Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (250) 04 сентября 2000 г. Тема недели

ТАНЦУЮТ ВСЕ!

04.09.2000
Виктор МАРТИНОВИЧ

№ 34 [250] от 04.09.00 - Наблюдатели будут, но будут ли наблюдателями? Решение, принятое 3-й технической конференцией ОБСЕ в Вене, по степени запутанности и противоречивости дает фору любому декрету Лукашенко. Победу могут праздновать все: и власть, и радикальная оппозиция. Благодаря лингвистической акробатике, в которой участники конференции достигли заоблачных высот, решительным образом непонятно, кто и в каком статусе приедет в Беларусь.

Прошедшее 30 августа заседание по вопросу белорусских выборов несколько отличалось от двух предыдущих. Впервые на рассмотрение проблем такого рода были приглашены не только международные структуры, но и представители СНГ и Межпарламентской ассамблеи. Так что первый заместитель главы белорусского МИДа Сергей Мартынов ехал в Европу в хорошей компании - с недавним оппозиционером Дмитрием Булаховым, который на конференции представлял Содружество независимых государств. Появление на влиятельном европейском саммите виртуальных союзных структур вызвало бурю негодования "неофициальной" делегации. По словам одного из участников конференции председателя БНФ Винцука Вячорки, это было обусловлено активизировавшимся "российским фактором". Как заявил Вячорка, "накануне в международные структуры было направлено письмо российского министра иностранных дел Игоря Иванова. Нам также известно о звонках Геннадия Селезнева. А потому неудивительно, что представители СНГ прибыли в Вену не просто как наблюдатели, а как полноправные участники, которые к тому же пытались "завалить" прохождение одного пункта рекомендаций".

Круг белорусских участников конференции мог быть и шире. Уже на прошлой неделе появились слухи, что в Вену, помимо "официальной" и "неофициальной" делегаций, приглашена делегация "полуофициальная" (или "официально-оппозиционная"), состоящая из Владимира Новосяда, Ольги Абрамовой и Александра Федуты. Тогда же заговорили о наличии письма этой тройки участникам технической конференции с разъяснением своих позиций. Впрочем, никто из "полуофициальных" не поехал, а вернувшаяся "неофициальная" делегация дезавуировала все предыдущие заявления "полуофициальных". "Посол Вик заявил, что они не представляют никаких структур, - заявил Вячорка. - Мы там не имели подтверждений, что Абрамова, Новосяд и Федута были приглашены". Еще категоричней высказался Анатолий Лебедько: "Какое приглашение? Вы видели это приглашение? Я хотел бы на это приглашение посмотреть! И вообще я хотел бы порекомендовать Федуте в будущем, когда он пишет письма в Европу, обращаться ко мне за консультациями".

Поскольку ситуация с приглашением начала приобретать скандальные черты, мы обратились к самому Федуте, который объяснил произошедшее следующим образом: "В данном случае не лукавит никто. Мы отправили письмо с изложением нашей позиции достаточно поздно, в пятницу. Мы не настаивали на своем приезде, а настаивали только на том, чтобы наша позиция была услышана. В понедельник вопрос был рассмотрен. Во вторник из МИДа поступила информация, что есть готовность принять нас. Но мы не смогли поехать, поскольку было уже поздно. Я не думаю, что ответственное лицо, заявившее нам о наличии приглашения, стало бы лукавить и обманывать кого-то".

Принятая конференцией резолюция носила характер рекомендаций. Это означает, что решение десяти субъектов, участвовавших в заседании, пока не приобрело обязательную силу. Каждая из международных структур, принимавших участие в голосовании по резолюции, должна будет превратить рекомендации в "руководство к действию" самостоятельно, проголосовав за них на отдельном заседании. Наприем, Совет Европы принял рекомендации на заседании, состоявшемся 31 августа. Впрочем, в аппарате Вольфганга Росли, руководителя пресс-департамента Совета Европы, 1 сентября не смогли дать ответ на вопрос, какое решение все-таки принял СЕ в отношении белорусских выборов. "Решение о том, посылать или не посылать наблюдателей на парламентские выборы в Беларусь, пока не принято, - заявил сотрудник аппарата корр. "БГ". - И я, к сожалению, не могу сказать, когда состоится рассмотрение этого вопроса". Другие структуры, как-то ПА СЕ, Европарламент и ОБСЕ, пока резолюцию вообще не рассматривали.

Техническая конференция заслушала доклады Мартынова и Лебедько. По словам Вячорки, "если бы не было Федуты, Абрамовой и Новосяда, Мартынову не на что было бы ссылаться". "Ссылки на письмо Федуты занимали примерно одну треть выступления Сергея Мартынова, - отметил он. - Федута цитировался так же часто, как Ленин у Брежнева".

Решение, принятое европейцами после ознакомления с докладами обеих делегаций, можно охарактеризовать как нестандартное. До этого на протяжении трех месяцев аналитики и обозреватели спорили о том, какое решение примет Европа. Высказывались две основные версии: либо наблюдатели не приедут вообще, либо приедут в составе численно ограниченной и не обладающей никакими полномочиями миссии. Заявление, сделанное в Минске делегацией ПА СЕ, а также впечатление оппозиционеров от встречи с представителями БДИПЧ ОБСЕ не оставляли никаких других возможностей. Третья версия появилась непосредственно перед вылетом Лебедько и Вячорки в Вену. В связи с тем, что письмо "полуофициальной" тройки все-таки было принято, возникло мнение, что международные наблюдатели в Беларусь будут посланы, но это отнюдь не повлечет за собой обязательное признание выборов.

