Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (252) 18 сентября 2000 г. Тема недели

ВЫДЕРЖАТ НЕ ВСЕ

18.09.2000
Ярослав РОМАНЧУК

Для некоторых единый курс чреват закатом политической и экономической карьеры

Одна авторитетная информационная служба в 10 утра 15 сентября, т.е. в день, когда в Беларуси должны были состояться первые торги на принципах свободного курсообразования, получила от Национального банка единый курс белорусского рубля к твердым валютам на 18 сентября 2000г. Все было бы нормально, если бы не факт, что торги, на которых должен был быть по-рыночному сформирован этот самый курс, начинались часом позже - в 11.00.



Если Нацбанк и впредь будет так формировать спрос и предложение, то в скором будущем по единому курсу надо будет справлять панихиду. Да, Петр Прокопович может знать объем заявок на покупку и продажу за несколько часов до торгов, но рынок на то и существует, чтобы его актеры принимали решение в конкретно складывающейся ситуации. И спекуляция является его неотъемлемой частью. Единый курс рубля без спекуляций - это как свободная цена в 5-процентных рамках роста.

В голодный год - и корка хлеба в радость

Правительство радуется единому курсу, как будто совершило некий прорыв в новое экономическое качество. Никакого предварительного отбора заявок, никакого насилия над операторами форексного рынка: стоимость белорусского рубля по отношению к иностранным валютам будет определяться только на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи. Что здесь такого революционного? Конечно, после того, как горячую воду давали 2 часа в неделю, переход на режим 1 час в день кажется серьезным достижением. Белорусскую экономику так долго насиловали, что любой мелкий шаг по направлению к цивилизованной норме считается чуть ли не прорывом. На самом деле, настоящая борьба за экономическую грамотность только начинается. Кто даже в транзитивной экономике будет считать месячную инфляцию в 3,6% и годовую в 150% победой? Это чрезмерно высокие цифры, которые давно забыты в нашем регионе. Литва - почти 1% в год! Польша - до 10%, Россия - в пределах 25% за 12 месяцев. Испытания только начинаются.

Мы помним, что было с реальным сектором и банками после того, как страна начала работать в режиме единого курса и жесткой монетарной политики при Станиславе Богданкевиче. Взбунтовались как промышленники с аграриями, так и финансисты: работа в режиме дорогих денег требует совершенно иных знаний и умения. Вместо того, чтобы проводить большую часть времени в кабинетах чиновников, надо было внимательно изучать собственное предприятие, искать возможности снижения издержек, новые рынки сбыта. Надо было отказываться от централизованных навязываемых закупок и переходить на выгодные хозяйственные связи. Ситуация повторяется. Тогда правительство не выдержало, струсило, предпочло накачивать экономику деньгами и искусственно удешевлять ресурсы для избранных "точек роста". Но тогда Нацбанк институционально был более независим, и его авторитет не был подорван женскими чарами и строительными технологиями.

Трудно понять логику белорусской власти. В парадигме административно управляемой экономики определение цены национальной валюты на рынке, а не в кабинете - это своего рода инородное действие. Почему цены на товары, недвижимость, жилищно-коммунальные услуги и рабочую силу должны регулироваться, а на деньги нет? Единый курс лишает правительство одного из популярных инструментов перераспределения ресурсов. Одного из многих, только и всего. Никто не застраховал Нацбанк от выделения по телефонному звонку кредитов нужным структурам под четверть или половину ставки рефинансирования. Никто не запретил ему финансировать дефицит бюджета и отдельные корпоративные проекты. В конце концов, никто не отменял шефство ведомства Петра Прокоповича над одним из колхозов. А соглашения с Центробанком России могут по традиции быть выброшены в корзину, как это неоднократно делалось.

