Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (254) 02 октября 2000 г. Политика

ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ: в числе кандидатов в депутаты все-таки остались "конструктивисты"

02.10.2000
Михаил ПОДОЛЯК

Этап регистрации кандидатов с последующей ЦИКовской и судебной дорегистрацией завершился. И хотя особых неожиданностей не произошло, кое-какие тенденции все-таки обозначились.

Особой надобности в голосовании, по большому счету, нет. После окончательного утверждения списков "полноценных кандидатов" стало понятно, какой именно парламент получит Беларусь. Более того, не составит особого труда предположить, какие именно группировки получат возможность решать свои задачи посредством парламентской трибуны и околопарламентских кулуаров.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Очевидно, что официальному Минску не хватает прежде всего интеллектуального ресурса. Особенно на местах. Ставка на проверенных еще в советское время активистов-общественников себя явно не оправдывает. Подавляющее большинство региональных (местных, окружных) исполнителей просто не понимает, что и как сегодня играется. Наиболее красноречивым в этой связи представляется факт первоначальной нерегистрации одного из представителей немногочисленного нынче отряда полнокровных белорусских политических менеджеров Леонида Синицына в Рогачевском избирательном округе. Синицына зарегистрировали только по решению Верховного суда, а это значит, что он все-таки получит возможность исполнить роль политического конструктора летом 2001г. Важная черта Синицына - оставаясь на вторых ролях, он абсолютно естественно, а главное тонко манипулирует различными политическими и информационными потоками себе на пользу. Впрочем, о полит-менеджерских способностях Синицына мы погорим чуть позже. Пока же продолжим о ресурсах официального Минска.

В кулуарах так и не произошло консолидации правящей элиты в преддверии президентских выборов. Это отнюдь не означает, что в Беларуси появилось несколько номенклатурных кланов, способных побороться за власть. Однако тот факт, что правящая администрация не сумела выстроить элиту под себя, говорит о многом. Нынешний президент вряд ли может рассчитывать на инициативность номенклатуры.

Даже сегодня никто из топ-управленцев не захотел брать на себя ответственность за организацию полноценной предпарламентской и парламентской работы. Более того, уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что собственно концепции развития национального парламентаризма, а также продвижения этого самого парламентаризма на внешние рынки у официального Минска нет и в помине.

С другой стороны, подавляющее большинство чиновников и прежде всего глава президентской администрации Михаил Мясникович в последнее время все меньше выступает в роли ньюс-мейкеров. Нельзя сказать, что Мясникович полностью отошел от большой политики. Тем более что нынешняя президентская администрация, благодаря стараниям Михаила Владимировича, функционирует как первоклассная бюрократическая машина, сквозь которую к президенту не пройдет ничего лишнего.

Еще один влиятельный топ-чиновник нынешнего правящего клана - вице-премьер, министр иностранных дел Урал Латыпов - сосредоточен исключительно на решении внешних проблем. Это, конечно, не означает, что Урал Рамдракович не обращает никакого внимания на то, что происходит в кулуарах. Он внимательно следит за всеми политическими игроками и уж точно собирает интересующую его информацию. Однако слишком очевидная пассивность не может не насторожить.

В свою очередь, в связи с очередной массированной перестройкой силовой "вертикали", затеянной А.Г., руководители силовых ведомств сегодня даже не пытаются обрести поддержку в политических группировках, а занимаются исключительно карьерной интригой.

Наконец, негласный куратор ПП НС и в целом белорусского парламентаризма - вице-спикер Владимир Коноплев настолько увлечен собственной избирательной кампанией в Шкловском районе, что абсолютно не интересуется общей картиной, которая складывается в целом на парламентских выборах в канун голосования.

В какой-то степени ход выборов пытается контролировать Владимир Заметалин. Но по понятным причинам первый зам. главы администрации предпочитает не изящную интригу с применением современных информационных технологий, а идеологическую накачку "масс" с неизбежным задействованием самых маргинальных социальных категорий. В.П. по традиции делает ставку на очень жесткие предвыборные технологии - в частности, он настаивает на банальном отсечении "нежелательных кандидатов" на ранних этапах - и тем самым провоцирует российские и мировые структуры на ужесточение своей позиции. Очевидно, что В.П., так же как и региональная "вертикаль", не в состоянии играть в несколько этапов. Следовательно, Заметалин практически тут же обозначает козыри, которыми располагает официальный Минск, и тем самым срывает любой официозный сценарий.

