Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№40 (256) 16 октября 2000 г. Тема недели

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПАЛАТЫ-I

16.10.2000
Ярослав РОМАНЧУК

Лучше бы их не было вообще

После последней установочной лекции Лукашенко и совместной с последним фотографии члены Палаты представителей-I закончили четырехлетнюю придворную службу.



Палата как орган законодательной власти так и осталась на задворках экономической сцены. Не она определяла главные параметры экономической политики, направление и интенсивность ресурсных и финансовых потоков. Не она карала и миловала за успехи или провалы госпроектов. Палата в заданной для нее Лукашенко системе координат четко выполнила свою роль молчаливого, не задающего лишних вопросов подписанта. Она не делала глубокого экономического анализа, не могла требовать этого от исполнительной власти, не вникала в суть нарастающих экономических проблем. Теоретически ПП имела возможность хоть как-то заявить о своей позиции, создать прецедент несогласия с проводимым Лукашенко курсом. Не заявила и не создала, тем самым превратившись в соучастника экономического и социального издевательства над страной.



Кто платит, тот заказывает законы

За первый год своего существования ПП не приняла ни одного значимого экономического закона. "Палатники" так заработались с нейтрализацией последствий деятельности Верховного Совета, что даже закон "Об утверждении отчета об исполнении республикан-ского бюджета за 1995г." приняли лишь в январе 1997г. Опустим законы о бюджете, которые в течение 4 лет принимались без сучка без задоринки и как один были "социально ориентированны". Роль палаты сводилась к одобрению решений президента, который по своему усмотрению менял расходную и доходную части. Типичный пример - постановление ПП от 8.10.1997г., которое даже не одобряло, а просто принимало к сведению декрет президента от 13.08.1997г. N15 "Об уточнении показателей бюджета Республики Беларусь на 1997г." Таким образом, палата не выполняла одну из основных функций : контроль за принятием и исполнением бюджета. Без этих полномочий законодательный орган с экономической точки зрения теряет 90% смысла.

Не отмечено ни одного серьезного случая противоречия между ПП и А.Г. "Палатники" попытались было принять закон об иностранных инвестициях, чуть-чуть отличающийся от президент-ской разработки, но тут же, после нагоняя, ситуация была исправлена принятием поправок от А.Г. Не думайте, что речь идет о принципиальных конфликтах. Даже в мелочевке "палатники" не смогли доказать свою позицию. Кто платит, тот заказывает законы.

Не поступало никаких возражений по поводу безумно сложной, запутанной налоговой системы, которая при прочих равных условиях делает белорусских товаропроизводителей неконкурентоспособными. Палата ни разу не возразила по поводу формирования доходной части бюджета. Более того, она безропотно одобряла все налоговые изменения, вносимые президентом в виде декретов.



С такими друзьями и врагов не надо

Брались "палатники" и за предпринимательство, которое велено было поддерживать. Правда, занимались им формально, в строго отведенных для "вшивых блох" рамках, чтобы, не дай бог, какой-нибудь белорусский капиталист не смел появиться без санкции председателя совета директоров страны (ПСДС = А.Г.). Постановления N228-П/II от 18.06.1997г. и N1085-П/VIII от 13.10.1999г. фиксирует факты принятия проектов закона "О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь "О предпринимательстве в Республике Беларусь". После первого и второго случаев начинались кампании по перерегистрации, усиливались гонения на частный бизнес, происходило ужесточение и удорожание входа на рынок, монополизация государством всех сфер экономической деятельности. Помимо налогов и обязательных платежей, частный бизнес начал нести административные, моральные, психологические и, конечно, материальные издержки - и все это с одобрения палаты, в которую так стремятся многие бизнесмены якобы для законодательной защиты предпринимательства.

Позорным пятном войдет в экономическую историю палаты и поддержка борьбы президента с частным нотариатом, когда целая профессиональная группа была, по сути, объявлена экономическим преступником задним числом. Обратите внимание: назначенные законодатели не заступились за нотариусов, а трусливо ждали, когда президент поставит в споре последнюю точку. Подобная ситуация сложилась и вокруг аудиторов, когда палата одобрила декрет президента N30 от 28.07.1999г.

Попытались было законодатели сделать резервации бизнеса в свободных экономических зонах, но какой свободный богатый человек может "размножаться" за колючей проволокой имущественного бесправия? Зоны стали использоваться местными органами власти для решения своих местных локальных, шкурных, если хотите, задач, никак не повлияв на общий инвестиционный климат в стране. То же самое можно сказать по поводу принятия Инвестиционного кодекса, вслед за которым ни внутренних частных, ни иностранных инвестиций больше не стало. Но "палатники" отчитываются количеством принятых документов, а не их эффективностью и качеством.



Тотальный контроль, и никаких гвоздей

Одной из основных функций ПП было одобрение системы широкомасштабного контроля за экономической деятельностью в стране. Помимо расширения функций и полномочий спецслужб в области экономики, целый ряд других законов наделял еще большими полномочиями всех бюрократов, начиная от самого главного и заканчивая двумя десятками контролирующих инстанций. В стране хронического дефицита валюты за экспортом нужен глаз да глаз. Постановление N395-П/III от 25.11.1997г. фиксирует принятие проекта закона "Об экспортном контроле". Конец 1997г. - начало кампании по зажиманию свободы на валютном рынке, период увеличения разницы между курсами Нацбанка и "черного" рынка, фактического выхода России из Таможенного союза. Механизмы экспортного контроля никак не воспрепятствовали пышному расцвету бартерных зачетных схем, через которые предприятия (в т.ч. лично их руководство) получали стабильную прибыль. Контроль за экспортом и резкое ограничение экономической свободы привели к отрицательному торговому балансу к концу 2000г. в $1 млрд. С посильной помощью палаты. Постановление ПП N1112-П/VIII от 3.11.1999г. зафиксировало факт принятия проекта закона "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами". Опять речь идет о коллективных интересах государства, а не об индивидуальных интересах граждан. Дозащищались до того, что импортная одежда, косметика, электроника и даже продукты питания в Беларуси - одни из самых дорогих в мире. Нам нужны такие "государственные экономические интересы"?



