Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
смотреть фильмы онлайн в хорошем качеств бесплатно 2015 новинки ТУТ
№42 (258) 30 октября 2000 г. Политика

ПАРАДОКС ЛУКАШЕНКО. Европа и США наконец-то заняли единую позицию по "белорусскому вопросу"

30.10.2000
Михаил ПОДОЛЯК

Лукашенко уже не раз заявлял, что именно он выиграл парламентские и выиграет президентские выборы. А.Г. пытается убедить самого себя, что у него все в порядке?

О том, какие реальные политические игры могут развернуться в Беларуси накануне президентских выборов, мы хотели рассказать еще в преддверии выборов парламентских. Однако по понятным причинам для начала хотелось посмотреть, насколько реально местные политгруппировки оценивают собственные возможности и ресурсы. Ведь только в парламентских выборах местные игроки могли участвовать абсолютно самостоятельно. На президентских - они вынуждены будут играть либо в российских командах, либо не играть вовсе. Оказалось, что нынешний оценочный экзамен ни одна из групп не сдала хотя бы на твердую "тройку", что лишний раз доказывает отсутствие в Беларуси полноценных политических конструкторов. Время ждать технологов-варягов из России. Таких как, скажем, небезызвестный член российского Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, в свое время активно участвовавший в создании проекта "Лукашенко".

С другой стороны, слишком много местных персон (прежде всего чиновников), играющих пока на стороне Лукашенко, считает его перспективным и договороспособным. Они глубоко заблуждаются как на счет самого Лукашенко, так и на счет собственных карьерных перспектив. Лукашенко не самостоятелен, когда речь заходит о вторичном покорении президентского рубежа, а потому, тем, кто хочет на него поставить в 2001г., надо подумать о том, что будет, если главные российские и западные игроки окончательно откажутся от возможности рассматривать Лукашенко в качестве реальной персоны.

ИЗНАНКА ПАРЛАМЕНТСКОЙ ПОБЕДЫ

Новый состав нижней палаты Национального собрания едва ли не идеален по степени своей проправительственной лояльности. Однако можно ли считать избрание именно этого состава ПП НС победой Лукашенко в преддверии президентских выборов?

Пусть это не покажется казуистическим парадоксом, но именно Лукашенко больше других проиграл первый этап избирательного марафона. Протолкнув в парламент лояльных политиков, бизнесменов и просто случайных людей, официальный Минск существенно ослабил свои позиции накануне большого политического торга. Нельзя сказать, что белорусская оппозиция получила инициативу в результате не совсем разумных действий властей во время парламентских выборов. В большой "президентской" игре она имеет в основном отвлекающую роль. Однако ряд ближайших советников Лукашенко вполне серьезно рассматривают оппозицию как своих единственных оппонентов, а потому пытаются переиграть их не в ходе серьезного кулуарного диалога, а при помощи репрессивных мер. По сути, оппозиция провоцирует официальный Минск на совершение немотивированных действий, четко подпадающих под определение "нарушение прав человека". Официальный Минск собственноручно сужает себе поле для предвыборного маневра. К тому же ближайшее окружение Лукашенко всерьез рассчитывает на победу без учета внешнеполитических, в том числе и российского, факторов. По меньшей мере, это несерьезно. В противном случае буквально накануне выборов Лукашенко останется в полном одиночестве. В свое время подобные "ближайшие соратники" покинули явно проигрывавшего Вячеслава Кебича, и точно так же сегодня эти же соратники покинут Лукашенко.

В Беларуси пока не поняли главной парадоксальности эпохи Лукашенко: с одной стороны, он действительно сумел абсолютизировать верховную власть и превратить собственное президентство в вождизм, а с другой, Лукашенко не является автором собственного президентства и, значит, не он будет автором вторых президентских выборов в республике. В результате определенной политической торговли он может остаться на своем посту еще на некоторое время, но точно так же может и выпасть из большой политики. Неожиданно и бесследно.

