Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Трансмиссия и компоненты на Dodge. Низкие цены. Быстрая доставка на дом
alpha-hydraulics.ru
№38 (254) 02 октября 2000 г. Экономика

"ДЕВУШКА" СОЗРЕЛА. ДЛЯ РЕФОРМ

02.10.2000
Станислав БОГДАНКЕВИЧ

Анатолий Майсеня, видный деятель белорусского возрождения, называл Беларусь страной несбывшихся надежд. И это действительно так. Получив в подарок от истории национальную независимость, имея великолепные исходные позиции в экономике, страна не воспользовалась открывшимися возможностями. Беларусь уже почти десять лет стоит перед выбором: быть независимой или вернуться в лоно российской империи, развиваться по законам конкурентного рынка или реставрировать плановую, административную экономику.

Ответственность за это, безусловно, несет правящая элита, оказавшаяся не готовой сформулировать национальную идею, не донесшая до общественного сознания ни одной политической идеи, если не считать мертворожденной идеи объединения православных славян на принципах реставрации советской системы. Господствующим правосознанием остается административно-командное, а в основе правительственной экономической программы лежат отвергнутые практикой необольшевистские рецепты. Вопреки фактам, не берется в расчет тезис о том, что необходимо отделить чиновника от экономики, что главной обязанностью государства является правовое обеспечение жизнедеятельности людей и экономических субъектов, гарантирование макроэкономической стабильности, обеспечение свободы частного обмена, гарантии частной собственности, а также создание условий для максимальной свободы индивидуального выбора и социальная защита нетрудоспособных и безработных. Очевидные провалы в экономике породили особый вид мышления, которому свойственно как отрицательное отношение к коммунистической системе, так и недоверие к западному либерализму.

Общество созрело для реформ. Сегодня на постсоветском пространстве белорусы - самый ориентированный на рынок народ. Согласно социологическим опросам, около 70% граждан являются сторонниками рыночной экономики.

В преддверии XXI века белорусы должны сделать окончательный выбор модели своего дальнейшего развития. Сегодня по этому вопросу наблюдается широкая степень согласия между различными политическими силами. Не только оппозиция и широкие слои общества, но и власть декларируют приверженность развитию страны по законам конкурентного рынка. Разница лишь в том, что власть на практике дальше деклараций пока не идет. На земле нет ни одной процветающей страны, экономика которой управляется административными методами. Мы обязаны научиться жить в условиях экономической свободы, конкуренции и всеобъемлющей частной собственности, то есть по тем же принципам, что и цивилизованный мир. Для перехода к жизни по единым для всех строгим правилам рыночной экономики требуется мобилизация всех сил государства и общества, всех ветвей власти, общественных институтов и политических партий. Только при этом условии нас может ждать быстрый эффект.

Государство должно отказаться от своей нынешней роли главного игрока на рынке. Государственные предприятия не должны иметь никаких преимуществ и льгот. Крупные предприятия не могут иметь преимуществ перед средними и малыми. У государства не должно быть привилегированных коммерческих банков, так называемых "уполномоченных". Более того, государство шаг за шагом должно расставаться с функциями собственника субъектов хозяйствования.

Главная обязанность государства состоит в создании условий для рыночной игры, в жесткой защите открытой конкуренции и прав собственника. Оно должно на практике обеспечить записанный в Конституции, однако постоянно нарушаемый принцип равных прав, равной защиты и равных условий для осуществления хозяйственной и иных форм деятельности и развития всех форм собственности, защиту прав собственности.



Страна нуждается в новом налоговом и бюджетном законодательстве, где налогоплательщики и налоговые органы получат равные права и обязанности, инструкции налоговой службы не будут иметь нормативного статуса, будут установлены единые налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на недвижимость и единый социальный налог, произведена полная реструктуризация расходной части бюджета.

Будущее экономики Беларуси, как и любой транзитивной страны, зависит от привлечения инвестиций, от развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Однако в инвестиционном рейтинге страна замыкает список из 140 стран. Мы имеем менее 0,5% процента притока прямых иностранных инвестиций по отношению к ВВП, в то время как в других государствах СНГ этот показатель составляет 10% и выше. Декларативные призывы власти к потенциальным инвесторам обречены на провал - без должных гарантий прав частной собственности и при доминировании государственного сектора; в условиях "точечной" приватизации; при отсутствии конкурентной среды и равных для всех без исключения правил игры; без либерализации рынка труда, при подавляющем, граничащем с произволом, административном контроле производства, продажи и использования инвалютных средств; при высоком уровне и усложненной системе налогообложения; при отсутствии стабильной валюты и пренебрежении к частным сбережениям и накоплениям.

В стране путем лицензирования ограничены почти все виды деятельности. Лицензирование установлено не только на предпринимательскую деятельность, но и на работу вообще. По данным Белорусского союза предпринимателей и нанимателей имени М.Кунявского, на 1 мая 2000г. лицензированием занималась 51 организация: 22 министерства, 10 государственных комитетов, 10 комитетов при министерствах, 7 концернов и объединений, а также областные, городские и районные исполкомы. Законодательство о лицензировании рассредоточено в 21 законе, 19 указах и декретах президента, 45 постановлениях правительства, 117 нормативных документах различных министерств и ведомств. Всеобщее лицензирование - это узаконенное мздоимство. За лицензию нужно платить 15 и более МЗП, нести расходы по нотариальному оформлению, по обслуживанию различных комиссий и экспертиз, по поездкам в областные центры и столицу. Затраты рабочего времени в среднем составляют до трех месяцев, причем лицензия ограничена сроком до 5 лет.

Отход от практики избыточного вмешательства государства в дела бизнеса предполагает, помимо обеспечения равного подхода к субъектам хозяйствования, переход к уведомительному принципу регистрации бизнеса, радикальному сокращению количества лицензируемых видов деятельности, максимальному сокращению функций надзорных и лицензирующих органов, отказу от избыточности контроля и проверок, максимальной детализации управленческих и контрольных процедур в текстах законов и минимизации подзаконных актов. Государство обязано лишить чиновника экономической власти - питательной базы процветающей ныне коррупции. На законодательном уровне должна быть гарантирована невозможность вмешательства чиновников в хозяйственно-финансовую деятельность акционерных обществ. В банковском деле надзорные функции государства должны быть отделены от эмиссионных, причем должен вестись единый контроль за деятельностью банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых кампаний, государственных и негосударственных фондов и иных финансовых учреждений.

Следует незамедлительно отказаться от политики налогового удушения производителей, отменить разнообразные "точечные" таможенные льготы, перестать выборочно субсидировать производства, покончить с практикой административного регулирования и стимулирования рынка, ограничения экономической свободы посредством внедрения в частный сектор "золотой" акции, выделения крупных государственных предприятий и колхозов из общих рыночных условий хозяйствования.

Либеральное решение приведет к созданию мобильного, устойчивого экономического организма, который выдержит открытую конкуренцию, предотвратит скатывание Беларуси в третий мир.

С. Богданкевич, доктор экономических наук, профессор
Добавить комментарий
Проверочный код