Социально искаженное лицо

Не забыла палата и про свое "социальное лицо", приняв в первом чтении проект закона "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь". Закон настолько социально дезориентирован, что во второй половине 2000г. сам Лукашенко признал, что 50% населения живет ниже черты бедности. "Палатники" исходили не из наличия реальных ресурсов в бюджете, а из благих намерений по советс-кому образцу: медицина и образование у нас бесплатные, транспорт и жилищно-коммунальные услуги - почти даром. За 4 года "палатной жизни" в Беларуси нет адресной системы социальной поддержки населения. Правительство продолжает помогать убыточным колхозам и совхозам, промышленных предприятиям, а учителя, врачи, пенсионеры, студенты и другие профессиональные группы все ниже скатываются "под стол" прожиточного минимума. Обещая заведомо невыполнимое, принимая унизительные для нормального выживания нормы, "палатники", с одной стороны, дискредитируют государственную власть, а с другой - аморально не замечают надвигающейся на миллионы белорусов бедности. Принятие закона РБ "О государственных минимальных социальных стандартах" - также из категории благих пожеланий, а не реальной оценки ситуации.

При этом совершенно спокойно поддерживаются указы президента о предоставлении различных льгот предприятиям. Список их очень длинный и включает системообразующие государственные и неизвестные частные структуры. Льготы-то раздают, а долги собрать, чтобы минимум социальный поднять, законодатели так и не смогли сделать. Принятие закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения" - это не начало пенсионной реформы. Это опять любимая позиция палаты - поза страуса перед лицом сложнейших демографических и фискальных проблем. Палата даже на уровне концепции не рассматривает приватизацию убыточной, антисоциальной солидарной пенсионной системы.



Любить больших выгодно и безопасно

"Палатники" боятся больших, богатых и сильных, рассчитывая получить от них дивиденды в различных формах, в т.ч. и в виде поддержки на выборах. Поэтому они без проблем принимают закон о "О финансово-промышленных группах". Под экзальтированные крики о восстановлении старых связей с Россией успешно похоронена программа "Союзный телевизор". Ни одной белорусской или российско-белорусской ФПГ не видно среди корпоративных лидеров региона. Концепция точек роста успешно провалена: сельское хозяйство работает с отрицательной рентабельностью, строительство раздаривает квартиры, построенные на бесплатные кредиты, а экспорт после принятия Россией решения об отказе от бартера висит на волосок от резкого обвала. Столько копий было сломано вокруг ФПГ. Их объявляли то локомотивами роста, то спасителями кризисной экономики. В то время, когда корейские шеболы и японские зайбатсу разваливаются на глазах и сдаются на милость ТНК, которые работают на принципиально иной платформе, чем ФПГ.



Свободные цены Палате не нужны

Одна из самых черных экономических страниц палаты - поддержка декретов президента и принятие собственных решений по обеспечению товарного изобилия. Она одобрила декрет N15 от 4.09.1998г. "О неотложных мерах по защите потребитель-ского рынка". В конце 2000г. рынок настолько защищен, что только контрабанда спасает потребителя от того, чтобы все 90% денежного дохода не оставлять в продуктовых лавках. "Палатники" посчитали, что белорусского потребителя надо защищать от монополистов. Правильный тезис, только главного и единственного монополиста - государство - они так и не приметили. Мучения государственных и частных предприятий, бессонница и подорванное здоровье бухгалтеров и директоров, подрыв авторитета брэндов и известных белорусских торговых марок - все это на совести в том числе ценообразователей из палаты. Тотальное администрирование цен, оптовых и розничных торговых надбавок, всех стадий производства и продажи товара привело к исходу отечественного и иностранного капитала из Беларуси. Несмотря на такую жесткость, Беларусь остается лидером по инфляции. Принятие проекта закона "О внесении изменений в Закон Республики Беларусь "Об индексации доходов населения с учетом инфляции" не привело к компенсации потерь от роста цен для самых бедных. Сначала растут цены, потом совещаются чиновники, потом совещаются законодатели и лишь потом принимается решение о компенсации - частичной, потому что в бюджете нет денег. Зато перед электоратом можно отчитаться о проявленной заботе.

Такова краткая экономическая история палаты-I. Экономическая история доказала, что самыми эффективными законами являются те, которые пишутся по принятым и свято исполняемым людьми нормам и традициям. Навязывание же людям нелогичных и глупых законодательных норм приводит к их тотальному саботажу. Законодатели держат людей за дураков, не понимая, какими смешными и жалкими они выглядят в дискуссиях с профессионалами и простыми людьми, не ограниченными рамками политической корректности. Такими и войдут в историю Беларуси "палатники" - покорными временщиками, которые за квартиры в Минске и небольшой набор льгот готовы заложить богатство и будущее Беларуси.
Добавить комментарий
Проверочный код