Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (254) 02 октября 2000 г. Финансы

ПОКА СТОИТ

02.10.2000
Отдел финансов

В сентябре, как известно, в белорусской экономике произошло примечательное событие: после почти пятилетнего самостоятельного "плавания" шесть обменных курсов белорусского рубля (официальный, допсессии, внебиржевой, наличный официальный, наличный теневой и нерезидентский) собрались у одной отметки, сведя "спрэд" между ними до вполне цивилизованного уровня в 1-2%. Прекратила свое существование в силу ненадобности дополнительная сессия на БВФБ, а также фактически упразднен, по воле Нацбанка, внебиржевой валютный рынок.

Самое главное в этой истории то, что "победа" над множественностью обменных курсов одержана Нацбанком в тот момент, когда им управляет П.П.Прокопович, чьи "заслуги" в предыдущем доведении рубля до пародии на платежное средство не менее грандиозны. Даже если не считать твердое убеждение Петра Петровича о необходимости повышения коэффициента монетизации экономики за счет кредитной эмиссии Нацбанка, которые он с присущей ему настойчивостью проповедовал еще с депутатской скамьи, а также в ранге заместителя главы администрации президента и первого вице-премьера по экономике. Его борьба за повышение приснопамятного коэффициента монетизации, не имеющего, кстати, никакого практического значения для качества и скорости расчетов в реальном секторе экономики, стоили в конечном счете карьеры двум председателям правления Национального банка - Винниковой и Алейникову. Причем, если при правлении первой обменный курс белорусского рубля упал по отношению к доллару примерно в 1,5 раза за 11 месяцев, второго - в 2,6 раза за 14 месяцев, то П.П. сначала "уронил" его примерно в 20 раз за 2,5 года своего непосредственного руководства, а затем стабилизировал на уровне, который его предшественникам не мог присниться и в самом кошмарном сне.

Нелишним будет отметить: стоило П.П. прекратить борьбу за повышение коэффициента монетизации и придти к элементарному пониманию роли и ответственности центрального банка за стабильность денег, как этот коэффициент мгновенно начал расти. За январь-июль т.г. он составил около 11% только в своей рублевой части, в то время как в предыдущие годы "болтался" в районе 6-8%. Причина предельно проста: уменьшив скорость работы печатного станка и сократив предложение дополнительных рублей при ставке процента на рынке выше уровня инфляции, центральный банк создал минимально необходимые условия для использования рублей в качестве эффективного финансового инструмента, приносящего реальную прибыль. Доверчивое белорусское население откликнулось почти мгновенно: за январь-июнь т.г. прирост срочных депозитов физических лиц составил аж 360%, или без малого 40 млрд. рублей. В результате коммерческие банки получили некоторое подспорье в непосильной для них борьбе за урожай, а двукратный прирост рублевой денежной массы в экономике не спровоцировал пропорционального темпа роста цен. Как следствие, столь желанный ранее коэффициент монетизации начал расти почти в автоматическом режиме. Т.е. произошло то, о чем годами твердили независимые экономисты: дело не в количестве денег в экономике, а в динамике их прироста относительно прироста цен.

Строго говоря, согласившись на более жесткую эмиссионную политику и отказавшись от своего второго конька - дешевых денег для реального сектора (низкой ставки рефинансирования), Прокопович первым среди нынешних высших чиновников эволюционировал в сторону реального мышления. Тем более что попутно он отказался от глупейшей идеи (интересно, кто ее автор?) запрета использования белорусских рублей во внешнеэкономических расчетах между государствами СНГ и Балтии. Осталось "дойти" самую малость - снять ограничения с внебиржевого валютного рынка и понять, что запреты и регулирование несовместимы в пристойной рыночной экономике. А также попытаться отказаться от прямого кредитования дефицита бюджета, поскольку именно эта схема "впрыскивания" денег в реальный сектор не позволяет снизить инфляцию до приемлемой на данном этапе величины. Пока же инфляция остается достаточно высокой, процентные ставки денежного рынка вынужденно оказываются разорительными для отечественных предприятий.

