционного климата? Ответ далеко не однозначен. В этом направлении еще надо проделать много работы. Поэтому, собственно говоря, Беларусь не имеет соглашения stand by . Да, прогресс есть, но не того масштаба, чтобы начать более тесное сотрудничество.



- Насколько близок МВФ к принятию решения о запуске в Беларуси программы мониторинга? Можно ли ожидать после ее завершения возобновления соглашения по stand by ?


- 22 ноября в Беларусь на две недели приедет миссия МВФ для оценки возможности осуществления мониторинговой программы фонда. Говоря об экономической политике вашей страны, запуск такой программы является лучшей возможностью для анализа. Будет подготовлен меморандум и определены контрольные финансовые показатели, которые были бы реалистичными и отражали реальное состояние экономики.



- Каковы целевые индикаторы, к выполнению которых должно стремиться белорусское правительство?


- Бюджетный дефицит, возможно, объем задолженности бюджетных организаций и предприятий, объем кредита Нацбанка, объем валютных резервов. Безусловно, должны присутствовать и определенные структурные условия. Мы не ожидаем, что все цены будут либерализованы в течение, скажем, двух недель. Мы понимаем, какие социальные последствия могут за этим последовать. Главное - начать этот процесс и придать ему некую динамику. Мы хотели бы видеть принятие мер по либерализации цен, зарплат, торговли, пересмотр существующей практики лицензирования. Мы не хотим контролировать каждый элемент экономической политики Беларуси, а выберем некоторые индикаторы, которые покажут серьезность стремления к созданию лучшего инвестиционного климата.



- Допустим, МВФ удовлетворят результаты мониторинга экономической политики Беларуси. Когда можно ожидать подписания соглашения по stand by ?


- Речь о stand by может идти лишь только в том случае, когда результаты мониторинга, который будет проводиться специалистами фонда, окажется успешным. Трудно сейчас говорить о неких конкретных сроках. Но если миссия будет успешной, то можно говорить о конце второго квартала 2001 года. Повторяю, если мы сойдемся по целевым индикаторам. Если же соглашение не будет достигнуто, в Минск прибудет очередная миссия на очередной тур переговоров.



- Каковы основные ошибки белорусской экономической политики? Что должно изменить правительство, чтобы получить кредит МВФ?


- Главная проблема белорусской экономической политики - недостаток уверенности. Думаю, что очень трудно любому, кто здесь находится, говорить: "Через год курс белорусского рубля будет такой-то". Или что инфляция будет составлять X процентов. В некоторых странах, к примеру, в Литве, монетарный режим позволяет с большой вероятностью предсказывать курс национальной валюты. В Литве действует валютное управление (currency board) .



- Да, но в основе подобных прогнозов - четкие институциональные механизмы, а не чье-то честное слово или обещание.


- Если вы спросите, смогу ли я через год купить валюту, я отвечу: "Надеюсь". Сейчас купить валюту можно. Но в Беларуси так было не всегда. Будет ли такой же налоговая политика? Будет ли характер лицензирования таким же? Это те сферы, прояснение мер в которых делает политику предсказуемой, стабильной и, конечно, улучшает инвестиционный климат.



- В заявлении, принятом по результатам заседания совета директоров в Вашингтоне, прозвучало неожиданное для независимых белорусских аналитиков признание: Нацбанк Беларуси восстановил свою независимость. Вы согласны с таким утверждением?


- В 1998 году был подписан декрет, согласно которому Нацбанк должен был координировать свои действия с правительством. Летом нынешнего года декрет был отменен. Это и послужило основой для утверждения о формальном восстановлении независимости Нацбанка. Вы можете спросить: а как же обстоят дела на практике? Фонд на протяжении ряда лет уделяет особое внимание независимости центральных банков. И не только в Беларуси. Мы обратили внимание на то, что декрет президента был отменен, и решили этот факт отметить. Возможно, это поощрительная мера. Нынче мы видим, что Нацбанк действует более независимо. Он смог удержать положительную ставку рефинансирования, заменить предыдущую кредитную эмиссию другими механизмами. Нацбанк в нынешнем году демонстрирует явно больше инициативы, чем в прошлом, когда он реагировал на решения, принимаемые другими органами.



- Возможно, что центр принятия экономических решений просто решил ужесточить монетарную политику, а Нацбанк всего лишь выполняет его волю.


- Возможно, есть какая-то связь между этими решениями и тем, что понимается под независимостью в международном сообществе. Независимые центральные банки проводят более ответственную монетарную политику, больше стремятся к стабилизации обменного курса, к снижению инфляции.



- Можно ли верить официальным экономическим индикаторам, представляемым белорусским правительством? Предприятия работают под большим административным давлением и в режиме тотального регулирования цен. Насколько надежна белорусская официальная статистика?


- Наши эксперты по статистике работали в Беларуси около четырех лет. Мы постарались внести свой вклад в улучшение технической природы этих показателей, т.е. в то, как данные собираются, как выводятся показатели. Поэтому я не могу сказать, что не уверен в официальных цифрах: тем самым я бы отверг все наши усилия по улучшению качества данных показателей. Мы понимаем все ограничения, вытекающие из качества экономической среды, о которых вы сказали. Необходимо сверять данные показатели с реальной жизнью, и, зная о наличии теневой экономики, бартера, мы не принимаем официальную статистику за чистую монету.

Хотел бы отметить еще один момент. Изоляция Беларуси от международных финансовых рынков, относительный недостаток иностранных инвестиций делают этот вопрос более критическим. Трудно наблюдать за другими видами экономической деятельности, которая бы проверяла формальные индикаторы. Поэтому люди в Беларуси в большей степени должны полагаться на официальную статистику, чем, скажем, в Польше.



