Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (248) 21 августа 2000 г. Экономика

ЦЕНЫ - УБИЙЦЫ

21.08.2000
Отдел экономики



Белорусское ценовое регулирование является одним из самых жестких среди всех стран ЦВЕ. Круг товаров и услуг, цены на которые устанавливает сам производитель, начал сужаться с 1996г.

"Где свобода предпринимательства? Где свобода торговать? Где свобода установления цен? Голого администрирования мы уже наелись тогда, когда зафиксировали цены в сельском хозяйстве и превратили эту отрасль в ничто".

А.Г. Лукашенко статья "Диктатура: белорусский вариант?" ("Народная газета", 25.05.91).

Если кто-то сомневается относительно виновника всех экономических бед, надо просто внимательно почитать закон РБ "О ценообразовании". Согласно ст.9 которого, проводником государственной ценовой политики в Беларуси является президент. Постарайтесь найти в учебниках по экономике или в какой-нибудь современной теории объяснение понятия "проводник ценовой политики". Дело не в плохом или хорошем президенте. Цене, в классическом определении этого слова, не нужны ни проводники, ни посредники. Либо она свободна, либо это уже не цена - и грош за нее жалко отдавать. Но в Беларуси не то что грош - миллионы долларов тратят на ценовые информационные эксперименты. Ассортимент предлагаемой продукции постоянно сокращается, а качество товаров и услуг ярко характеризует появление жиронесодержащей сметаны и безбелкового мяса. Достаточно выехать в Россию, не говоря уже о европейских странах, чтобы увидеть совсем другие прилавки. Там производство яиц не носит "сезонный характер", а сметана не бывает ниже 10-процентной жирности. Там потребителям не объясняют через СМИ, что использование пищевых добавок в колбасе и пельменях делает их более полезными, и в приказном порядке не устанавливают закупочные цены для сельхозпроизводителей в начале года под официальный прогноз инфляции. А ближе к концу года не требуют безоговорочной сдачи всего выращенного на полях и на фермах, игнорируя в несколько раз выросшую инфляцию.

Свободные цены у наших соседей нисколько не мешают их стабилизации. В Беларуси все наоборот. Только в 1999г. индекс потребительских цен составил 351%, при этом цены на социально значимую продукцию (хлеб, мясные и молочные продукты, транспорт, связь) выросли в 4-6 раз. Общий "вклад" регулируемых цен, исходя из доли товара (услуги) в потребительской корзинке, объема реализации товара в госторговле, в индексе инфляции составил 205% (58% данного показателя). С учетом роста цен на жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь эта цифра увеличивается до 70%. Таким образом, вовсе не свободные цены и жадные предприниматели так ощутимо ударили по реальным доходам населения.

Активное сдерживание цен никак не отразилось на росте благосостояния населения. По данным Минстата, численность населения с располагаемым доходом на уровне и ниже МБП составила 83% в IV квартале 1999г. Наихудшее положение было в 1996г., когда этот показатель достиг максимального значения - 81,9%. Как показала ценовая политика белорусского правительства, предел падения уровня жизни - весьма растяжимое понятие. Минстат нам заявляет, что после продолжительного снижения с 1995г., с IV квартала 1999г. количество людей с располагаемым доходом на уровне и ниже прожиточного минимума начало резко увеличиваться, составив в IV квартале 1999г. 42%. Только вдумайтесь: несмотря на повальное ценорегулирования, почти половина населения живет ниже белорусского официального прожиточного минимума. И эта тенденция "с успехом" продолжается и в нынешнем году.

Активное сдерживание цен привело к фактическому банкротству целых отраслей. В условиях высокой инфляции и деформаций на валютном рынке, регулирования рентабельности и месячных ценовых потолков предприятия поставлены на грань выживания. Рентабельность производства 20-процентной сметаны на начало 1999г. составляла -23,7%, молока - -15%, творога - -21%. После поднятия цен в 6,6-6,8 раз в 1999г. на начало 2000г. она была в среднем 3%. О каких инвестициях в новые технологии, оборудование и социальные проекты может идти речь?

В соответствии с постановлением Совмина "О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен" субъекты хозяйствования, определяя уровень отпускных цен, обязаны обосновывать его соответствующими экономическим расчетами (калькуляцией с расшифровкой статей затрат). При этом ни в одном документе не поясняется, что такое "экономически обоснованная цена", и как должны производиться эти самые экономические расчеты. Парадокс, но предприятие не может быть уверено, какой уровень рентабельности ему разрешен (данный показатель ограничен только для предприятий-монополистов). Зато хорошо разъяснены штрафы. Отсутствие обоснования цены карается санкциями в размере до 10% от стоимости реализованной продукции. Доходит до смешного, когда органы ценового контроля наказали одно предприятие за внедрение эффективных технологий. Наказали за то, что была значительно снижена себестоимость и превышена допустимая для него рентабельность.

Наряду с высокими налогами и нестабильным законодательством ценообразование по-белорусски замыкает первую тройку киллеров отечественного бизнеса. Неэффективное использование ресурсов - закономерная реакция на проводимую политику административного установления цен. Дешевый хлеб идет на корм скоту, и это логичное экономическое решение для крестьянина при относительно высоких ценах на комбикорма и зерно. Потребление населением электро- и теплоэнергии за 1994-98гг. увеличилось в 2-2,5 раза. Люди рассматривают жилищно-коммунальные услуги, как товары, предложение которых совершенно эластично, поскольку экономические механизмы энергосбережения не работают. Ни пластиковые окна, ни рейды энергосберегателей, ни веерные отключения не решат проблему, если экономические стимулы производителей увеличивать предложение и предприятий снижать потребление и платить по счетам будут заблокированы. И опять все упирается в злополучную цену.

Наивно думать, что богатые предприятия и "новые белорусы" из своих карманов компенсируют разницу между так называемой социальной и рыночной ценами. И на Западе, и на Востоке львиную долю счета оплачивает потребитель и мелкий налогоплательщик. "Бублики" в виде бесплатного использования гособорудования, монопольного доступа к бюджетным ресурсам, к внеконкурсному получению лакомых кусков импорта и экспорта уже практически съедены. Остались сплошные "дырки" в виде изношенного оборудования и инфраструктуры, долгов, старых технологий и разучившихся работать людей.
Добавить комментарий
Проверочный код