Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (254) 02 октября 2000 г. Экономика

БЕЛАРУСЬ ПОТЕРЯЛА 10 МЛРД. РУБЛЕЙ. Виновных нет

02.10.2000
Катерина СУХОВА

Заявленная на 28 сентября пресс-конференция с участием председателя Государственного таможенного комитета (ГТК) Викентия Макаревича не состоялась. По уже сложившейся традиции перед журналистами предстал его заместитель Владимир Гошин, который на недоумение вашего корреспондента - "а председатель где?" - бойко ответил: "Это вопрос не по теме".

А темой пресс-конференции был вводимый с 1 октября порядок таможенного контроля и таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Беларуси, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации. Подобный шаг, оговоренный в президентском указе от 31 августа 2000г. N480 и постановлении Совмина от 5 сентября 2000г. N1383, стал нашим запоздалым ответом Касьянову за применение подобных действий в отношении белорусского реэкспорта вот уже на протяжении полугода. По словам Гошина, если в феврале-марте сумма товаров, происходящих из третьих стран и перемещаемых во взаимной торговле, "в принципе совпадала", то после российских нововведений "картина изменилась": "К нам ввезено товаров на 263 млн. долларов, от нас - на 195 млн. Разница получается не в пользу Беларуси". Тем самым, по мнению зам.председателя ГТК, "сумма упущенных платежей составила порядка 10 млрд. белорусских рублей".

Интересно, кто-нибудь из ответственных чиновников правительства РБ понес за это наказание, лишился занимаемого поста? Речь ведь идет не о каких-нибудь 10 рублях, не учтенных в кассе, за которые простые смертные могут быть привлечены к уголовной (!) ответственности: "упущенных" высшими чиновниками 10 млрд. с лихвой хватило бы на своевременную выплату зарплат и отпускных бюджетникам. Впрочем, вопрос этот, разумеется, в компетенции Лукашенко, в крайнем случае Ермошина и уж никак не Гошина. Последний просто сообщил, что 22 сентября "Российская Федерация приступила практически к полномасштабному таможенному оформлению любых товаров, завозимых с территории Беларуси". Так будет ли столь же полномасштабным ответный "удар"? Судя по всему, нет. "Мы не собираемся выставлять на белорусско-российской границе каких-либо постов", - заявил представитель ГТК. Импортеры товаров третьих стран просто обязаны в течение 15 дней с даты доставки товара представить в таможенные органы декларацию, прочие необходимые документы, уплатить таможенную пошлину, НДС и при необходимости акциз. Предъявлять таможенникам сам товар нет необходимости, хотя они не исключают возможной проверки правильности сведений, занесенных в таможенную декларацию.

Основным же требованием для ввоза товаров российского происхождения остается представление статистической декларации, правда, с 1 октября появилось и одно новшество: в дополнении к статдекларации надо предъявлять документы, подтверждающие происхождение товара. В идеальном случае это сертификат по форме СТ-1, выдаваемый ТПП РФ, но может быть и любой другой документ (например, сертификат соответствия, качества, техническая документация вплоть до товарно-транспортных накладных, если они оформлены заводом-изготовителем). "Самое главное, чего мы добиваемся, - прямые поставки", - заметил Гошин. Он также убежден, что "субъекты хозяйствования очень быстро сориентируются" в том, что для них выгоднее.

Представитель ГТК вообще не упускал возможности подчеркнуть, что "это мера вынужденная". По его словам, поскольку в России взимали НДС по принципу страны происхождения, а не страны нахождения, то "отдельные хозсубъекты" эти пользовались: скажем, ввозили фактически без обложения налогом тот же украинский товар в Россию, а затем переправляли его в Беларусь без уплаты таможенных платежей. Если бы этот товар шел в Беларусь напрямую, то поставщикам пришлось бы уплатить минимум НДС.

Можно согласиться с Гошиным, что предпринятые меры отнюдь не свидетельствуют о кончине Таможенного союза (для этого его нужно официально упразднить), так же как и с тем, что это соглашение "четверки", к которой позже присоединился и Таджикистан, - лишь декларирование намерений, не более того. "Ну что такое Таможенный союз? - рассуждал представитель ГТК. - Это три основных принципа: это единые ставки таможенных пошлин на ввозимые, вывозимые товары, это единые меры нетарифного регулирования,... и вопрос о порядке зачисления в соответствующие бюджеты взыскиваемых таможенных платежей... Поэтому соглашение о Таможенном союзе у нас никто не денонсировал и, насколько мне известно, не собирается это делать. Сейчас просто идет коррекция определенных моментов, и к 2002 году, я надеюсь, что все эти таможенные посты на белорусско-российской границе будут сняты, как это предусмотрено планом мероприятий по созданию Союзного государства".