- Экономика - это информация, стимулы и ценности. Насколько искажены данные факторы в Беларуси по сравнению со странами с рыночной экономикой? Некоторые говорят, что белорусы не в состоянии думать рыночными категориями и принимать адекватные решения.


- Выскажу свое субъективное мнение. Я живу в Вильнюсе и сравниваю его с Минском. Здесь гораздо меньше прозрачности в информации, в системе стимулов. Вне сомнения, гораздо труднее открыть бизнес в Беларуси, чем в Литве. Рыночные сигналы в виде цены, обменного курса, инфляционные ожидания оказывают свое влияние на поведение людей. Несмотря на то, что Минск в три раза больше Вильнюса, здесь гораздо меньше богатства, коммерческой деятельности и рыночного развития. Сектор услуг здесь, кажется, спрятан и, очевидно, развит гораздо меньше. Прошло 8 лет, и мы видим, что уровень и степень экономической активности в Беларуси гораздо ниже, чем в Литве. По дороге от границы Беларуси до Минска практически отсутствуют услуги. На 200 с лишним километров только две или три автозаправки, отсутствуют магазины, места, где можно перекусить и выпить кофе. У людей нет информации. Они сталкиваются с массой препятствий на пути открытия бизнеса.



- По мнению России и МВФ, Беларусь должна вступить на путь болезненных структурных реформ. Их можно проводить двумя способами: постепенно, медленно и системно, быстро. Белорусское правительство готово к осуществлению данных сценариев? Какой сценарий более вероятен?


- Очевидно, что белорусское правительство предпочитает градуализм. Если бы было иначе, оно бы давно решило проблемы, с которыми сталкивается сегодня. Я бы не хотел предсказывать развитие событий. Время покажет, но по-прежнему существует тенденция делать все постепенно. Проведение радикальных реформ не значит, что все радикально и быстро должно поменяться. Даже в странах, которые выбрали быстрые радикальные реформы, некоторые проблемы просто нельзя решить мгновенно. В данном регионе к таким проблемам относится реформа сельского хозяйства. Да, можно радикально поменять политику, но сельское хозяйство так быстро не отреагирует. Мы говорим о 20 процентах населения страны, о сложном культурологическом, социальном, экономическом климате. Нельзя поменять его за ночь. Надо видеть разницу между быстрыми системными изменениями и быстрым ответом субъектов на эти изменения. Отказ от быстрых системных изменений часто ведет к затягиванию процессов. Очевидно, что страна не может поддерживать 15-25 процентов населения в сельхозпроизводстве. Надо двигаться в другом направлении. Это не значит, что толчок к переменам не должен быть быстрым. Градуализм откладывает получение страной прибыли от перемен.

Возьмем энергетический сектор. Если мы сохраняем неэффективную структуру потребления энергии, то на протяжении многих лет сжигаем газ, накапливаем долги. То же самое можно сказать о сельском хозяйстве. В той же Литве нет колхозов. Я не хочу сказать, что там нет проблем с сельским хозяйством, но это не проблемы дотационных цен, возврата кредитов, недостатка прав собственности. Эти проблемы в Литве решены, но остаются другие, ведь на селе работает 15 процентов населения.



- Один из предлагаемых вариантов стабилизации белорусского рубля - привязка через currency board к российскому. Как вы оцениваете такое предложение?


- Я думаю, что термин currency board - валютное управление - в Беларуси имеет несколько иное значение. Это довольно специфичный монетарный механизм. Первый его элемент - центральный банк страны имеет право осуществлять эмиссию собственной валюты только в обмен на иностранную. Это, в свою очередь, запрещает две вещи: кредитование правительства и кредитование банков. Когда говорят о currency board, надо ответить на вопрос: "Готовы ли правительство и коммерческие банки работать без кредитов центрального банка?" Я не думаю. Кредитные портфели банков имеют большую часть сомнительных кредитов, "очистка" которых потребует рекапитализации, поскольку определенная часть банков является государственными. Более того, Нацбанк является акционером отдельных коммерческих банков. Как можно переходить на валютное управление при таком институциональном укладе, ведь главный элемент currency board - запрет кредитования коммерческих банков Нацбанком? Беларуси надо проделать большой объем работы, чтобы выполненить предварительные условия для введения валютного управления, если такое решение будет принято.

Другой вопрос, нужно ли Беларуси валютное управление. На данном этапе, наверное, нет. Это был бы достаточно рискованный шаг, до тех пор, пока банки и правительство не будут готовы отказаться от финансовой помощи Нацбанка. Правительство должно работать на рынке европейских облигаций, а оно там не работает. Коммерческие банки надо приватизировать, а правительство к этому не готово. Они еще не приведены в порядок для продажи и продолжают кредитовать сомнительные проекты типа поддержки совхозов и колхозов, строительства. В качестве решения проблемы стабильности денег мы предлагаем методику установления планового индикатора увеличения денежной массы. В этой системе мы предлагаем определенное увеличение денежных показателей. До сих пор наши предложения расходились с практикой белорусских монетарных органов. Мы рекомендовали гораздо меньший объем эмиссии. В этом и есть суть вопроса.

Так что currency board - красивый девиз, но Беларусь не готова к воплощению его в жизнь. Будем честны, она и не должна быть готова именно к такому укладу. 5-7 стран в мире работают в режиме валютного управления. Другие страны успешно работают в режиме свободного плавания национальных валют, коридора и т.д. Главное - обеспечить высокую степень предсказуемости и стабильности.
Добавить комментарий
Проверочный код