Сегодня позиции Лукашенко как президента Беларуси пока еще устойчивы. Правда, после резких заявлений США и Западной Европы о непризнании итогов нынешних парламентских выборов он откровенно занервничал и вынужден был встретиться с Путиным, чтобы обрести некое психологическое спокойствие. Однако Путин публично подчеркнул свою нейтральность.

КОМПРОМИССНАЯ ФИГУРА

В свое время Лукашенко на посту президента транзитной Беларуси и устраивал ряд российских ФПГ, которым удалось превратить страну в площадку для зарабатывания денег на бартере, взаимозачетах, беспошлинных транзитах etc . Так что на ситуацию 2001г. серьезное влияние будут оказывать российские кулуарные сценаристы. В будущем году российские игроки попытаются повторить сценарий 1994г., тем более что проект "президент Лукашенко" все это время курировал уже упомянутый сильный кулуарный игрок Сергей Караганов.

Сегодня нахождение Лукашенко у власти - как персоны, но не как системы этой самой власти - вряд ли гарантирует выполнение ряда важных пунктов для российских ФПГ. Во-первых, им нужна политическая стабильность, а наличие в регионе не вполне легитимных органов власти - явно не стабилизирующий фактор. Во-вторых, европейские партнеры российских ФПГ так или иначе зависят от геополитики собственных государств, правительства которых рассматривают нынешнюю Беларусь как единственное в Европе место, где господствует авторитаризм. В-третьих, именно правление Лукашенко в ближайшее время - после выборов очередного американского президента и ослабления арабо-израильского конфликта - станет приоритетным направлением кулуарного давления на Россию. Следовательно, вариант 1994г., когда у власти оказался выходец из неэлитных сред, сегодня явно не пройдет. Дело в том, что проект поддержки Лукашенко реализуем только в том случае, если А.Г. будет признан на всех без исключения внешних политических рынках.

НОВОЕ ВРЕМЯ

Как заметила в беседе с корр. "БГ" руководитель Белорусского Хельсинкского комитета Татьяна Протько, "дураки в ближайшем окружении приятны только тогда, когда они тебе льстят. Но дураки в ближайшем окружении рано или поздно заставят тебя платить по крупному. Они просто подставляют, а после этого исчезают в неизвестном направлении" . По всей видимости, именно ключевые персоны в окружении президента и убедили его в том, что парламентские выборы надо провести без учета интересов внутренней оппозиции и Запада. В результате Лукашенко получил парламент, который явно не признают в мире. Нужен ли такой парламент накануне президентских выборов? Протько полагает, что "Европа попыталась дать Лукашенко шанс сыграть в полноценную игру, но он не воспользовался этим шансом" . В самом деле, Запад рассчитывал на то, что в результате осенних выборов-2000 в парламенте окажется 70% сторонников Лукашенко и около 30% депутатов, отражающих альтернативные точки зрения. Однако официальный Минск не удержался от соблазна, и в результате еще до начала собственно выборов с дистанции сошли 60 демократических кандидатов. Причем пострадали в основном знаковые для западного общественного мнения политики. Власть решилась-таки на примитивные фальсификации, а специфический правовой статус местного ЦИКа также подпортил впечатление от законности нынешних выборов.

БЕЗ ЛУКАШЕНКО

До парламентских выборов в западном общественном мнении существовали две равноценные концепции разрешения белорусского властного кризиса. Американская концепция состояла в том, что Лукашенко в любом случае должен уйти: он явно не в состоянии обеспечить прогресс в Беларуси - республика все более политически и технологически "застаивается" - и уж тем более при Лукашенко невозможно построение полнокровного гражданского общества. Кроме того, американцы убеждены, что Лукашенко в принципе абсолютно недоговороспособен. Однако до поры до времени США не настаивали на своей концепции - как-никак Лукашенко избран законно.

Несколько иной сценарий лоббировал Совет Европы (совместно с прочими европейскими структурами). Европейцы, в частности, предлагали Лукашенко поумерить авторитарные замашки и попытаться играть по общепринятым правилам. По сути, Европа согласна была на то, чтобы Лукашенко оставался президентом и после 2001г. Однако напрочь загубленные официальном Минском парламентские выборы только доказали несостоятельность европейской концепции о мягком и постепенном реформировании белорусского режима. Сегодня Европа уже понимает, что Лукашенко не способен играть даже по относительно демократическим правилам. Она только до определенного предела могла терпеть игнорирование законов, нередко демонстрируемое нынешним режимом.

