Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№30 (246) 07 августа 2000 г. События. Оценки

ДЕШЕВЫЙ БИЛЕТ

07.08.2000
Наталья ГРИБ

Место в плацкартном вагоне от Минска до Вильнюса обходится белорусу в $5,5. Те же 100 км дороги в литовской столице оцениваются в $15. Причем высокая цена еще не гарантирует свободного места в купе. Недавно двое знакомых возвращались из Вильнюса транзитным поездом "Калиниград-Москва". Все нижние полки были заняты,проводник категорически запретила ложиться на верхние полки без оплаты постельного белья, и пассажирам пришлось ехать несколько часов стоя. Ночью.

Тарифы на железнодорожные услуги в Беларуси, если сравнивать их с аналогами соседних стран, самые низкие. Поэтому традиционно жители Беларуси, выезжая за пределы страны, покупают билеты туда и обратно. Если удается купить.

В этом году большинство желающих отдохнуть в Крыму столкнулось с проблемой нехватки билетов в одну сторону и почти полным отсутствием обратных. Отдельные турфирмы скупили билеты на юги сделали деньги на перепродаже. Виктор Кошанов, начальник пассажирской службы Белорусской железной дороги(БЖД), назвал подобную практику ошибкой и пообещал в будущем такого не допускать.

Начальник дороги Владимир Борисюк пояснил, что БЖД имеет право продажи только 20 % обратных билетов, поэтому и возник "некоторый ажиотаж" на крымском направлении. Сегодня три состава курсируют в Симферополь и обратно, при этом белорусы прицепилидополнительные вагоныдаже к украинскому поезду, что, по словам главного железнодорожника страны, увеличило возможность продажи обратных билетов в Минске до 60% . Борисюк пообещал не вводить продажу билетов за валюту в Минске, по крайней мере до конца сезона, и решить проблему дополнительными прицепными вагонами. Из Крыма железнодорожники намерены вывезтивсех, правда, "с 20 по 30 августа все уехать не смогут". БЖД работает на внутреннем рынке с невысокой рентабельностью. Тариф предусматривает 28 % на пригородных маршрутах, 38 % - на пассажирских перевозках, 21 % - на транзитных. Однако 49 категорий граждан Беларуси пользуются льготами, включаябесплатный проезд. Транзитные пошлины доходят до 70 % стоимости билета. Рентабельность съедает и конвертация: продажа 30 % валюты по заниженному курсу Нацбанка и приобретение на бирже - по коммерческому.

Если в 90-е годы 70 % пассажиров летали самолетами и передвигались на автобусах и в автомобилях, и только 30 %- в вагонах, то сегодня 70 % всех перевозок осуществляет железная дорога. Только за прошлый год пассажиропоток на местных и пригородных линиях вырос на треть.

Перевозка грузов по территории Беларуси в 6 раз дешевле транспортировки за границу. "Скоро мы не в состоянии будем перекрывать убытки доходностью от транзита", - заявил Борисюк на пресс-конференции , посвященной Дню железнодорожника. БЖД не хватает средств на обновление подвижного состава. 75 процентов дизель-поездов полностью выработали свой ресурс. Парк грузовых вагонов состоит в основном из старых цистерн и полувагонов. Последние крупные партии БЖДприобрела в 1987 году. До сих пор скрипят в составе "пенсионеры" 1958 года выпуска.

5 июля по соглашению между БЖД и РЖД (Россия) белорусы снизили транзитные тарифы на перевоз белорусской продукции по территории России на 15-50 %. Сегодня перечень товаров, подпадающих под соглашение, составляет каплю в море - 8 % от грузопотока БЖД. Хотя, по заверению Борисюка, это принесет $225 тыс. экономии. Если грузопоток резко возрастет, то не исключено, что уже в сентябре перечень грузов будет расширен. Впрочем, оснований для оптимистичных прогнозов пока нет.

Определенный выход из сложившейся ситуации руководство БЖД видит в создании разветвленной сети фирменных поездов. К концу года будут курсировать составы с повышенным качеством сервиса в Витебск, Гомель, Брест. Уже ходит такой поезд в Гродно. С Могилевом пока не все ясно. Фирменные поезда - дорогое удовольствие: их ремонтируют на Украине, поскольку ни российские, ни белорусские ремонтники не обеспечивают необходимый уровень сервиса.

К концу 2000 года будет открыт новый комплекс привокзальных сооружений в Минске. Здание пригородного вокзала планируется снести, поскольку оно не вписывается в урбанистический пейзаж. Борисюк пообещал, что уже в 2001 году будет завершен весь долгострой, откроются рестораны и магазины в новом здании вокзала и Привокзальная площадь столицы не будет напоминать стройплощадку.
Добавить комментарий
Проверочный код