Только "коррекция" белорусских ставок таможенных платежей под российские потребует изменений по более, чем 200 товарным позициям. В долгоиграющей истории развития союзнических отношений полной унификации ставок удалось достичь 1 июля 1995г., но уже через полтора года таможенные интересы Беларуси и России разошлись. По словам Гошина, комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при постоянном комитете Союза Беларуси и России уже подготовила проект соглашения по выравниванию ставок таможенных пошлин, в котором оговариваются конкретные сроки унификации. Он также выразил надежду, что это соглашение будет подписано "в скором времени".

Проявив завидную осведомленность о работе комиссии постоянного комитета Союза, Гошин ничего не смог сказать о возможных последствиях для страны очередных нововведений России, которые другие ведомства Беларуси обсуждали едва ли не полсентября. "Я работаю только с теми документами, которые вышли в свет. Может быть, они не опубликованы, но существуют в виде официального постановления, которому уже присвоен номер и дата принятия, тогда можно о чем-то говорить", - сказал он.

Между тем, 8 сентября на совещании в МИДе с участием всех заинтересованных министерств и ведомств как раз и обсуждались проблемы дальнейшего развития белорусско-российского сотрудничества, среди которых доминировали те же ставки таможенных пошлин. Буквально накануне от России была получена депеша, в которой Беларусь, наряду с другими партнерами по ТС, ставилась в известность о планах правительства РФ ввести с 1 января 2001г. изменения в импортный тариф РФ на срок 9 месяцев, в ходе которого пройдут необходимые согласования с участниками ТС.

Совмину страны была представлена пояснительная записка к проекту постановления правительства РФ и перечень вносимых в тарифную систему изменений на 74 страницах.

Как следует из записки, российское правительство планирует провести изменения тарифа в два этапа, исходя из необходимости повышения транспарентности тарифной системы (чтобы сократить злоупотребления, связанные с неправильным декларированием импортируемых товаров); эффективной тарифной защиты, предусматривающей, в частности, снижение пошлин на технологическое оборудование, которое в России не производится; тарифной эскалации, в том числе установления низких уровней ставок (5%) на продукцию низкой степени переработки (сырье, полуфабрикаты) и более высоких (10 и 15%) на готовые изделия и сельхозпродукцию. Исключения из последнего принципа касаются узкого круга товаров: социально значимых и продукции стратегического назначения (инсулиновые лекарства, инвалидные коляски, хлопок-сырец), и продукции, в отношении которой сохранение уровня тарифной защиты связано с необходимостью защиты иностранных капиталовложений в России (производство бытовой электротехники, полуфабрикатов для табачной промышленности и др.).

На первом этапе российское правительство планирует повысить ставки импортного тарифа по товарам, ныне ввозимым беспошлинно, до 5% (49 товарных позиций). Режим беспошлинного ввоза предлагается сохранить только по социально значимым товарам - лекарственным средствам, содержащим инсулин; инвалидным коляскам; а также не обработанным алмазам, ввозимым в Россию для последующей обработки. Предполагается также снизить максимальный уровень ставок импортного тарифа с 30% по 883 товарным позициям на более низкие. При этом предусматривается сохранить действующий уровень ставки в 30% на 5 товарных позиций - сахар белый и табачные изделия. Будут также снижены ставки импортного тарифа на подавляющую часть товаров, облагаемых по ставке пошлины в 25%, на более низкие (всего 587). Планируется провести унификацию импортного тарифа в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими потребительскими характеристиками, во избежание злоупотреблений при таможенном оформлении (1954 товарные позиции).

Общее число унифицированных и снижаемых ставок составит 3473 и, по расчетам разработчиков, позволит снизить уровень средневзвешенной ставки тарифа с 11,4% до 10,7 % и тем самым приблизить ее к реально собираемым таможенным платежам. В принципе подобный ход мыслей объективно будет выгоден и Беларуси. В накладе могут остаться лишь производители, выпускающие продукцию, имеющую аналоги на территории РФ. Тем более, что в этих вопросах Россия церемониться, похоже, не собирается. Как известили белорусских коллег, ожидается, что в четвертом квартале в правительство РФ поступит новая редакция федерального закона "О мерах по защите государственных интересов при осуществлении внешней торговли товарами", которая будет полностью сопоставима с обязательствами, возникающими у России в связи с присоединением к ВТО. Второй этап изменения импортного тарифа как раз и будет сделан с учетом этих переговоров, по некоторым оценкам, могут быть завершены к концу 2001г.

Судя по всему, нынешнем правительству Беларуси остается только одно: сидеть и терпеливо ждать этого счастливого момента.
Добавить комментарий
Проверочный код