Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№36 (252) 18 сентября 2000 г. Общество

БЕЛОРУССКИЕ "НАВIНКI" - 2

18.09.2000
Ирина МАТЯС

В середине сентября в Минске состоялся второй Международный фестиваль перформанса "Навiнкi-2000". Четыре дня перформеры из Ирландии, Израиля, Швеции, Японии, Польши, Чехии, Литвы, Испании, Великобритании, Италии, Германии и Беларуси самовыражались в клубе Pall Mall.

Правда, принимающая страна выглядела довольно странно, не пригласив на фестиваль добрую половину белорусских перформеров, более того, не поставив их в известность о проведении фестиваля.

Алесь Пушкин, Игорь Кошкуревич, Дмитрий Вишнев, Ирина Зеленкова, Юрась Борисевич и "Театр психической неуравновешенности" остались за бортом фестиваля, не попав в программу даже в качестве гостей. И это все при том, что организатором фестиваля выступает Ассоциация современного искусства, членами которой наравне с куратором "Навiнак" Виктором Петровым являются Вишнев и Борисевич. Виктор Петров объяснил это желанием организаторов представить на фестивале новые лица, заметв при этом, что творческие люди-перформеры весьма обидчивы, но отходчивы: "Cегодня я не пригласил их на фестиваль - они на меня обиделись, в следующем году приглашу - они меня простят". Трудно не согласиться с организаторами по поводу невозможности в одном фестивале вместить всех перформеров, как, впрочем, и сказать с точностью, пострадал от этого фестиваль или нет. Перформанс - не картина и не музыкальное произведение, ценность которого может определить имтория. Этот жанр рождается и умирает за время его демонстрации. И даже перформанс с одним названием во время разных показов не предстает визуально одинаковым.

Жаль, что в самом начале пути внутри изначально альтернативного искусства - перформанса - появляются собственные альтернативы. Означает ли это борьбу за чистоту искусства, столкновение личных амбиций или меркантильных интересов, либо проблему из разряда организационных, - покажет время. Пока же обойденные вниманием фестиваля перформеры заявили о том, что в ближайшие два месяца все они примут участие в презентации новой книги Дмитрия Вишнева "Тамбурный москит".

Разногласия разногласиями, но фестиваль все-таки состоялся, подтвердив планы организаторов на его регулярность и убедив лидеров Ассоциации современного искусства в правильности выбранного пути. Перформанс, несмотря на все его странности, является довольно притягательным жанром современного искусства как для самих художников, так и для зрителя. Особая прелесть его состоит в том, что сами перформеры успешность своего действа определяют количеством интереса зрителя к своей персоне: подошли к автору люди полюбопытствовать, что это все-таки было, - здорово, значит душа дрогнула. Так что, будучи зрителем перформанса, не стоит бояться чего-то не допонять. Здесь это скорее норма, нежели исключение. Кстати, многие перформеры успокаивают себя и тем, что даже уход зрителя во время представления - это совершение действа по отношению к перформансу, взаимодействие автора и зрителя. Да и по признанию самих перформеров, они и сами не всегда осознают доподлинный смысл своего представления. Правда, более опытные из них уверены, что перформанс невозможен без конкретной идеи, поскольку это - искусство концептуальное. И пусть перформанс работает не на вечность, а на живой, близкий энергетический контакт со зрителем, продуманность - явно не лишняя его черта. Так что, возможно, заявления части белорусских перформеров о притягательности спонтанности мысли и идеи зиждется на извечном милом хаосе в душе и мыслях творческого человека. А вот за рубежом, где перформанс - явление более старое и распространенное, среди участников которого - не только артисты, музыканты и художники, но и представители точных наук и профессий, наличие осознанной идеи принимается за основу творчества.

Несмотря на эти нюансы, и белорусские, и зарубежные перформеры одним из своих главных интересов на фестивале признают обмен опытом, знакомство с явлением перформанса в разных культурах. И тот факт, что некоторые иностранные участники приехали на фестиваль во второй раз, свидетельствует, что происходящие в Беларуси встречи перформеров представляют немалый интерес для европейцев.

Более географически отдаленные перформеры на этот раз добрались до Минска не в полном составе: канадцы не смогли найти деньги на билет. Но вот японская супружеская пара перформеров Ясунори и Мишико Шиабара восприняла приглашение "на ура" и привезла сюда семейное представление, хотя на родине они чаще выступают отдельно. "Нас заинтересовала информация о прошедшем год назад фестивале и захотелось пополнить свой багаж опытом столь отличной от нас страны. Я 10 лет занимаюсь перформансом, принимал участие в фестивалях в Германии, Франции, Румынии, Польше, США и всегда узнавал много нового. Сюда мы тоже приехали за новыми впечатлениями", - сказал Ясунори Шиабара, который, помимо перформанса, занимается изобразительным искусством и лицедейством. Ну а в перформансе его привлекает свобода выбора, выражения вариации чувств, неограниченная возможность использования материалов и возможность вовсе обойтись без оных (последнее в силу экономических обстоятельств присуще белорусским перформерам). Но дело это поправимое, если учесть что Беларусь только-только начинает вписываться в контекст мирового современного искусства. Возможно, когда-нибудь и белорусские перформеры смогут сделать свои представления прибыльными и позволят себе роскошь потратить на техобслуживание одного показа до $10.000, как это делает побывавший в Минске австралиец Стелмарк.
Добавить комментарий
Проверочный код