Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№30 (246) 07 августа 2000 г. События. Оценки

ДЕШЕВЫЙ БИЛЕТ

07.08.2000
Наталья ГРИБ

Место в плацкартном вагоне от Минска до Вильнюса обходится белорусу в $5,5. Те же 100 км дороги в литовской столице оцениваются в $15. Причем высокая цена еще не гарантирует свободного места в купе. Недавно двое знакомых возвращались из Вильнюса транзитным поездом "Калиниград-Москва". Все нижние полки были заняты,проводник категорически запретила ложиться на верхние полки без оплаты постельного белья, и пассажирам пришлось ехать несколько часов стоя. Ночью.

Тарифы на железнодорожные услуги в Беларуси, если сравнивать их с аналогами соседних стран, самые низкие. Поэтому традиционно жители Беларуси, выезжая за пределы страны, покупают билеты туда и обратно. Если удается купить.

В этом году большинство желающих отдохнуть в Крыму столкнулось с проблемой нехватки билетов в одну сторону и почти полным отсутствием обратных. Отдельные турфирмы скупили билеты на юги сделали деньги на перепродаже. Виктор Кошанов, начальник пассажирской службы Белорусской железной дороги(БЖД), назвал подобную практику ошибкой и пообещал в будущем такого не допускать.

Начальник дороги Владимир Борисюк пояснил, что БЖД имеет право продажи только 20 % обратных билетов, поэтому и возник "некоторый ажиотаж" на крымском направлении. Сегодня три состава курсируют в Симферополь и обратно, при этом белорусы прицепилидополнительные вагоныдаже к украинскому поезду, что, по словам главного железнодорожника страны, увеличило возможность продажи обратных билетов в Минске до 60% . Борисюк пообещал не вводить продажу билетов за валюту в Минске, по крайней мере до конца сезона, и решить проблему дополнительными прицепными вагонами. Из Крыма железнодорожники намерены вывезтивсех, правда, "с 20 по 30 августа все уехать не смогут". БЖД работает на внутреннем рынке с невысокой рентабельностью. Тариф предусматривает 28 % на пригородных маршрутах, 38 % - на пассажирских перевозках, 21 % - на транзитных. Однако 49 категорий граждан Беларуси пользуются льготами, включаябесплатный проезд. Транзитные пошлины доходят до 70 % стоимости билета. Рентабельность съедает и конвертация: продажа 30 % валюты по заниженному курсу Нацбанка и приобретение на бирже - по коммерческому.

Если в 90-е годы 70 % пассажиров летали самолетами и передвигались на автобусах и в автомобилях, и только 30 %- в вагонах, то сегодня 70 % всех перевозок осуществляет железная дорога. Только за прошлый год пассажиропоток на местных и пригородных линиях вырос на треть.

Перевозка грузов по территории Беларуси в 6 раз дешевле транспортировки за границу. "Скоро мы не в состоянии будем перекрывать убытки доходностью от транзита", - заявил Борисюк на пресс-конференции , посвященной Дню железнодорожника. БЖД не хватает средств на обновление подвижного состава. 75 процентов дизель-поездов полностью выработали свой ресурс. Парк грузовых вагонов состоит в основном из старых цистерн и полувагонов. Последние крупные партии БЖДприобрела в 1987 году. До сих пор скрипят в составе "пенсионеры" 1958 года выпуска.

5 июля по соглашению между БЖД и РЖД (Россия) белорусы снизили транзитные тарифы на перевоз белорусской продукции по территории России на 15-50 %. Сегодня перечень товаров, подпадающих под соглашение, составляет каплю в море - 8 % от грузопотока БЖД. Хотя, по заверению Борисюка, это принесет $225 тыс. экономии. Если грузопоток резко возрастет, то не исключено, что уже в сентябре перечень грузов будет расширен. Впрочем, оснований для оптимистичных прогнозов пока нет.

Определенный выход из сложившейся ситуации руководство БЖД видит в создании разветвленной сети фирменных поездов. К концу года будут курсировать составы с повышенным качеством сервиса в Витебск, Гомель, Брест. Уже ходит такой поезд в Гродно. С Могилевом пока не все ясно. Фирменные поезда - дорогое удовольствие: их ремонтируют на Украине, поскольку ни российские, ни белорусские ремонтники не обеспечивают необходимый уровень сервиса.

К концу 2000 года будет открыт новый комплекс привокзальных сооружений в Минске. Здание пригородного вокзала планируется снести, поскольку оно не вписывается в урбанистический пейзаж. Борисюк пообещал, что уже в 2001 году будет завершен весь долгострой, откроются рестораны и магазины в новом здании вокзала и Привокзальная площадь столицы не будет напоминать стройплощадку.
Добавить комментарий
Проверочный код