Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (254) 02 октября 2000 г. Общество

"ОГНЕМ И МЕЧОМ"

02.10.2000
Ирина МАТЯС

14 октября в столичном кинотеатре "Москва" пройдет премьерный показ фильма Ежи Хофмана "Огнем и мечом". Этим фильмом знаменитый режиссер завершил кинотрилогию по Генриху Сенкевичу, посвятив ее созданию 31 год жизни, что ровно на 6 лет больше временного отрезка, охватывающего события трех романов Сенкевича: " Пан Володыевский", "Прорыв", "Огнем и мечом".

Свою работу Хофман посвятил жене, сопровождавшей его на съемки и в дождь, и снег, но умершей от рака, так и не увидев законченную картину.

"Огнем и мечом" - пожалуй самый масштабный исторический фильм во всей польской кинематографии. Фильм, к которому Хофман (наш зритель хорошо знаком с его картинами "Знахарь", "Прокаженная", "Ярмарка чудес", "Потоп", "Прекрасная незнакомка") шел многие и многие годы. Подготовив первый вариант сценария в 1986 году, только через 9 лет - 13 октября 1997 года он приступил к съемкам, держа перед глазами уже 9-ю сценарную версию. Отсняв за 118 съемочных дней 130 км пленки, режиссер создал 3-х часовую версия художественного фильма и 4-х часовую - телевизионного. Сам мастер комментировал момент монтажа так: "Фильм монтировало два молодых человека, свободных от всяких предрассудков. Именно поэтому нам удалось быстро завершить этот процесс. В противном случае монтаж мог занять больше года ".

Трилогия Сенкевича увлекла Ежи Хофмана еще мальчишкой - он прочитал ее буквально запоем в Сибири, куда был вывезен 8 лет от роду. И вот в тридцать шесть Хофман снял "Пана Володыевского" (1968 г.), еще через 6 лет - "Потоп", который был номинирован в 1975 году на "Оскара". "Оскара", правда, присудили тогда "Армакорду" Феллини - проигрыш был почетным. Американцы , несмотря на отсутствие "Оскара", фильмом польского режиссера заинтересовались, предложив заняться его продвижением и продажей рынке. Польская сторона отказалась, толи исключительно политическому нежеланию связываться с капиталистами, то ли планируя заработать на нем, не делясь доходами. Итогом самостоятельного "продвижения"картины стал тот факт, что фильм так и не увидел достойного мирового проката.

Как и все картины трилогии, "Огнем и мечом" также удостоилась околополитических прений. Обвинения режиссера в антиукраинских настроениях звучали довольно часто. Кстати, подобные нападки в свое время испытывал и сам Сенкевич - Болеслав Прус, уверенный, что его "Фараон" исторически достоверен, обвинял собрата по перу в слишком легкой трактовке истории. Хофману же досталось от известного публициста, литератора и Ежи Гедройца (Ежи Гедройц, живший и работавший последние годы в Париже, умер две недели назад), который уверял, что в связи с исторически обусловленной некоторой натянутостью в отношениях Польши и Украины съемки этого фильма довольны вредны, тем более, что Хофман по собственному усмотрению убрал некоторые сцены романа, невыгодные полякам. Хофман, надо отметить, не обиделся: "Я снимаю не учебник истории, а роман Сенкевича. И прошу терпения и воздержания от нападок хотя бы до выхода картины на экраны. К тому же как можно говорить об антиукраинских настроениях , когда Хмельницкого играет украинец Ступка, Бохана - россиянин украинского происхождения? ".

С актерами, действительно, ситуация сложилась интересная. В середине 90-х, когда СМИ активно заговорили о планах Хофмана как можно скорее приступить к съемкам фильма "Огнем и мечом", вся Польша решала, кому лучше играть Анну, кому - Бохана и т.д. В роли Бохана поляки видели, к примеру, известного польского актера Богуслава Линду. Но Хофман выбрал россиянина Александра Домогарова, который по мнению режиссера обладает сильной выразительностью и огромным талантом играть сумасшедшую любовь. Роль Богдана Хмельницкого режиссер отдал знаменитому украинскому актеру, министру культуры Украины Богдану Ступке. Не изменил режиссер и своей привязанности к Даниэлю Ольбрыхскому, сыгравшему во всех трех картинах мастера. В фильме "Огнем и мечом" Ольбрыхский выступил в роли Тухай-Бэя.

В роли Вишневского - Андрей Северин, один из немногих польских актеров, которому удалось покорить Францию и попасть в основной состав "Комеди Франсез". Роль красавицы Елены Хофман доверил обаятельной Изабелле Скорупко, чьи костюмы обошлись в очень немалую сумму. Костюмов было 8, некоторые из них весили до 4 кг и стоили порядка $2.500 (впервые в истории польской кинематографии на производство фильма был получен банковский кредит).

Всего для фильма было выполнено порядка 1000 костюмов, несколько сотен пар обуви, причем большинство из них - вручную по лекалам оригинальных костюмов и обуви ХVII века.

Не менее кропотливой работы потребовал грим. Только усов всех мастей (казацких, шляхетских, татарских) было изготовлено несколько тысяч. А гримирование актеров занимало от 15 минут до полутора часов.

Спецэффекты обеспечивала компания, работавшая на съемках "Терминатора II" и "Возвращение Бэтмана". Так что реалистичность отрезания трех татарских голов, попадания стрел в тело во время съемок крупным планом - заслуга опытных специалистов. Вообще, в этом фильме предусмотрено все вплоть до самых, казалось, незначительных мелочей. Например, звука при доставании сабли из ножен - оказывается, в те времена ножны чаще были деревянными, поэтому это должен был быть не скрежет металла , трущегося об металл, а звук , исходящий при трении металла о дерево.

Работа была проделана огромная и интерес к фильму во многих странах мира доказывают ее продуктивность. И совсем скоро белорусский зритель получит возможность выразить собственное мнение на сей счет.

К слову сказать, премьера картины должна была состояться на "Славянском базаре" - тогда специально для ее презентации в Витебск приехал Александр Домагаров, да и Богдан Ступка почти фестиваль своим присутствием. Но, поскольку копию картины так и не привезли на фестиваль, Минск увидит картину немного позже Варшавы, Москвы и Вильнюса.
Добавить комментарий
Проверочный код