Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№42 (258) 30 октября 2000 г. Тема недели

МВФ: БЕЛАРУСЬ ДЛЯ КРЕДИТОВ ПОКА НЕ СОЗРЕЛА

30.10.2000
Сергей ЖБАНОВ

Для достижения восковой спелости плода осталась какая-то малость: необходимо удобрить белорусскую экономическую почву структурными реформами и пустяковыми стабилизационными мероприятиями. И тогда западные деньги потекут к нам если не рекой, то очень мощным потоком.



Наверное, первый кредит потому и называется stand by , что всем нужно быть очень готовыми принять и разместить по пустым карманам большие иностранные деньги. Такая вот приятная слуху игра слов!

Теперь об организационных мелочах, гарантирующих наступление этого долгожданного (с 1995г.) момента. По итогам консультаций с белорусскими представителями совет директоров МВФ принял заключительный документ, где зафиксирован перечень мер, необходимых Беларуси для возобновления кредитования фондом.

Итак, совет директоров МВФ с присущей этому институту объективностью отметил и одобрил все признаки, характеризующие улучшение экономической политики Беларуси: унификация обменного курса рубля, либерализация валютного рынка, обеспечение положительных процентных ставок, снижение инфляции, рост золотовалютных резервов, покрывающих, правда, пока менее одного месяца импорта (по норме - не менее трех месяцев).

Теперь о будничном и грустном. МВФ со скучной беспристрастностью зафиксировал ослабление валютной политики начиная со второго квартала 2000г. Смягчение показателей денежной массы обусловлено увеличением закупок центральным банком иностранной валюты для обеспечения коммерческим банкам рублевой ликвидности с последующим финансированием последними приоритетных секторов экономики. Тут мнения фонда и главного банкира Петра Прокоповича, считающего данный способ наполнения экономики рублями неинфляционным, не совпадают. Что, впрочем, подтверждается и последним российским опытом.

Имея колоссальный приток валюты за счет продажи энергоносителей, Центробанк России создал избыточную рублевую ликвидность в системе, продавая ее и удерживая тем самым курс рубля. Только на депозитных счетах Центробанка хранится более 100 млрд. рублей коммерческих банков, не считая еще 100 млрд. замороженных средств. Для этой нависшей рублевой массы пока не существует эффективных сфер инвестирования, и эта игра становится с каждым днем все опаснее. Правительство России осознает потенциальную угрозу и предлагает начать плавную девальвацию рубля, стимулируя дальнейшее развитие экспорта и производства.

В Беларуси пока тоже живут иллюзиями о безопасности данного способа эмитирования национальной валюты, закачивая миллиарды рублей в неэффективную экономику и не изводя себя мыслями о возможных сферах приложения банковского капитала. Блажен, кто верует! Но, по оценке совета директоров МВФ, такой подход Нацбанка остается главным препятствием для макроэкономической стабилизации.

МВФ считает, что финансовый дефицит бюджета должен быть ограничен возможным финансированием. В то время как реально часть расходов правительства продолжает проходить вне бюджета, т.е. через квазифинансовые действия коммерческих банков, делая расчеты непрозрачными, а банки - слабыми. "Хрупкость банковской системы остается главным препятствием для достижения макроэкономической стабилизации" DOWN, - отмечает в своем итоговом документе совет директоров МВФ. Белорусское правительство и Нацбанк предпочитают бороться с этой бедой по-своему. В 1999г. капитальная поддержка некоторых принадлежащих государству банков составляла 2,5% от ВВП (имеются в виду АСБ "Беларусбанк" и "Белагропромбанк"). МВФ убежден, что такие попытки рекапитализации избранных банков (названных в документе государственными, а не коммерческими) вряд ли усилят сектор, пока банки продолжают участвовать в квазифинансовых действиях с подачи правительства.

В противовес этому МВФ считает необходимым усилить бюджетные ограничения для госпредприятий и ускорить реформы в сфере банковского сектора. Поверив в недавно восстановленную независимость Нацбанка, совет директоров призвал его руководство противостоять давлению политики финансирования целевых программ.

Наверное, этот призыв был услышан в недрах Нацбанка. Но не всеми, а только руководителями тех департаментов, которые отвечают за статистику, предоставляемую членам миссий МВФ, и потому уже сегодня вынужденных сопротивляться эмиссионному соблазну, разжигаемому некоторыми заместителями председателя правления Нацбанка и руководителями департаментов, отвечающими за бесперебойное обеспечение финансовыми ресурсами президентских целевых программ.

Сохранение практики финансирования сельского хозяйства и других президентских затей за счет оскудевших ресурсов коммерческих банков может грозить большими неприятностями. Совет директоров дипломатично, но с беспокойством, отметил, что "финансовые бреши, вероятно, появятся в этом году в связи с отсутствием существенного урегулирования денежно-кредитной политики" , и призвал Минск к проведению более жесткой фискальной и монетарной политики, возможному сокращению госрасходов, повышению прозрачности в сфере государственных финансов. Но в Нацбанке и правительстве видят радикальный способ выхода из данной ситуации в российских кредитах, бескомпромиссно выжимаемых к предстоящим президентским выборам под благородную идею поддержки единого и стабильного курса белорусского рубля. В общем, знакомая ситуация: за предупреждение - спасибо, но лучше помогите деньгами.

За пределами денежно-кредитной политики экспертами фонда были отмечены только некие индикаторы, свидетельствующие о том, что властями признается потребность в фундаментальных реформах. Одобряя их, фонд считает, что теперь осталось только "убедительно трансформировать их в действия". Но пока зоркие эксперты из миссии МВФ с сожалением констатируют "недостаток прогресса в структурных реформах, включая усиление контроля за ценами и заработной платой, препятствующий усилиям по стабилизации экономики и ухудшающий перспективы для частных инвестиций и экономического роста" DOWN. Более того, они сумели убедить совет директоров в том, что наблюдаются "частое государственное вмешательство, убежденность властей в необходимости широкого административного контроля, высокие барьеры на пути новых деловых формаций и непостоянство в законодательной среде, угрожающее развитию малых и средних предприятий". Фонд призвал ускорить (без задержки) реформы в этих областях, включая устранение перекрестных субсидий и другого неявного субсидирования, предлагая внимательнее присмотреться к положительному опыту реформирования, накопленному в соседних с Беларусью странах.

Налицо явное несовпадение интересов сторон: белорусским властям деньги нужны до президентских выборов, а реформы, по возможности, после. МВФ настаивает на обратной последовательности. Идеальный способ в очередной раз увернуться от реформ возможен за счет кредитов России, не знающей, куда деть свои рубли. Но и тут, как минимум, два препятствия: неэффективных вариантов инвестирования вроде белорусской экономики у России самой хватает, поэтому и настаивают ее кредиторы, так же, как и западные, на соблюдении властями элементарных правил бюджетной и денежно-кредитной политики.

Что же возьмет верх: корыстный расчет или союзнические чувства? Нам кажется, что последнее. Ведь Беларусь - последний западный форпост на обломках бывшей империи.
Добавить комментарий
Проверочный код