Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№38 (254) 02 октября 2000 г. Общество

"ОГНЕМ И МЕЧОМ"

02.10.2000
Ирина МАТЯС

14 октября в столичном кинотеатре "Москва" пройдет премьерный показ фильма Ежи Хофмана "Огнем и мечом". Этим фильмом знаменитый режиссер завершил кинотрилогию по Генриху Сенкевичу, посвятив ее созданию 31 год жизни, что ровно на 6 лет больше временного отрезка, охватывающего события трех романов Сенкевича: " Пан Володыевский", "Прорыв", "Огнем и мечом".

Свою работу Хофман посвятил жене, сопровождавшей его на съемки и в дождь, и снег, но умершей от рака, так и не увидев законченную картину.

"Огнем и мечом" - пожалуй самый масштабный исторический фильм во всей польской кинематографии. Фильм, к которому Хофман (наш зритель хорошо знаком с его картинами "Знахарь", "Прокаженная", "Ярмарка чудес", "Потоп", "Прекрасная незнакомка") шел многие и многие годы. Подготовив первый вариант сценария в 1986 году, только через 9 лет - 13 октября 1997 года он приступил к съемкам, держа перед глазами уже 9-ю сценарную версию. Отсняв за 118 съемочных дней 130 км пленки, режиссер создал 3-х часовую версия художественного фильма и 4-х часовую - телевизионного. Сам мастер комментировал момент монтажа так: "Фильм монтировало два молодых человека, свободных от всяких предрассудков. Именно поэтому нам удалось быстро завершить этот процесс. В противном случае монтаж мог занять больше года ".

Трилогия Сенкевича увлекла Ежи Хофмана еще мальчишкой - он прочитал ее буквально запоем в Сибири, куда был вывезен 8 лет от роду. И вот в тридцать шесть Хофман снял "Пана Володыевского" (1968 г.), еще через 6 лет - "Потоп", который был номинирован в 1975 году на "Оскара". "Оскара", правда, присудили тогда "Армакорду" Феллини - проигрыш был почетным. Американцы , несмотря на отсутствие "Оскара", фильмом польского режиссера заинтересовались, предложив заняться его продвижением и продажей рынке. Польская сторона отказалась, толи исключительно политическому нежеланию связываться с капиталистами, то ли планируя заработать на нем, не делясь доходами. Итогом самостоятельного "продвижения"картины стал тот факт, что фильм так и не увидел достойного мирового проката.

Как и все картины трилогии, "Огнем и мечом" также удостоилась околополитических прений. Обвинения режиссера в антиукраинских настроениях звучали довольно часто. Кстати, подобные нападки в свое время испытывал и сам Сенкевич - Болеслав Прус, уверенный, что его "Фараон" исторически достоверен, обвинял собрата по перу в слишком легкой трактовке истории. Хофману же досталось от известного публициста, литератора и Ежи Гедройца (Ежи Гедройц, живший и работавший последние годы в Париже, умер две недели назад), который уверял, что в связи с исторически обусловленной некоторой натянутостью в отношениях Польши и Украины съемки этого фильма довольны вредны, тем более, что Хофман по собственному усмотрению убрал некоторые сцены романа, невыгодные полякам. Хофман, надо отметить, не обиделся: "Я снимаю не учебник истории, а роман Сенкевича. И прошу терпения и воздержания от нападок хотя бы до выхода картины на экраны. К тому же как можно говорить об антиукраинских настроениях , когда Хмельницкого играет украинец Ступка, Бохана - россиянин украинского происхождения? ".

С актерами, действительно, ситуация сложилась интересная. В середине 90-х, когда СМИ активно заговорили о планах Хофмана как можно скорее приступить к съемкам фильма "Огнем и мечом", вся Польша решала, кому лучше играть Анну, кому - Бохана и т.д. В роли Бохана поляки видели, к примеру, известного польского актера Богуслава Линду. Но Хофман выбрал россиянина Александра Домогарова, который по мнению режиссера обладает сильной выразительностью и огромным талантом играть сумасшедшую любовь. Роль Богдана Хмельницкого режиссер отдал знаменитому украинскому актеру, министру культуры Украины Богдану Ступке. Не изменил режиссер и своей привязанности к Даниэлю Ольбрыхскому, сыгравшему во всех трех картинах мастера. В фильме "Огнем и мечом" Ольбрыхский выступил в роли Тухай-Бэя.

В роли Вишневского - Андрей Северин, один из немногих польских актеров, которому удалось покорить Францию и попасть в основной состав "Комеди Франсез". Роль красавицы Елены Хофман доверил обаятельной Изабелле Скорупко, чьи костюмы обошлись в очень немалую сумму. Костюмов было 8, некоторые из них весили до 4 кг и стоили порядка $2.500 (впервые в истории польской кинематографии на производство фильма был получен банковский кредит).

Всего для фильма было выполнено порядка 1000 костюмов, несколько сотен пар обуви, причем большинство из них - вручную по лекалам оригинальных костюмов и обуви ХVII века.

Не менее кропотливой работы потребовал грим. Только усов всех мастей (казацких, шляхетских, татарских) было изготовлено несколько тысяч. А гримирование актеров занимало от 15 минут до полутора часов.

Спецэффекты обеспечивала компания, работавшая на съемках "Терминатора II" и "Возвращение Бэтмана". Так что реалистичность отрезания трех татарских голов, попадания стрел в тело во время съемок крупным планом - заслуга опытных специалистов. Вообще, в этом фильме предусмотрено все вплоть до самых, казалось, незначительных мелочей. Например, звука при доставании сабли из ножен - оказывается, в те времена ножны чаще были деревянными, поэтому это должен был быть не скрежет металла , трущегося об металл, а звук , исходящий при трении металла о дерево.

Работа была проделана огромная и интерес к фильму во многих странах мира доказывают ее продуктивность. И совсем скоро белорусский зритель получит возможность выразить собственное мнение на сей счет.

К слову сказать, премьера картины должна была состояться на "Славянском базаре" - тогда специально для ее презентации в Витебск приехал Александр Домагаров, да и Богдан Ступка почти фестиваль своим присутствием. Но, поскольку копию картины так и не привезли на фестиваль, Минск увидит картину немного позже Варшавы, Москвы и Вильнюса.
Добавить комментарий
Проверочный код