Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (250) 04 сентября 2000 г. Тема недели

ИГРА "ЗА СВОИХ" В ЧЕТЫРЕ РУКИ

04.09.2000
Михаил ПОДОЛЯК

Парламентские ассамблеи ОБСЕ, Совета Европы, Европарламента так и не сумели принять однозначного решения по вопросу направления международных наблюдателей на парламентские выборы в Беларуси. Но в то же время, решение, принятое в Вене 30 августа, вряд ли можно рассматривать как откровенную уступку европейцев официальному Минску.

Впрочем, правительственные СМИ буквально на следующий день начали активную "пиаровскую" акцию. Суть которой незамысловата и рассчитана на массового пользователя: Европа якобы присылает на осенние выборы своих наблюдателей, а это означает, что этап политической изоляции официального Минска практически закончится уже 15 октября. Более того, совсем скоро официальными информационными центрами может быть инициировано "широкое обсуждение" еще более радикальной темы. Дескать, Лукашенко сумел-таки переиграть и даже перетерпеть своих многочисленных внешнеполитических оппонентов, а это дает ему прекрасный шанс на будущих президентских выборах.

В самом деле, непросто понять, какую тактику избрали консолидированные политические институты Европы (читайте материал на стр.3). Ведь, согласно итоговой резолюции венской технической конференции, в Беларусь все-таки прибудет техническая комиссия БДИПЧ. Значит, наблюдатели будут? В данном случае правительственные СМИ столкнулись со своего рода правовым парадоксом и почитали за благо трактовать его сугубо в свою пользу. Без всяких пояснений.

Европа действительно направит в Беларусь экспертов и даже наделит их наблюдательными функциями, но при этом европейские политические институты очень жестко определяют период деятельного нахождения подобной технической группы в Минске. На сегодняшний день достоверно известно, в том числе и официальному Минску, что экспертная группа БДИПЧ будет находиться в республике только на период ведения избирательной (читай - пропагандистской) кампании. Но на время собственно голосования на участках группа не останется. Тогда как обычно под наблюдением понимают именно участие международных наблюдателей в работе участковых, окружных и центральных избирательных комиссий, прежде всего, в день массового народного волеизъявления.

Принципиальнейшая разница, не заметить которую можно только в случае особого нежелания ее замечать. Мониторинг за соблюдением выборной процедуры на этапе предвыборной борьбы, но не наблюдение за формальным ходом голосования.

В первом случае речь идет о замере демократичности всех политических процедур в государстве, во втором - о соответствии исполнения формальных технических параметров их законодательному заявлению. Европа, несколько ослабив давление на официальный Минск, все-таки сыграла на стороне белорусской оппозиции. Правда, нынешнее решение венской конференции на руку, прежде всего, той группе формально демократических кандидатов, которые решили попытать счастья непосредственно на выборах. По сути, Европа, которая вынуждена делать крайне сложный политический выбор между двумя сценариями, предложенными белорусской оппозицией, предпочла в какой-то мере поддержать демократических кандидатов от оппозиции, идущих на выборы. Это вынужденное решение, которое продиктовано сугубо политической конъюнктурой.

Еще раз отметим: техническая комиссия БДИПЧ будет работать в Беларуси в течение четырех недель. Именно столько будет длиться собственно избирательная кампания. По нашей информации, особенно тщательно и жестко представители европейской комиссии намерены работать в округах, где баллотируются кандидаты от альтернативных политических группировок. Таким образом, наблюдатели (впрочем, это не совсем правильное название) приедут в Минск сугубо для протоколирования нарушений, которые будут допускаться представителями исполнительной власти в случае их вынужденной работы против неправительственных кандидатов. А в том, что подобная работа будет проводиться, сомневаться не приходится. Тем более что зачастую авторами и инициаторами черновой работы по противодействию оппозиционным кандидатам будут выступать представители именно местной исполнительной власти. Следовательно, можно ожидать весьма топорного и прямолинейного агитпропа против кандидатов от демократической оппозиции, который очень даже просто протоколируется.

Приезд европейцев на столь продолжительный период времени пойдет на пользу формально демократическим кандидатам. Все-таки под наблюдением международных экспертов очень уж откровенно "рубить", скажем, Чигиря или Абрамову будет как-то не с руки. Вот оно - время откровения для официального Минска. Как выиграть выборы, не прибегая к одиозным технологиям? Тем более что нынешняя администрация не располагает специалистами, способными организовать полноценную избирательную контригру. Значит, официальному Минску придется отказаться от всякой маскировки еще в период предвыборной агитации и тем самым спровоцировать Европу на непризнание выборов - окончательное и бесповоротное. В противном случае может статься, что несколько десятков демократических кандидатов под присмотром европейцев все-таки проникнут в парламент, и тогда начнется нудная позиционная борьба за влияние. В том числе и в номенклатуре. Готов ли официальный Минск к подобному повороту событий? Ведь равные условия избирательной кампании - а именно соответствие действительности этому принципу и будут фиксировать в округах европейские наблюдатели - потребует от "местных администраций" несколько иной технологии ведения предвыборной агитации.

