Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№32 (248) 21 августа 2000 г. Общество

АЛКОГОЛИЗМ ОТ ПОЛИТИКИ

21.08.2000
Александр ГРИЦАНОВ

Почти что патология

В 1848г. шведский ученый М.Гусс предложил термин "алкоголизм" для обозначения набора патологических изменений в организме человека, явившихся результатом неумеренного потребления алкоголя. Способность алкоголя вызывать у человека состояние эйфории, устранять заботы и формировать сопутствующие иллюзорные представления уже в глубокой древности воспринималась людьми как свойство безусловно сакрально-волшебного типа (например, широко распространенные Дионисийские таинства в Аттике и аналогичные культы в других странах).



Изобретение процедуры возгонки алкоголя в эпоху средневековья позволило значительно усилить меру и степень его воздействия на психику человека. Врач и алхимик средневековья Арнольд из Виллановы (1235-1311), автор сочинений "О ядах", "О противоядиях", "Розарий философов", именовал разновидность алкоголя - бренди - "эликсиром бессмертия". (В традиции символизма алкоголь трактовался как "огонь-вода" или образ соединения противоположностей: горящий спирт интерпретировался как одно из великих таинств природы. По мнению французского философа 20 века Гастона Башляра, когда алкоголь горит, "он кажется как бы женской водой, утрачивающей всякий стыд; неистово отдает она себя своему господину - огню".)

В новейшее время преобладающей функцией алкоголя (вспоминая процессы научного и художественного творчества) принято рассматривать его значимый и высокотрагичный потенциал в качестве распространенного стимулирующего средства у выдающихся личностей (Бетховен, Высоцкий, Ельцин, Есенин, Маркс, Мусоргский, Тулуз-Лотрек, Фицжеральд, Чайковский и т.д.).

В ряде научных версий (например, у гениального французского философа Жиля Делеза) отмечается, что алкоголизм человека являет собой поиск особого эффекта: "необычайной приостановки настоящего". Алкоголик, по мысли Делеза, живет совсем не в прошедшем времени несовершенного вида и не в будущем времени; у него есть лишь сложное прошлое совершенного вида - хотя и весьма специфическое. Пьянствуя, алкоголик так компонует воображаемое прошлое, как если бы "мягкость причастия прошедшего времени соединялась с твердостью вспомогательного настоящего: я бывало-любил, я бывало-делал, я бывало-видел". Сам же пьющий человек переживает один момент в другом, наслаждаясь своим маниакальным всемогуществом. Совершенное прошедшее время превращается в "я бывало-напьюсь". Настоящий момент в данном случае - уже не момент алкогольного эффекта. Это, по Делезу, "момент эффекта эффекта": застывшее "настоящее" ("я, бывало...") соотносится теперь лишь с ускользанием "прошлого" ("напивался"). Кульминация достигается в "оно, бывало...". В этом эффекте ускользания прошлого, в этой утрате всякого объекта и заключается депрессивный аспект алкоголизма.

Когда алкоголизмом страдают по-настоящему, когда выпивка - это острая необходимость, - тогда, согласно Делезу, возникает иная, не менее основательная деформация времени. На этот раз любое будущее переживается как "будущее совершенное" с необычайным ускорением этого сложного будущего - эффектом от эффекта, не оставляющим до самой смерти. Так, например, алкоголизм героев Фицжеральда - это процесс саморазрушения, доходящий до того, что вызывает эффект "отлета" прошлого: не только трезвого прошлого, от которого алкоголик навсегда отрезан, но и ближайшего прошлого, в котором он только что выпивал и напился, а также и фантастического прошлого, когда впервые был достигнут этот эффект. По убеждению Делеза, как "триумф над застывшим и неприглядным настоящим, в котором затаилась означаемая им смерть - именно в этом отношении алкоголизм может служить примером".

Алкоголь, по мысли Делеза, суть сразу и любовь, и утрата любви, и деньги, и безденежье, и родина и ее потеря. Это "сразу объект, потеря объекта и закон, управляющий этой потерей, в налаженном процессе разрушения...".

В границах информационного общества с характерным для него многообразием сфер мыследеятельности человека особую значимость обретает свойство алкоголя производить ситуацию "одиночества-в-толпе". Блокируя основные эмоционально-диалоговые каналы коммуникации индивида с его ближайшим окружением, алкоголь сохраняет при этом иллюзию его (индивида) "влиятельного" участия в мероприятиях карнавального и тусовочного типа.

Вывод: ребята, не надо превращать политические выборы в процедуру алкоголизма. Неучастие политических партий в выборах - есть абсурд. Это тогда уже не партии, а нечто совершенно иное: партия вполне может не участвовать в выборах, но исключительно в форме их активного бойкота. Хотя это очень не простая и весьма дорогостоящая работа: даже у гениев антикоммунизма в политике - поляков - это в свое время не получилось. "Я, бывало, не участвовал в выборах", - такое могут позволить сказать себе только ну-очень-влиятельные-политики. Как в известном анекдоте: какие страны самые независимые? Те, от которых ничего не зависит.
Добавить комментарий
Проверочный код