Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (250) 04 сентября 2000 г. Общество

БЕЛОРУССКИЙ БАЛЕТ НЕ ПЕРЕЖИВЕТ ДВОРЦОВОГО БУДУЩЕГО

04.09.2000
Ирина МАТЯС

1 сентября Национальный театр балета первым в столице открыл новый театральный сезон спектаклем "Сотворение мира", посвятив его автору -замечательному петербургскому композитору 70-летнему юбиляру Андрею Петрову. Пополнив в прошедшем сезоне репертуар классическим балетом Пуни "Эсмеральда" и современным вариантом вечного "Макбета" на музыку белорусского композитора Вячеслава Кузнецова, совершив летом гастрольные турне по Кипру; и, разумеется, отдохнув от репетиций, труппа вновь наполнила театр искусством танца.

Каким будет нынешний балетный сезон? Об этом в последний день августа корр. "БГ" рассказал художественный руководитель Национального театра балета РБ, народный артист СССР и РБ, академик Валентин ЕЛИЗАРЬЕВ.



"СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА" И ДАЛЬНИЕ СТРАНСТВИЯ

- Войдя в рабочий ритм, мы прежде всего займемся реконструкцией "Спящей красавицей", которая идет у нас в оригинальной постановке 1890 года, сохраненной Кировским театром и восстановленной у нас бывшей балериной этого театра Ириной Колпаковой. Я давно шел к этой реконструкции - притрагиваться к классическому наследию очень опасно и ответственно, но сейчас, думаю, мы к этому готовы.

- А новые постановки будут осуществлены?

- В наших планах три проекта (называть их пока не буду) - дешевый, средний и дорогостоящий. Сумма денег, оставшаяся после работы над "Спящей красавицей", определит точное название новой постановки.

- Чего еще ожидаете от нового сезона?

- Надеемся, что он будет богат на гастрольные и творческие события. В октябре мы уезжаем на месяц в Бельгию и Голландию. Это гастрольное турне мы откроем 17 октября в Амстердаме в Королевском театре и, насколько мне известно, наш первый спектакль посетит королева Беатрикс.

- Белорусский зритель осенью будет довольствоваться балетной афишей в усеченном варианте?

- Хуже - наш зритель в это время просто не увидит балет. На гастроли, а это очень престижное турне, уезжает практически вся труппа, мы везем "массовые" спектакли "Лебединое озеро" и "Спартак". Понимаем, что несколько обделяем родного зрителя, но труппа не может существовать без гастролей: артист должен подпитываться творческим успехом и на других сценах, выступая перед "свежим" зрителем.

- Валентин Николаевич, правда, что Вы долгое время отказывались от гастрольных приглашений, которые не устраивали Вас по условиям проживания и оплаты, тогда как другие театральные труппы ехали за копейки, успокаивая себя тем, что это только начало раскрутки?

- К сожалению, и это не секрет, многие артисты из бывшего Советского Союза, в том числе из Беларуси, едут работать за мизерные суточные, без всяких гонораров. Нужно себя очень не уважать, чтобы работать на столь унизительных условиях. А не уважая себя, нельзя рассчитывать и на уважение приглашающей стороны, равно как и на улучшение условий при приглашении на очередные гастроли. К слову, такие коллективы подрывают финансовую политику не только нашего театра, но и государства в целом.

- Была ли попытка в "выездной" театральной среде Беларуси выработать общую гастрольную тактику в плане требований по оплате труда артистов?

- Нет. Хотя руководителям театральных трупп давно пора задуматься об антидемпинговой политике в сфере искусства.

- За рубежом существует практика совместных антидемпинговых действий деятелей искусства и властных структур?

- Конечно. Причем не только на уровне одной страны, но и на уровне договоренности внутри определенной группы стран.

- Какой процент труппа отчисляет государству из заработанных на гастролях средств?

- Все наши обязательства по гастрольным заработкам - конвертация в белорусские рубли 30% заработанной валюты.

