Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (252) 18 сентября 2000 г. Общество

БЕЛОРУССКИЕ "НАВIНКI" - 2

18.09.2000
Ирина МАТЯС

В середине сентября в Минске состоялся второй Международный фестиваль перформанса "Навiнкi-2000". Четыре дня перформеры из Ирландии, Израиля, Швеции, Японии, Польши, Чехии, Литвы, Испании, Великобритании, Италии, Германии и Беларуси самовыражались в клубе Pall Mall.

Правда, принимающая страна выглядела довольно странно, не пригласив на фестиваль добрую половину белорусских перформеров, более того, не поставив их в известность о проведении фестиваля.

Алесь Пушкин, Игорь Кошкуревич, Дмитрий Вишнев, Ирина Зеленкова, Юрась Борисевич и "Театр психической неуравновешенности" остались за бортом фестиваля, не попав в программу даже в качестве гостей. И это все при том, что организатором фестиваля выступает Ассоциация современного искусства, членами которой наравне с куратором "Навiнак" Виктором Петровым являются Вишнев и Борисевич. Виктор Петров объяснил это желанием организаторов представить на фестивале новые лица, заметв при этом, что творческие люди-перформеры весьма обидчивы, но отходчивы: "Cегодня я не пригласил их на фестиваль - они на меня обиделись, в следующем году приглашу - они меня простят". Трудно не согласиться с организаторами по поводу невозможности в одном фестивале вместить всех перформеров, как, впрочем, и сказать с точностью, пострадал от этого фестиваль или нет. Перформанс - не картина и не музыкальное произведение, ценность которого может определить имтория. Этот жанр рождается и умирает за время его демонстрации. И даже перформанс с одним названием во время разных показов не предстает визуально одинаковым.

Жаль, что в самом начале пути внутри изначально альтернативного искусства - перформанса - появляются собственные альтернативы. Означает ли это борьбу за чистоту искусства, столкновение личных амбиций или меркантильных интересов, либо проблему из разряда организационных, - покажет время. Пока же обойденные вниманием фестиваля перформеры заявили о том, что в ближайшие два месяца все они примут участие в презентации новой книги Дмитрия Вишнева "Тамбурный москит".

Разногласия разногласиями, но фестиваль все-таки состоялся, подтвердив планы организаторов на его регулярность и убедив лидеров Ассоциации современного искусства в правильности выбранного пути. Перформанс, несмотря на все его странности, является довольно притягательным жанром современного искусства как для самих художников, так и для зрителя. Особая прелесть его состоит в том, что сами перформеры успешность своего действа определяют количеством интереса зрителя к своей персоне: подошли к автору люди полюбопытствовать, что это все-таки было, - здорово, значит душа дрогнула. Так что, будучи зрителем перформанса, не стоит бояться чего-то не допонять. Здесь это скорее норма, нежели исключение. Кстати, многие перформеры успокаивают себя и тем, что даже уход зрителя во время представления - это совершение действа по отношению к перформансу, взаимодействие автора и зрителя. Да и по признанию самих перформеров, они и сами не всегда осознают доподлинный смысл своего представления. Правда, более опытные из них уверены, что перформанс невозможен без конкретной идеи, поскольку это - искусство концептуальное. И пусть перформанс работает не на вечность, а на живой, близкий энергетический контакт со зрителем, продуманность - явно не лишняя его черта. Так что, возможно, заявления части белорусских перформеров о притягательности спонтанности мысли и идеи зиждется на извечном милом хаосе в душе и мыслях творческого человека. А вот за рубежом, где перформанс - явление более старое и распространенное, среди участников которого - не только артисты, музыканты и художники, но и представители точных наук и профессий, наличие осознанной идеи принимается за основу творчества.

Несмотря на эти нюансы, и белорусские, и зарубежные перформеры одним из своих главных интересов на фестивале признают обмен опытом, знакомство с явлением перформанса в разных культурах. И тот факт, что некоторые иностранные участники приехали на фестиваль во второй раз, свидетельствует, что происходящие в Беларуси встречи перформеров представляют немалый интерес для европейцев.

Более географически отдаленные перформеры на этот раз добрались до Минска не в полном составе: канадцы не смогли найти деньги на билет. Но вот японская супружеская пара перформеров Ясунори и Мишико Шиабара восприняла приглашение "на ура" и привезла сюда семейное представление, хотя на родине они чаще выступают отдельно. "Нас заинтересовала информация о прошедшем год назад фестивале и захотелось пополнить свой багаж опытом столь отличной от нас страны. Я 10 лет занимаюсь перформансом, принимал участие в фестивалях в Германии, Франции, Румынии, Польше, США и всегда узнавал много нового. Сюда мы тоже приехали за новыми впечатлениями", - сказал Ясунори Шиабара, который, помимо перформанса, занимается изобразительным искусством и лицедейством. Ну а в перформансе его привлекает свобода выбора, выражения вариации чувств, неограниченная возможность использования материалов и возможность вовсе обойтись без оных (последнее в силу экономических обстоятельств присуще белорусским перформерам). Но дело это поправимое, если учесть что Беларусь только-только начинает вписываться в контекст мирового современного искусства. Возможно, когда-нибудь и белорусские перформеры смогут сделать свои представления прибыльными и позволят себе роскошь потратить на техобслуживание одного показа до $10.000, как это делает побывавший в Минске австралиец Стелмарк.
Добавить комментарий
Проверочный код