И вот на этом этапе Петра Петровича будут ожидать настоящие трудности. Пока он доводил официальный курс до рыночного уровня, Минфин мог занимать отстраненную позицию, т.к. его руководитель Корбут не мог не видеть объективную выгоду для себя: инфляционные налоги собирать легче, нежели расширять базу налогообложения и добиваться уплаты налогов с каждого живого или полуживого рубля. А понижение обменного курса рубля служило прекрасным оправданием инфляции.

Примерно такую же позицию мог занимать и глава Минэкономики Шимов: дескать, Нацбанк девальвирует рубль, и с инфляцией в этой ситуации справиться объективно невозможно. Высокие процентные ставки, конечно, разорительны для реального сектора, но это временное явление, тоже связанное с денежной политикой центрального банка. Вот достигнем единого обменного курса, стабилизируем рубль, устраним монетарную основу роста цен, тогда и начнем понижать ставку рефинансирования.

Сегодня, когда единый курс фактически достигнут, а рубль относительно стабилизирован, но цены и не думают снижаться, возникает вопрос: кто просчитался?

Вне всякого сомнения, Минфин, ссылаясь на рост числа убыточных предприятий, неспособных платить налоги, потребует у Нацбанка закрыть зияющие бреши в расходных статьях бюджета. Которые к тому же грозят принять угрожающие размеры после повышения минимальной зарплаты с 1 октября т.г. на 40%. Цивилизованные же заимствования для Минфина на внутреннем финансовом рынке - пустая затея после мобилизации Нацбанком средств у коммерческих банков на финансирование АПК. Минэкономики, со своей стороны, рост числа убыточных предприятий и сохранение высокого уровня инфляции свяжет с дорогими деньгами и непосильными финансовыми затратами производителей на обслуживание привлеченных кредитов. Не исключено при этом, что само же Минэкономики пролоббирует повышение цен на широкий круг социально значимых товаров.

В результате Нацбанк окажется перед дилеммой: либо продолжать политику ограничения кредитной эмиссии и сохранять высокие процентные ставки для поддержания относительно стабильного рубля, либо профинансировать на всю катушку дефицит бюджета и одновременно понизить ставку рефинансирования, одним махом обрушив часть ранее полученного прироста рублевой денежной массы и ее дополнительную эмиссионную составляющую на внутренний валютный рынок. По самым скромным прикидкам, избыточная рублевая денежная масса, способная быть предъявленной на внутреннем валютном рынке при таком варианте развития событий, составит в октябре-декабре т.г. около 120 млрд. рублей. Нынешних валовых валютных резервов Нацбанка ($332 млн. на 1.09.2000г.) в принципе хватит, чтобы отбить эту атаку, но его чистые резервы могут выйти на минус. Следовательно, с учетом фактического отсутствия валютных резервов у Минфина страна может оказаться неплатежеспособной по внешним обязательствам.

Представляется, что в правительстве и, возможно, в Нацбанке уже просчитали вероятность наступления таких последствий и более или менее готовы к нему. В частности, это заметно по настойчивым мольбам к России предоставить технические кредиты на поддержку белорусского рубля. Если же россияне останутся глухими к ним либо затянут с финансовой помощью до середины будущего года, в Минске начнется поиск виновных. И первым опять окажется Петр Петрович. Ведь вряд ли кто-то решится прямо сказать главе государства, что деньги, хотя и являются кровью экономики, но стабильность денег и цен - ее зеркало. А на зеркало, как известно, "неча пенять".

А посему, как бы кто невысоко ни оценивал способности Прокоповича как финансиста, его мужеству принимать опасные для своей личной карьеры решения надо отдать должное.



ОТДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ РБ ПО СОСТОЯНИЮ 1.09.2000г.

Таблица

ОТДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ РБ ПО СОСТОЯНИЮ 1.09.2000г.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код