Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№36 (252) 18 сентября 2000 г. Экономика

ОЧЕРЕДИ ЗА БЕНЗИНОМ

18.09.2000
Наталья ГРИБ

На минувшей неделе в Минске вновь появились очереди на автозаправочных станциях. Подогреваемый телевидением ажиотаж вокруг топливного кризиса в Европе, а особенно демонстрация пустых полок в английских продовольственных магазинах, вызвали у отдельных белорусов чувство тревоги.

Опасения водителей, решивших запастись топливом впрок, подкрепляются событиями прошлого года. Тогда с июня по октябрь самые ходовые марки бензина (АИ-76 и АИ-92) были в дефиците. Чего же ждать осенью этого года? Минет ли топливный кризис Беларусь?

Как заверили "БГ" в Минэкономики, "Беларусь имеет достаточно топлива: емкости хранилищ заполнены, и поставки нефти в ближайшие месяцы не сократятся". Оптимизм министерских специалистов основан на том, что Россия согласовала график поставок нефти в Беларусь на IV квартал в нормальном объеме.

15 сентября представители концерна "Белнефтехим" довольные вернулись из Москвы: Минтоэнергии России подтвердило, что не возражает против поставок в Беларусь 2,5 млн. т нефти в октябре-декабре. До последней минуты никто не решался сказать, увенчается ли визит успехом. За 8 месяцев 2000г. белорусские НПЗ переработали 8,162 млн. т нефти (7,038 млн. т за тот же период 1999г.). На фоне роста показателей переработки вырос и объем вывоза нефтепродуктов на западные рынки.

Дело в том, что в 1999 году белорусские предприятия и сам концерн начали активно (ре)экспортировать нефтепродукты. Виктор Калюжный, в то время министр топлива и энергетики России, инициировал ультимативное обращение к белорусской стороне. Суть письма сводилась к тому, что белорусы должны прекратить реэкспорт продуктов из российской нефти, в противном случае Россия поднимет цены до уровня мировых. В мае-августе 1999г. цены на нефть на белорусском рынке выросли в два раза и приблизились к мировым. В сентябре 2000г. "Белнефтехим" заключает контракты по 132 $/т, в то время как мировые цены на российскую нефть в мире держатся на уровне 156-160 $/т. Уже год как 60-75 % всего оборота торгов на БВФБ направляется на закупку черного золота.

К концу пошлого года россияне пообещали втиснуть белорусов в другое "прокрустово ложе": продать 6 млн. т углеводородов по фиксированной цене и столько же - по мировой, на день заключения сделки. Белорусские чиновники на протяжении полугода убеждали российских в том, что смена кода товарной продукции, который присваивается нефтепродуктам после обработки на НПЗ, превращает бензин и дизтопливо в белорусский товар. Нам не известно, согласились ли с этим посылом россияне, но Калюжный был переведен в ранг замминистра иностранных дел, и все претензии прекратились, братские отношения между чиновниками двух стран частично восстановлены. Собственно, сколько ни вывози из Беларуси на Запад солярки и бензина, - это несравнимо малая величина по отношению к объему экспорта нефти из России.

Сегодня в стране продолжает действовать схема ограничения на вывоз нефтепродуктов, которая была введена под уборочную кампанию. Сейчас в концерне разработаны иные пропорции экспорта и продажи ДТ и АИ на внутреннем рынке. Ожидается, что контракты с поставщиками нефти на октябрь будут заключать уже по другим условиям (цена, процент вывоза).

В 2000 году Беларусь успешно прошла уборочную кампанию: обеспечение топливом не вызывало нареканий и не создавало проблем в городах. Автолюбителю нечего волноваться: бензин в стране есть. Другое дело, цена. Привязка официального курса рубля к "коммерческому" уничтожила институт двойных цен на топливо: бензин резко подорожал. Сегодня на отдельных коммерческих АЗС дешевле заправиться, чем в системе государственного концерна. В августе "Белнефтехим" дважды поднимал цены, в сентябре - еще раз. Поскольку сельское хозяйство в этом году очень плохо погашает долги за топливо, концерн зарабатывает на других видах деятельности.

Повысят ли цены до конца года? Специалисты однозначно отвечают: "Да" Будет ли действовать президентское ограничение - 3 % в месяц, или "Белнефтехим" получит свободу действий, пока не ясно. Сегодня оптовые цены на высокооктановые бензины и дизтопливо в Беларуси значительно выше аналогичных в Европе. А уличные беспорядки во Франции и предвыборные баталии в США были вызваны не чем иным, как высокой ценой на бензин: около $1 за литр АИ-92 на автозаправках. Однако "в розницу" нам еще далеко до Европы. Так же ходовая марка бензина продается на отечественных АЗС по $0,4 за литр. Оптимистичный прогноз предусматривает подорожание АИ-92 с 430 руб. до 500 руб. за литр к концу года. На фоне предусмотренной к концу декабря инфляции (1200 руб: за $1) это подорожание не изменит фактическую цену бензина. Пессимистичный прогноз предусматривает значительную инфляцию и более быстрый рост цен на топливо.
Добавить комментарий
Проверочный код