Так, может, Беларусь наладила стабильные экспортные потоки товаров и услуг для обеспечения валютных поступлений? Или у нас страна кишит от иностранных инвесторов, которые наперебой предлагают свою валюту взамен за белорусские рубли? Правительство отмечает снижение инфляционных ожиданий. Легкомысленно делать вывод о том, что держатели рублей перестали бояться очередного сползания в отрицательные ставки, ибо с такими завалами в сфере государственных и корпоративных финансов надеяться на некое магическое рассасывание долгов и регулярную оплату внешних и внутренних счетов не приходится. Каждому оптимисту достаточно поговорить с банкирами и финансовыми директорами предприятий, чтобы развеять какие-либо надежды на перспективу низкой инфляции.

Нестыковочка получается

Знает ли белорусская власть, зачем она сказала "а", перейдя на единый курс? Ведь вслед за этим надо говорить "б" и проводить реформу финансовой системы и реального сектора. Признаков готовности к такому развитию событий пока не наблюдается. Если бы такое случилось, то 2001 год, когда вся экономика будет рассматриваться в свете президентских выборов, стал бы годом самых больших социально-экономических потрясений. Что толку, если курс будет единым, но на отметке 1500, 2000, 2500 рублей за $1? Чем этот вариант развития событий отличается от периода 1992-1994 гг., когда гиперинфляция разрушала все живое в экономике? Бюджет на 2001г. сверстан, исходя из курса 1400 рублей за $1 (1 евро - 1260 рублей). Получается, что правительство допускает девальвацию за весь следующий год только на 16%. За счет каких средств будут осуществляться интервенции Нацбанка?

При представлении проекта бюджета на 2001г. министр финансов Николай Корбут отметил ряд негативных тенденций, которые наверняка сохранятся и в будущем. Речь идет о валютных поступлениях, с одной стороны, и валютных обязательствах - с другой. За 7 месяцев 2000г. в бюджет от взимания сбора за проезд автотранспортом (транзит) поступило $2,2 млн., что составляет неполных 25% годового плана. В 1999г. в бюджет поступило в два раза больше. Валютные поступления за 7 месяцев составили $31,7 млн. В прошлом году за аналогичный период бюджет заработал $46,1 млн. "В среднем в этом году за месяц поступало $4,5 млн., в прошлом году - $ 6,6 млн.", - говорится в пояснительной записке по проекту бюджета-2001. В проекте основных направлений денежно-кредитной и валютной политики на 2001г. "вместо прямого участия Национального банка в финансировании дефицита бюджета в национальной валюте планируется использование Нацбанком иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования в объеме $117 млн.". За словесной казуистикой все равно скрываются грубо прикрытое использование ресурсов Нацбанка для финансирования строительства, сельского хозяйства и на компенсацию вкладов. К тому же, надо будет отдать $40,6 млн. на обслуживание госдолга и $81 млн. на погашение внешнего долга. Данные цифры с трудом стыкуются с заверениями удержать единый курс на уровне 1400 рублей.

Денежная динамика

Посмотрим на монетарную политику с другой стороны. Какова динамика денежной массы? Показатель М0 (наличные деньги в обороте) вырос с начала года на 186,5%, а М2 - на 174,5%. Инфляция за этот период составила 163%, что почти совпадает с денежным агрегатом М1 (рост 165%). Линейной, прямо пропорциональной зависимости в хаотичной переходной экономике ожидать не приходится, но данный тренд является логичным продолжением того, что происходило в денежной сфере последние 5 лет. Привлекает внимание лишь то, что произошло за последнюю неделю июля, когда наличных денег в обороте стало на 27,5 млрд. рублей меньше, зато на 32 млрд. рублей увеличились депозиты до востребования. При этом незначительный отток денег населения (отпуска) с лихвой компенсировался приростом денег субъектов хозяйствования. Не похоже на тенденцию. Скорее на получение желаемых результатов к концу месяца. О мотивах данного действия можно будет судить, когда будут известны данные за последующие месяцы. Экономические актеры по-прежнему желают работать с быстрыми деньгами с целью получения одномоментной прибыли или сохранения оборотных средств. Они не доверяют банкам и авторам монетарной политики.