Наблюдение за соблюдением принципа соревновательности в округах - истинная причина приезда европейских экспертов в Беларусь. И надо сказать, что это очень удачная позиционная находка. Целых четыре недели скрупулезного мониторинга нарушений в отдельных округах, пофамильная запись особо отличившихся местных администраторов, предварительных оценка выборных технологий, которыми предпочитает пользоваться официальный Минск.

Вторая причина приезда экспертной группы БДИПЧ еще более прозрачна. Европа хочет, что называется, из первых рук получить информацию о том, насколько реальными электоральными и интеллектуальными ресурсами обладает оппозиции или хотя бы ее часть в преддверии президентской кампании. Это крайне важно по той причине, что рано или поздно Европе придется делать куда более важные заявления, нежели сегодня.

Конечно, решение Европы прислать в Минск даже простую мониторинговую группу негативно отразится на бойкот-планах основной части белорусского оппозиционного движения. Ведь в этом случае можно сказать, что Европа как бы на некоторое время самоустранилась от формальной поддержки проллобированного лидерами ОГП (Лебедько) и БНФ (Вячорка) единой оппозиционной стратегии на период до лета 2001г. Однако понять европейцев несложно. В самом деле, не оставлять же один на один с официальным Минском альтернативных кандидатов. Кроме того, вряд ли сегодня можно предъявлять какие бы то ни было претензии Европе. Если бы в Беларуси оппозиционные группировки до конца оставались принципиальными, то и европейским наблюдателям не было бы нужды раздваиваться. Другой вопрос, насколько серьезной и полезной окажется поддержка экспертной группы на конкретных участках. И уж совсем сложный вопрос: что будет делать Европа в том случае, если подавляющее большинство формально демократических кандидатов проиграет?

Кое-что в поведении ряда европейских политических институтов настораживает уже сегодня. Прежде всего, несколько смущает непонимание того, что же такое на самом деле режим Александра Лукашенко. Европе кажется, что в Беларуси установлен абсолютно стандартный полуавторитарный режим, который к тому же не располагает достаточными внутренними ресурсами для абсолютной самоизоляции. Следовательно, Лукашенко, по мнению западных экспертов, в какой-то мере договорной политик, а значит, оппозиции и мировой общественности надо идти на определенные уступки с тем, чтобы Беларусь несколько "потеплела" в своем западном внешнеполитическом направлении. Глубочайшее заблуждение, касающееся принципов существования нынешней белорусской государственности, и поспособствовало принятию в Вене половинчатого решения. Европа не хочет радикально ограничивать возможность своего диалога с нынешним белорусским режимом. Понятно, что принятие жесткого решения о ненаправлении на парламентские выборы международных наблюдателей окончательно вытеснило бы официальный Минск на обочину большой европейской политики. Европа - частично интегрированная - не хочет или даже боится развития подобного сценария, а потому всячески старается найти компромиссный вариант работы с командой Лукашенко.

Возможно, Европа пребывает в растерянности от неумения белорусской оппозиции работать конструктивно и консолидированно. Тем более что под боком у "европейского общего дома" находится тлеющая неприкаянная Югославия. Напомним, что против режима Слободана Милошевича Европа и США решили использовать радикальный план усмирения президентской гордыни. В итоге Милошевич сегодня по-прежнему контролирует ситуацию в Белграде, а сербская оппозиция так и не может превратиться в реальную альтернативу президенту. В случае с Беларусью Европа, возможно, не хочет повторять своих "сербских" ошибок. Кроме того, не стоит забывать и о российском факторе. Ведь Беларусь объективно находится в сфере важнейших геополитических интересов своего восточного партнера, и с этим Европе нельзя не считаться.

Напомним, что в мировой политической среде на равных правах существуют два сценария разрешения белорусского политического кризиса. Первый - активно лоббируемый Соединенными Штатами - прямо указывает на то, что любые уступки режиму Лукашенко не только консервируют сам режим и создают условия для его развития, но и негативно отражаются на состоянии белорусской оппозиции. США настаивают на необходимости радикализации действий в отношении официального Минска - вплоть до жесткой политической изоляции. В свою очередь, Европа рассчитывает сесть за стол переговоров с Лукашенко и только там добиться существенных уступок. Весьма приятное заблуждение. Ведь в этом случае, сколько бы ни продлилось правление нынешнего белорусского президента, в Европе всегда будут существовать многочисленные комиссии, занимающиеся сбором информации о Беларуси и разрабатывающие "мирные" сценарии урегулирования...
Добавить комментарий
Проверочный код