- Помимо Бельгии и Голландии, какие еще страны намечены в гастрольном расписании труппы на нынешний сезон?

- Китай, Испания, Кипр и, возможно, Великобритания и Греция.

- Китай, Кипр и Голландию уже можно отнести в разряд постоянных "гастрольных" партнеров белорусского балета.

- Просто существуют одноразовые и долгосрочные контракты на гастрольные поездки. И я очень рад долгосрочному сотрудничеству, особенно с Китаем, где для нас создают достойные условия работы и проживания, где нам платят, как на Западе.

- Есть ли коллективы, которые создают вам серьезную конкуренцию в этих странах?

- И не только в этих. Запад перенасыщен искусством балета, особенно - с Востока.

- Классическим балетом?

- Модерн у нас, к сожалению, пока существует в полузачаточном состоянии.

У КЛАССИКИ И МОДЕРНА РАЗНЫЕ ЛИЦА

- Если Вы говорите "к сожалению", почему Вам не занять и эту нишу?


- Вот и Вы стали жертвой постоянной путаницы понятий классики и модерна в балете. Это совершенно разные вещи, основа которых заложена различными школами. Школа классического балета и школа модерна ничего общего между собой не имеют, тем более для модерн-балета нужны другие артисты, с другими способностями. Поэтому неправомерно задавать вопрос, почему модерн-балета нет в классическом театре. Классический балет может иметь суперсовременную или, наоборот, суперархаическую окраску, но в любом случае он будет выдержан в рамках школы классического танца. Заметьте, никто не задается вопросом, как это в Гранд-опера нет модерн-балета, как нет его в Шведском королевском балете и т.д. Модерн-балет очень редко связан с большими театрами, во всем мире им занимаются маленькие частные труппы, в составе которых, как правило, не более 20 человек.

- Можно более подробно о "полузачаточном" состоянии модерн-балета в Беларуси?

- На сегодняшний день у нас существуют четыре маленькие труппы, работающие в этом направлении, но вот Международный фестиваль модерной хореографии проводится в Витебске уже в 11-й раз. Это свидетельствует о высоком интересе Беларуси к этому виду искусства.

- А у Вас нет желания создать, так сказать, "отдельный организм" в театре, работающий в жанре балетного модерна?

- Я могу помочь другим в создании такой труппы. Я много видел, много знаю и могу поделиться опытом, поскольку хочу, чтобы и это направление танца развивалось в Беларуси. Но лично я занимаюсь другим направлением в искусстве хореографии - классическим танцем, и не надо ожидать от меня работы в другом жанре. Хотя, конечно, элементы модерна в классике всегда присутствуют, равно как и элементы классики в модерне.

- В классическом балете допустима импровизация?

- В рамках текста. И только тогда, когда ты можешь сделать еще лучше, чем сделали классики. Это редкость - дай нам Бог повторить в точности то, что создано столетие назад.

- Вы лично позволяете артистам импровизировать?

- В известной мере, да.

- Это как-то не стыкуется с Вашим имиджем эдакого диктатора.

- А я после спектакля или репетиции отмечаю успех или неуспех импровизации, решая, одобрить импровизацию или наказать за нее.

- И в чем выражается наказание?

- Замечание делаю.

- Не слишком сурово.

О СПОНСОРАХ И ЛИЧНОМ СЧАСТЬЕ БАЛЕРИНЫ

- Вероятно, Вы для себя ранжируете театры балета экс-СССР. На какое место Вы ставите белорусский балет?


- Я не думал об этом. Если верить прессе, во времена СССР мы были на третьем месте. Теперь уже и не знаю. Наверное, сейчас мы - первые у себя, точнее - единственные, поскольку несерьезно говорить о классическом балете в театре оперетты.

- Театр выживает исключительно за государственные деньги или у вас есть спонсоры?

- По опыту мирового театра без государственной поддержки никакому театру выжить невозможно, особенно балету - это слишком дорогое предприятие. Но у нас есть и спонсоры. Родные спонсоры, правда, большая редкость, а иностранные компании считают престижным присутствовать на афишах и рекламных буклетах нашего балета.