РЫНКИ В ОЖИДАНИИ

Отсечение части оппозиционных кандидатов лишний раз насторожило Запад. Там в очередной раз пришли к пониманию того, что у белорусских оппонентов практически нет договоропроходных позиций.

Тем не менее после ожесточенного отсева оппозиционных кандидатов официальный Минск несколько успокоился. Можно предположить, что в остальном резких и одиозных шагов не будет.

Общие же выводы после завершения предварительных - прогревочных - этапов таковы. Во-первых, ни у одной из нынешних политических группировок нет реального сценария действий на годичную перспективу. Так, официальный Минск реально рассчитывает на то, что репрессивные, запретительные и административные ресурсы являются достаточным основанием, чтобы претендовать на общую победу следующим летом. Однако события в Югославии, а также реформация власти в России несомненно указывают на то, что Беларусь политическая не будет предоставлена сама себе. Лукашенко не является политиком стабильным и устойчиво договорным . Во-вторых, ни оппозиция (в том числе радикально настроенная), ни официальный Минск не располагают полноценными менеджерами и исполнителями. Впрочем, если у правящей администрации на местах все-таки работают традиционалисты, то очевидный кадровый дефицит у оппозиции особенно ярко (но в очередной раз) проявил себя именно в связи с проведением мероприятий из цикла "Бойкот-2000". В-третьих, в Беларуси все-таки начали складываться новые политические группировки. Представители этих новых группировок предпочитают играть не на стороне оппозиции или Лукашенко, а сосредоточиться на т.н. договорном конструктивизме и сформировать новые ориентиры. Возможно, именно с появлением новых конструктивистских групп и может исчерпать себя эффект от проведения парламентских выборов.

БЕЗ ПОБЕД

Судя по всему, ни одна из традиционно оппонирующих друг другу политических сторон не может занести себе в актив парламентские выборы. По большому счету, 15 октября произойдет абсолютно случайное событие.

Впрочем, несмотря на то, что оппозиция не смогла в полной мере использовать период парламентских выборов для развития региональной и информационной инфраструктуры, по крайней мере стало понятно, на кого и на что она сможет рассчитывать через год. Важно и то, что оппозиция пока не является единой. Слишком много политиков, жаждущих сыграть обособленно. Сегодня ясно, кто и на что претендует.

С другой стороны, консолидированный, а главное организованный бойкот мог бы спровоцировать избрание крайне ограниченного числа депутатов, вследствие чего неизбежно произошло бы окончательное превращение парламента в недееспособный орган власти, только дискредитирующий исполнительную "вертикаль".

В свою очередь, официальный Минск, опять же по причине кадрового дефицита, также вряд ли сумеет превратить парламент в своего рода пропагандистско-показательный орган "подлинного народовластия". Для этого необходимо было насытить избирательную кампанию ресурсами для проведения мощных информационных акций, а также напрочь отсечь внутреннее оппозиционное влияние на электоральное общественное мнение.

По сути, ни оппозиция, ни правящая администрация не получили преимуществ в нынешней парламентской кампании. Следовательно, как это ни парадоксально покажется на первый взгляд, ПП НС второго созыва может оказаться необычайно перспективным и даже в какой-то степени политически дееспособным институтом в преддверии президентских выборов. Этот институт сыграет не на стороне официального Минска и уж тем более не на стороне оппозиции.

ПЛОЩАДКА

Не исключено, что ПП НС станет площадкой для посреднических переговоров между неодиозными политическими оппонентами.

Уже сейчас можно предположить, что парламент нового созыва образует "на выходе" несколько опорных групп. Впрочем, вряд ли весь избранный депутатский корпус окажется дееспособным. Скорее всего, в парламенте будут работать от силы 30-35 депутатов.

