Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (250) 04 сентября 2000 г. Экономика

ОШИБКА ВЫШЛА

04.09.2000
Марина ГУЛЯЕВА

22 августа Мингорисполком издал приказ, согласно которому запрещалось ввозить пиво из-за пределов столицы и приобретать его у коммерческих структур. Вне закона было объявлено пиво лидского, брестского, речицкого заводов... Всех белорусских заводов, а также российских, чешских, немецких, польских, датских... Начиная с 25 августа, в торговых предприятиях столицы должно было продаваться пиво только двух белорусских заводов: АП "Криница" и ОАО "Оливария". Но 25 августа приказ отменили. Как сказали корр. "БГ" в Главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома: "Ошиблись..."

Вот формулировка этого, без преувеличения эпохального для отдельно взятой отрасли, приказа: "Считать недействительным приказ Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома от 22 августа 2000г." Дальше - все так же, как и в первом приказе. Контроль возложить на такого-то... Приказ довести до сведения тех-то... Разница между двумя приказами лишь в том, что если в первом присутствует хоть какая-то мотивировка, то во втором ее нет вообще.

В первом было сказано: "...в связи с увеличением производства пива пивзаводами АП "Криница" и ОАО "Оливария" и их способностью полностью обеспечить потребность в нем города Минска". Объяснение было неубедительным, вызывало массу вопросов, но все-таки хоть что-то проясняло. Издавая второй приказ, чиновники столичного управления потребительского рынка ограничились одной строчкой: "Считать недействительным..."

Были они немногословны, отвечая и на наши вопросы. Заместитель начальника управления Мирголовский сказал, что "нет предмета для разговора".

Как, однако, лихо у нас иногда решаются вопросы! Буквально три дня назад был предмет для разговора, да еще какой предмет, если потребовалось запретить ввоз любого пива, а спустя три дня проблема исчезла, как бутылка пива в жаркий летний день. И вообще, оказывается, никакой проблемы не было, а просто случилась "ошибка". Бывает, мол...

Так что все-таки произошло? В "ошибку" не верится. Потому, что, во-первых, уж слишком кардинальные меры должны были приниматься, а во-вторых, ситуация на пивном рынке для белорусских заводов сложилась неоднозначная.

Владимир Бодров, генеральный директор АП "Криница", комментируя первый приказ, ограничился словами: "Это маленький результат больших проблем". Руководители других белорусских предприятий говорят, что проблема связана с акцизами. Дело в том, что акцизный налог от продажи пива уходит в местный бюджет: чем больше пива в своем регионе продаст местный производитель, тем больше денег получит бюджет.

В минувшем году около 40% городского бюджета Речицы составляли акцизы от продажи речицкого пива. И чем больше в той же Речице, будет продаваться, скажем, "Балтики", тем меньше денег получит бюджет Речицы и тем больше - концерн "Балтика" в России. Разумеется, местные власти заинтересованы в пополнении своих скудных бюджетов, и потому где письменно, но чаще всего устно издают приказы о запрете ввоза чужого пива в свою вотчину с примерно такой формулировкой: тот, кто будет продавать чужое, будет уволен с работы. Как говорит Бодров, уже год назад "Криница" не могла продавать свое пиво в Витебской области, а сегодня аналогичный запрет существует практически во всех областях. Запрещено продавать пиво в Могилевской области и речицкому заводу.

Так или иначе, но в Минске, подрывая столичный бюджет, продается и брестское пиво, и лидское, и российское. Пивовары уже давно высказывали предложение, чтобы акцизы перечислялись в республиканский бюджет - тогда проблема частично была бы решена. Никому не обидно, все растворяется в бездонной казне страны, и нет никакой разницы, пива чьей области продается больше. Но с деньгами легко расстаются только в романах, белорусская действительность к этому не располагает. И потому, видимо, предложения пивоваров не находят откликов.

Между тем сегодня на пивном рынке страны без преувеличения можно говорить об изобилии. У нас появилась возможность выбора пива как по цене, так и по качеству. Но, как говорит Бодров, "имея на товарном рынке конкуренцию, рынок, мы работаем отнюдь не по рыночным законам". Ценовая, акцизная, валютная политика загнала отрасль в такой тупик, что ни на внешнем, ни теперь уже на внутреннем рынке наше пиво неконкурентоспособно. Белорусское пиво пользуется все меньшим спросом, тогда как по стране победоносно шагает "Балтика", завоевывая все больше почитателей. Надо защищаться, спасать производителей, бюджет. Цивилизованно это сделать не позволяет отсутствие рыночных механизмов. И потому выход один - запретить.

Но приказ все-таки был отменен. Вряд ли можно говорить о том, что сработала корпоративность пивоваров - она не помогала и в более простых ситуациях. Скорее всего, речь идет либо об участии какого-нибудь влиятельного "земляка", либо был учтен "российский фактор". Как бы там ни было, но главный конкурент белорусских заводов - не предприятие из соседней области, а российские пивзаводы. Как сказал директор одного из наших заводов: "Я возмущен тем, что "Балтика" продается на нашем рынке! Мы кормим даже не Россию, а шведских, бельгийских инвесторов! И вообще - это не пиво!"

Вообще, кому что нравится. Автор этого материала, например, любит темную "Балтику" и классическую "Золотую бочку". Но предпочитает ирландское пиво. Директор завода, обрушившийся на "Балтику", кстати, тоже - он пьет только ирландский "Гиннесс".
Добавить комментарий
Проверочный код