- Валентин Николаевич, балетный век - очень короткий. Насколько болезненно в вашем театре проходит смена поколений?

- Очень болезненно, но в балете иначе нельзя. Балет - искусство молодости. И когда человеку, с точки зрения небалетной жизни находящемуся в расцвете лет, в 37 нужно уходить на пенсию, это большая драма. Многие наши танцоры имеют высшее образование; многие учатся в педагогическом университете, университете культуры, консерватории, заботясь о будущем - так должно быть. Девушкам я настоятельно рекомендую удачно выйти замуж - тогда проблем не будет, а мужчинам - помнить о том, что балетом жизнь не заканчивается.

- И опять-таки забота о семейном счастье танцоров не стыкуется с вашим имиджем. Вам как бы положено требовать полного профессионального подчинения, чему семейная жизнь вряд ли способствует.

- А я забочусь о семейном счастье в рамках абсолютного подчинения на сцене... Но выйти замуж хорошо все-таки надо.

- И как у ваших балерин с "замужем"?

- По-разному.

РЕМОНТНЫЕ СТРАСТИ

- Что же все-таки будет с театром, если начнется генеральный ремонт здания? Насколько я понимаю, условие его начала, помимо финансирования, - сдача в эксплуатацию Дворца республики, на одну из сцен которого ваш театр и собираются временно переселить. Дворец построен, и угроза ремонта все реальнее.


- Моя позиция в этом вопросе категорична. Нельзя допустить, чтобы балетная труппа (за оперу сказать не могу) выехала из этого помещения. У нас около 30 названий активного репертуара (мало кто в мире может похвастаться такой афишей), и мы удерживаем артистов в театре во многом именно благодаря богатству репертуара, поскольку возможности по зарплате у нас весьма скромные. При переезде в этот замечательный "аквариум" мы потеряем 75 процентов репертуара, вместе с чем, боюсь, потеряем и труппу. Я повторяю это во всех инстанциях. На мой взгляд, театр нужно ремонтировать поэтапно, не выселяя артистов. Я вспоминаю практику реставрации Одесского, Львовского, Рижского театров - их реконструкция продолжалась 8-10 лет, и это при том, что финансировался ремонт огромной страной по имени СССР. Глупо думать, что самое главное - переселить нас во Дворец республики и дело пойдет. Деньги на ремонт реально не существуют! И если оставить это здание, ремонтируя его по мере поступления тоненького финансового ручейка, оно будет разрушаться еще быстрее. Я уверен, что в нынешних финансовых условиях в 10 лет реставрация театра не впишется. Но важнее другое: даже если за 10 лет мы и приобретем новое здание, настоящую составляющую театра - талантливых людей - мы потеряем. Артисты не смогут долго довольствоваться нищим репертуаром и обещаниями как можно скорее завершить реставрацию родного театра.

- А может, ремонта и не будет? Мне кажется, речь о нем идет уже больше 10 лет, а воз и ныне там.

- Ремонт, конечно, нужен. Но я Вам больше скажу. Когда я в 1973 году пришел на работу в театр, первым делом мне сообщили: "Мы Вас приглашаем на работу исполняющим обязанности главного балетмейстера, но учтите, что скоро мы закрываемся на капитальный ремонт". С тех пор прошло 27 лет... Знаете, этот театр - уникальный. Сцена его - потрясающая, невероятно функциональная для театрального искусства. Можно говорить о том, нравится или не нравится кому-то фойе, зал (большинству не нравится), но все помещения, в которых рождается искусство, - сцена, подсобные помещения - великолепны. 27 лет назад я пришел в театр, посмотрел на сцену в "раздетом" виде (а она гениально выглядит без украшений) и влюбился в нее с первого взгляда. Именно эта любовь придает мне уверенность в том, что ремонт с выездом труппы убьет истинный театр.

Беседовала Ирина МАТЯС
Добавить комментарий
Проверочный код