Рекомендации технической конференции в Вене стали ремиксом всех этих версий. Европа сделала подарок и тем, и другим. Более противоречивого документа свет еще не видел. В пункте 2 говорится о том, что "достигнут прогресс по четырем основным направлениям, относящимся к организации демократических выборов и которые являлись основной темой международных консультаций..." Еще один подарок белорусским властям можно найти в третьем пункте рекомендаций: "...правовые рамки для проведения выборов были улучшены..." Однако рядом с этими оптимистичными утверждениями содержится констатация того, что "этот прогресс все еще недостаточен для достижения международных критериев" (какова формулировочка-то!), а "функции парламента ... до последнего времени не были изменены настолько, чтобы общие условия в настоящее время могли быть оценены как удовлетворительные".

Но самое интересное начинается, когда пытаешься понять, будут ли высланы международные наблюдатели. Здесь формулировки настолько двусмысленны, что, при желании их можно трактовать как угодно: "...Изменение рамочных условий парламентских выборов, - гласит четвертый пункт, - делает возможным направление технической миссии по оценке (technical assessment mission), которая будет организована и развернута БДИПЧ в тесном сотрудничестве с КНГ. Техническая миссия БДИПЧ по оценке будет включать направление экспертов по выборам на период около четырех недель".

С шестым, самым важным, пунктом рекомендаций, где, собственно, и оговаривается формат наблюдения за выборами, вообще случился скандал. Уже на следующий день после принятия резолюции появилось два перевода этой части текста, причем оба не совсем корректные. Ситуация напоминает средние века, когда монахи-переводчики Библии трактовали греческие библейские двусмысленности в пользу интересов своего ордена.

Чтобы найти истину, приведем вначале английский вариант: "The Parliamentary Troika should also act as observers in their institutional capacity to the extent which enables them to make an objective assessment of the election process". Мидовский перевод этого текста, озвученный на брифинге 31 августа, предполагает, что "observers in their institutional capacity" - это не что иное, как "международные наблюдатели". Этот перевод, кстати, возмутил не только нас, но и известного лингвиста Вячорку (председатель БНФ знает 9 европейских языков). "Не надо путать "international observers" с "observers in their institutional capacity"! - заявил он "Белорусской газете".

Однако перевод, выполненный оппозиционными лингвистами и распространенный на пресс-конференции Лебедько и Вячорки по итогам визита, также искажен. Вышеупомянутая фраза трактована оппозицией как "представители Парламентской тройки также должны действовать в качестве наблюдателей в той степени, которая позволит им дать объективную оценку избирательного процесса". Такое ощущение, что независимые переводчики просто "сдули" мидовскую формулировку, опустив неудобное для них слово "международные". Вместе с тем, по нашему скромному мнению, перевод злополучной фразы должен звучать так: "...должны действовать в качестве наблюдателей, обладающих институциональной (вариант - установленной) способностью в той степени, которая позволит им объективно..." и т.д. Институциональная способность (institutional capacity), опущенная в оппозиционном переводе, как раз и детерминирует статус наблюдателей, которые приедут в Беларусь. От того, как будет трактована эта "institutional capacity", и зависит признание либо непризнание выборов.

За комментарием мы обратились к представителю международной организации - члену тройки, который попросил не называть его должность и статус. "Речь о международном наблюдении как таковом не идет вообще, - отметил дипломат. - Институциональная способность предполагает то, что наблюдатели будут представлять институты и организации, которые их направили. И не более того. То есть международным статусом обладать они не будут".

Впрочем, опять же, это мнение частного лица, пусть и дипломата. Официально ни КНГ ОБСЕ, ни другие международные организации, аккредитованные в Беларуси, говорить о наблюдателях отказываются. Держится в тайне все, вплоть до численного состава предполагаемых миссий. Все это вкупе с пространными формулировками рекомендаций предоставляет и власти, и оппозиции широкое поле для противоречивых комментариев. "Главный вывод, который можно сделать сегодня, - заявил Анатолий Лебедько, - международного наблюдения за выборами в Беларуси не будет. Человек из партии Зюганова или от Фиделя Кастро международным наблюдателем быть не может. Не надо смешивать два понятия: наблюдатель за выборами и международный наблюдатель. Если оценивать конференцию в целом, я бы сказал, что акции распределились 80 на 20 в пользу оппозиции. Это, безусловно, не стопроцентная победа. К тому же следует помнить, что из 80 процентов можно сделать 100, равно как и 20 можно превратить в 100. Но самое главное, что в день выборов представители технической миссии не будут находиться в Беларуси".

"Программа-минимум выполнена, - заявил Винцук Вячорка. - Группа Мартынова не скрывала своего разочарования". А теперь сравним это с оценкой произошедшего в Вене, которую дал нам представитель "полуофициальной" тройки Александр Федута: "На мой взгляд, мы имеем дело с решением европейских структур рекомендовать своим членам определиться с присылкой сюда наблюдателей. Одновременно говорится о том, что это не означает автоматического признания выборов. Что тут непонятного? Поскольку в рекомендациях упоминается БДИПЧ ОБСЕ, Евросоюз и Совет Европы, речь идет о прибытии в Беларусь именно международных наблюдателей, обладающих необходимым статусом, даже если мандат их будет ограничен".

Еще более радикальную в своем оптимизме оценку дало белорусское телевидение, заявив, что по международной практике прибытие международных наблюдателей автоматически влечет за собой и последующее признание выборов.

Печально, что и те, и другие, и третьи в конечном итоге могут оказаться единственно правыми. Европа никогда не стала бы давать такие прозрачные и двусмысленные оценки, если бы имела четкую и определенную позицию в отношении легитимности белорусских выборов. Так что осенняя избирательная кампания может преподнести еще много сюрпризов.
Добавить комментарий
Проверочный код