Для отдельных людей работа с белорусскими рублями сегодня может быть хорошим источником дохода. Инсайдеры, обладающие информацией по поводу времени и характера политики процентной ставки, быстро переводят все свои валютные сбережения в рублевые и зарабатывают приличные деньги. При ставке рефинансирования 85%, снижении инфляции до 1-2% в месяц депозиты под 120% будут идеальным местом зарабатывания денег "из воздуха", что в данном контексте значит за счет тех предприятий, которые вынуждены будут брать дорогие рублевые кредиты хотя бы для того, чтобы выполнить грозные приказы Лукашенко о выплате зарплаты. Даже ГКО могут стать привлекательным инструментом сбережения. Как показывает практика переходных стран, такой "депозитный рай" долго продолжаться не может. И опять же, потерявшее бдительность население очнется лишь после обвала, а инсайдеры, как всегда, "соскочат" вовремя.

tabl1.htm



Возможные сценарии

Сценарий I. Поддержание единого курса в границах 1050-1400 на 2001г. при неизменной фискальной, институциональной и административной политике, сохранение положительной ставки процента, снижение инфляции.

Последствия:

падение рентабельности реального сектора;

нарастание кризисных явлений в банковско-финансовой сфере;

рост неплатежей и долгов;

уменьшение доходов бюджета;

падение товарооборота, в том числе внешнеторгового;

резкое обострение социального кризиса;

очередной этап перераспределения капитала в пользу приближенных к "телу и делу";

появление множественности курсов;

выигрывают держатели рублевых денежных депозитов, проигрывают "новые" кредиторы, т.е. те, кто вынужден кредитоваться в режиме дорогих денег.

Сценарий II. Свободное рыночное курсообразование при сохранении динамики роста денежной массы и неизменных остальных параметрах.

Последствия:

среднемесячная инфляция 10 - 15%;

дальнейшее вымывание оборотных средств предприятий;

сползание в режим отрицательной ставки процента;

отток средств из рублевых депозитов и дальнейшая долларизация экономики;

рост долгов и неплатежей, сопряженный с энергетическим кризисом (при условии выполнения Россией сегодняшних условий);

множественность курсов;

бенефициары - хронические должники и получатели рублевых кредитов; проигравшие - бюджетники, банки как "старые" кредиторы;

полное разбалансировка различных подсистем экономики.

Сценарий III. Свободное рыночное курсообразование, переход на ден ежную призязку, резкое снижение налогов, отмена административного регулирования цен, широкомасштабная приватизация, запуск механизмов санации и банкротства, допуск на рынок иностранных инвесторов, в том числе банков.

Последствия:

снижение инфляции до 5 - 10% в год в течение 12 месяцев;

стабилизация бюджетных доходов и расходов в течение 2 - 3 лет;

очищение экономики от балласта;

рост безработицы до 10 -15%;

сохранение единого курса;

создание конкурентной среды и повышение эффективности реального сектора;

временный рост социального напряжения, который снимается по мере совершенствования механизмов адресной помощи;

достижение макроэкономической стабилизации о создание основы для стабильного экономического роста.

Поскольку переменных в складывающейся белорусской ситуации очень много (в том числе и политический фактор), то не представляется возможным описание всех сценариев развития ситуации после введения единого курса. Ясно одно: для правительства легких дорог не осталось. Повторить сценарий 1996г., когда начался отход от единого курса, Лукашенко может, но на этот раз Ермошин и ряд других товарищей, претендующих на верховную власть, наверное, уже не захотят быть мальчиками для битья. Людские, административные и финансовые ресурсы тоже не те. Да и как можно без последствий для своего политического будущего отказать в приватизации слетающимся в Беларусь преимущественно с восточного направления олигархам? Единый курс превращается в мощный инструмент политических изменений. Для кого-то он станет началом, а для кого-то концом политической и экономической карьеры.
Добавить комментарий
Проверочный код