Поскольку в парламенте все-таки не окажется представительной группы депутатов от реальной оппозиции, гипотетическое появление в Овальном зале лидера социал-демократов Николая Статкевича абсолютно бессмысленно. Хотя раньше именно Статкевич настаивал на том, что именно ему, не пользующемуся особым доверием в элитах из-за низкого уровня политических знаний, удастся сколотить мощную оппозиционную фракцию. Статкевич, и это признают все наблюдатели, явно не относится к категории больших политических игроков. Он слишком тороплив и непоследователен. Правда, в том случае, если бы в парламенте набралось около 15-20 радикально настроенных депутатов, Статкевич мог бы претендовать на более или менее значимый статус неформального лидера парламентской оппозиции. Но в последний раз радикальные политики работали в ВС 12-го созыва, тогда это была фракция БНФ. Сегодня шансов у радикалов и вовсе не было. А раз демфракции не будет, то Николай Викторович может (если, конечно, изберется в ПП НС) превратиться в маргинального политика, способного иногда делать антиправительственные заявления с парламентской трибуны, но неспособного инициировать конструктивные консолидирующие переговоры в кулуарах. Судя по всему, даже попадание Статкевича в парламент нельзя будет расценивать как шанс для оппозиции.

Отдельную категорию активных депутатов после 15 октября наверняка составят т.н. лидеры власти. Вне всяких сомнений, Коноплев, после того как решит свои избирательные проблемы, тут же озаботится организацией пролукашенковского парламентского выхода на внутренние и внешние информационные рынки.

Наиболее интересную парламентскую группировку в случае успеха может образовать лидер белорусских "яблочников" Ольга Абрамова. Она умеет создавать неплохие информационные поводы и откровенно пытается разыграть российскую карту. В условиях, когда все без исключения оппозиционные политики словно не замечают интересов Кремля, это несомненный плюс. Правда, Абрамова пока не обрела должного веса в белорусских и российских элитах. Возможно, по причине не очень жесткой выраженности своих внутриполитических позиций, а может быть, потому, что пока лидер "Яблока" так и нашла возможности реально гарантировать что-либо серьезным ресурсным российским центрам. Так или иначе, Абрамова может собрать вокруг себя умеренных депутатов, настроенных на тесный контакт с российскими политическими элитами.

Еще более интересные перспективны в случае избрания в ПП НС имеются у т.н. независимых кандидатов. Очевидно, что в ситуации, когда позиция "за" Лукашенко или "против "Лукашенко будет ассоциироваться с радикализмом, наибольшие шансы получают именно умеренные конструктивисты. Скажем, Юрий Морозов, баллотирующийся в Минске как наиболее яркий представитель нового типа белорусской политической и бизнес-элиты, вполне может собрать вокруг себя немногочисленную, но дееспособную группу конструктивистов. Понятно, что новоизбранный парламент вряд ли пойдет на серьезный конфликт с исполнительной "вертикалью". Однако парламент малофеевского типа - молчаливый и политически пассивный - вряд ли будет иметь смысл в канун президентской кампании. ПП НС и в самом деле может стать площадкой для переговоров между проправительственными и оппозиционными радикалами. В качестве полнокровных посредников - а то, что в канун выборов президента переговоры начнутся между всеми политическим группировками, не подлежит сомнению - и официальному Минску, и оппозиции понадобятся неангажированные политики.

Михаил Чигирь даже если и пройдет в парламент, вряд ли может заинтересовать кого бы то ни было. Чигирь на самом деле не пользуется особой популярностью в номенклатурных средах, хотя об этом пытается заявлять его команда. В отличие от того же Морозова Михаил Николаевич вряд ли сумеет сыграть роль посредника. К тому же Чигирь не менеджер.

Вывод очевиден. Если официальный Минск больше не будет вмешиваться в течение избирательной кампании (от оппозиционеров правящая администрация себя и так застраховала), то ПП НС второго созыва вполне может приобрести статус полнокровного переговорного звена между оппонирующими группировками.
Добавить комментарий
Проверочный код