По всей видимости, именно парламентские выборы окончательно убедили Европу в том, что с Лукашенко не удастся договориться ни при каких условиях. Следовательно, Европа и США свои позиции в отношении Беларуси выровняли и тем самым резко сократили поле для маневра Лукашенко. У последнего осталась только возможность договариваться с различными российскими группами влияния.

Как нам представляется, уже сегодня начинается большая торговля между Западом и Россией по поводу Беларуси. Правда, торговля между сильными политгруппировками будет идти, судя по всему, без участия Лукашенко. И если сегодня Россия чувствует себя более или менее уверенно, то завтра ситуация может кардинально измениться.

Дело в том, что в 2001г. в Беларуси может сложиться уникальная ситуация. С одной стороны, Лукашенко попробует провести президентские выборы по аналогичному с парламентскими сценарию. В результате он окончательно обретет нелегитимный статус. Если Запад не признает Лукашенко, то и ряд руководителей постсоветских государств - в частности, Украины, Азербайджана, Грузии, Армении - в силу большой зависимости от внешних политических рынков также могут не признать Лукашенко, А это означает, что для А.Г. возникнет проблема коммуникаций даже в рамках СНГ.

С другой стороны, уже сегодня Лукашенко серьезно раздражает многие политические центры в самой Беларуси. Ропот слышится прежде всего в аппарате управления среднего и низшего звена, промышленной и региональной элитах, профсоюзах.

Столь сложная ситуация вынудит Россию занять более четкую позицию в отношении Лукашенко. Вряд ли следует поддерживать партнера, из-за которого портятся отношения с иностранными инвесторами и разрушается геополитическое и геоэкономическое пространство под названием СНГ.

Но Россия должна увидеть реальную игру в Беларуси "без Лукашенко", и такую игру она может увидеть только в случае, если в Беларуси найдется реальное пророссийское лобби, которое хочет чуть более прозрачных отношений с российскими элитами, но только без Лукашенко.

ТОП-ИГРОК

Большая игра начинается. И в этой игре главные роли сыграют, надо полагать, не Лукашенко и даже не оппозиция. Между прочим, оппозиция и вовсе может оказаться вне большой игры, а исполнить, как отмечалось выше, своего рода отвлекающий маневр. Правда, кое-что настораживающее уже дает о себе знать. Европа практически разделяет позицию США по белорусскому вопросу, а потому в этой связи неизмеримо увеличивается роль миссии КНГ ОБСЕ в Минске. Но у команды Ханса-Георга Вика в мае 2001г. истекает мандат, а значит, деятельность миссии может быть свернута. Естественно, это очень устраивает официальный Минск. Большинство других местных политических группировок также не проявляют особой заинтересованности в сохранении КНГ ОБСЕ. А ведь в ближайшее время в связи с изменившимися входными установками именно КНГ ОБСЕ может оказаться центральной структурой большой игры. Ведь именно через миссию Вика осуществляются мировые коммуникации по белорусскому вопросу. Как считает Татьяна Протько, уже в ближайшее время начнется массовая атака на КНГ ОБСЕ: "Сейчас идет своего рода зачистка политического пространства перед президентскими выборами, а присутствие Вика и его команды мешает почти всем. Во-первых, Лукашенко не желает видеть его в Беларуси, так как не хочет иметь под боком серьезную контролирующую структуру. Во-вторых, ряд российских политических группировок также хочет избавиться от европейского контроля, чтобы разыграть в Беларуси собственный проект без учета мнений прочих европейских государств. В-третьих, оппозиция также хочет играть в собственную игру и без контроля" .

Грядет что-то серьезное. Мы продолжим отслеживать "игровую ситуацию". Как говорится, самое время делать серьезные ставки.
Добавить комментарий
Проверочный код