Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№42 (258) 30 октября 2000 г. Экономика

ВО ВСЕМ ВИНОВАТО МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ?

30.10.2000
Катерина СУХОВА

После принятия закона "О бюджете РБ на 2001г." руководители Министерства финансов в невиданном до этого количестве - впятером - решили познакомить со своим творением журналистов. Главное, в чем убеждали финансисты собравшихся, так это в том, что "планирование шло по обычной нашей методике".



Так или иначе, эта, на первый взгляд, рутинная работа привела к необычным результатам. "БГ" уже подробно анализировала проект бюджета-2001 и на стадии представления его в комиссии ПП НС, и на стадии рассмотрения в двух чтениях на последних заседаниях палаты, поэтому нам нет необходимости повторять основные параметры, заложенные в этом документе. Гораздо любопытнее представить то, на чем акцентировали внимание высокопоставленные сотрудники Минфина. Они долго и охотно рассказывали, что бюджет разрабатывался на основе одного из двух вариантов прогноза социально-экономического развития страны на 2001г., подготовленных Минэкономики - оптимистического - при этом, конечно же, во главу угла ставились расходы на социальную сферу и поддержку реального сектора экономики. В качестве примеров приводился рост затрат на жилищное строительство (в 1,7 раза) и на здравоохранение, расходование на чернобыльские нужды суммы, сопоставимой с двумя военными бюджетами страны, - 240 млрд. рублей, рост отчислений в Фонд поддержки экспорта (с 8,5 млрд. до 10 млрд. рублей). АПК в следующем году получит 577 млрд. рублей, их них примерно пятая часть будет направлена на закупку сельхозтехники.

Социальной направленностью бюджета объяснялось и сохранение в прежнем объеме налоговых отчислений. При этом замминистра Иван Шунько доказывал, что при сокращении с 1,5% до 1% размера платежа в Фонд поддержки сельхозпроизводителей и увеличении с 25% до 30% ставки налога на прибыль общее налоговое бремя снизилось на 0,6%. Ссылаясь на мнения российских экспертов, он также заявил, что 13-процентная ставка подоходного налога, принятая в России, - "не оптимальный вариант". "В России изменили ставку подоходного налога в сторону уменьшения, и очень резко произведено уменьшение количества льгот, - пояснил он. - Это вопрос социальный... Поэтому принято решение прорабатывать этот вопрос, но так сплеча рубить по ставке не следует".

Только вот одними ли социальными проблемами обусловлен высокий уровень налогообложения? Все эти достижения бюджета-2001 меркнут на фоне других расходов, направленных на укрепление власти. Отметим, что на финансирование президентских выборов будет израсходовано 12 млрд.рублей, в то время как на проведение парламентских хватило и 4 млрд. Замминистра Анатолий Сверж объяснил это инфляцией и удорожанием услуг. Расчеты, убеждал он, проводились по "обычной методике". Эта же методика позволила увеличить финансирование Национальной телерадиокомпании в 2,5 (!) раза, причем в основе этого решения, как выяснилось, лежит... предполагаемое удорожание услуг Минсвязи. Вообще, Минсвязи, оказывается, виновато и в том, что существенно увеличиваются госдотации на 43 периодических издания. Похоже, что это ведомство в 2001г. намеревается ввергнуть страну если не в шок, то в бюджетный кризис.

Не менее любопытные метаморфозы происходят с финансированием силовых структур. "Расходы на правоохранительные органы у нас в принципе не растут значительно, - сказал Сверж. - Они имеют тенденцию сохранения подходов единых, которые у нас были при формировании бюджета на 2000 год. И если брать по министерствам, то они увеличиваются чуть более чем в 2 раза" . Начальник бюджетного управления Минфина Владимир Амарин уточнил, что эти средства пойдут на финансирование ряда госпрограмм, в частности, программы по борьбе с наркотиками и переоснащение правоохранительных органов. Другими словами, увеличение расходов на силовые структуры "чуть более чем в 2 раза" - это всего ничего, по сравнению с тем, что экспортеры получат на свое развитие аж в 1,2 раза больше, а чернобыльцы - столько же, сколько и в этом году. Получается, что инфляция почти в 300% закладывается только по отношению к наиболее важным гарантам проведения "свободных и демократических" президентских выборов в Беларуси - правоохранительным органам и государственным СМИ.



"Все же какие категории граждан, семьи при выполнении правительством бюджета-2001 будут жить лучше в Беларуси?"
- наивно поинтересовалась ваш корреспондент у финансистов. "Что касается категории граждан, которые должны жить лучше, то вы знаете, что у нас проводится политика по росту заработной платы, увеличению в 2001 году, и, кроме того, предусмотрены ассигнования на оказание социальной помощи гражданам, жизненный уровень которых ниже бюджета прожиточного минимума. Поэтому эти вопросы будут отслеживаться. И оказана будет помощь малообеспеченным семьям. У нас 2,5 млн. пенсионеров - будет оказываться помощь по росту пенсий. Практически ежемесячно пересматривается объем финансирования, поэтому конкретно категории граждан будут определяться по мере необходимости, но поставлена задача в целом жизненный уровень населения увеличить", - ответил Анатолий Сверж.
Добавить комментарий
Проверочный код