Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№30 (246) 07 августа 2000 г. Общество

БЕЛОРУССКИЙ КУКОЛЬНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС

07.08.2000
Ирина МАТЯС

№ 30 [246] от 07.08.00 - Летом театральная жизнь замирает, но само явление лицедейства остановить невозможно, а значит эта пора года "чревата" для артистов не только отпусками, но и гастролями. А еще участием во всевозможных театральных фестивалях и мастер-классах. Последний вид актерского образования в Беларуси пока не очень распространен, тогда как наша соседка Польша, в которой на каждый мало-мальский городок приходится как минимум по одному театру, всяческие новые формы обучения воспринимает "на ура". Практически весь июль в небольшом польском городке Ломжа работал летний лагерь для юных дарований "Варштаты" (что в переводе означает "мастер-класс").

Впервые в качестве педагога был приглашен белорусский кукольник - заслуженный артист республики, актер минского театра кукол Владимир ГРОМОВИЧ.



- Владимир Петрович, "Варштаты" обязаны своим существованием конкретному человеку?


- Да, причем человеку удивительной биографии и судьбы. Имя Томаша Бжезинского - 63-летнего актера, режиссера и педагога, кавалера Золотого и Серебряного Креста, лауреата многих международных фестивалей известно далеко за пределами Польши, а к России он имеет непосредственное отношение. Его прапрадед с немецкой фамилией Вальтер был приближен ко двору Екатерины II, его прабабушка и ее сестры были фрейлинами при дворе последнего императора Николая II. Бежав после революции из России, семья будущего театрального таланта нашла приют в Варшаве. До отъезда мать Томаша успела закончить школу-студию МХАТ и близко познакомиться со Станиславским. Так что маленькому Томашу было у кого учиться любви к театру.



- Театр Бжезинского имеет свое лицо?


- Как и другие польские актеры и режиссеры, Бжезинский любит эксперимент, а посему он открыт любой идее. Но самым сильным театральным увлечением в его жизни стал "Черный театр" болгарского режиссера-кукольника Ивана Сивинова, с которым Бжезинский познакомился в 1978 году. Это знакомство произвело на него столь сильное впечатление, что Бжезинский создал свой "черный театр" и назвал его "Сивинов - II". Театр этот благополучно существует вот уже два десятилетия.



- А что это такое- "черный театр"?


- Название скорее носит гротесковый характер. Основное здесь - применение черных кусков ткани разных размеров как в качестве декора, так и в качестве костюма. Но это не театр одного цвета: разноцветие в нем достигается бликующим светом. Бжезинский в своем театре ставит миниатюры продолжительностью 3-5 минут, в которых при этом задействовано до 21 исполнителя. Уровень мастерства, отрепетированности столь высок, что за это короткое время, фактически миг актеры успевают передать огромную гамму чувств, сыграв порой на сцене целую жизнь.



- Вернемся к "Варштатам". Что же происходит в этом летнем лагере, правильнее, вероятно, летней театральной студии?


- По большому счету там происходит встреча с театром, участники которой очень различны по возрасту и по багажу театральных знаний. Одним - от 15 до 17. Они как бы учатся. Другим- от 25 и старше. Они учат, хотя на самом деле обстановка "Варштат" исключает какую-либо градацию. Лекции, тренинги продолжаются больше 8 часов в день. Кстати, конкурсный отбор в этот летний лагерь немаленький, при том, что обучение в нем платное. И дабы не нарушать интимного общения с театром, родителям позволено навещать детей только в строго определенные часы по воскресеньям.



- Какова была ваша миссия в "Варштатах"?


- Меня пригласили прочитать лекции по предметному театру кукол, а поскольку каждый педагог занимается еще и режиссурой, мы с детьми осуществили в лагере постановку "Божественной комедии" на польском языке.



- А какие иные теоретические и практические аспекты театра получают развитие во время "Варштатов"?


- Все. Будь-то пантомима или танец, анимация театра или искусство работы с куклой... Читать лекции приглашаются педагоги и режиссеры из разных стран мира: за три года существования "Варштатов" здесь работали режиссеры из далекой Канады и из более близкой Испании.



- А сотрудничество с белорусскими кукольниками будет иметь продолжение?


- Не это главное. Важно понимать, что такая идея осуществима и в Беларуси. Для этого достаточно тридцати заинтересованных в таком обучении подростков и помещения для их проживания и бесплатного питания. Педагогам и администрации польская сторона оплачивает работу. Вообще, Польша в плане отношения к культуре - уникальная страна. Г-жа Багарьянц, несколько лет возглавлявшая Институт Гете в Минске и пропагандирующая идею безвизовой зоны для встреч художников, артистов всего мира, местом организации такого общения всегда предполагала Польшу с ее демократическим, духовным и интеллектуальным потенциалом. У Беларуси не менее удобное географическое положение и не меньший творческий потенциал. Вот с инициативностью и государственной поддержкой подобных мероприятий похуже. И все-таки я надеюсь, что когда-нибудь и в нашей стране театральные мастер-классы будут вести педагоги со всего мира.
Добавить комментарий
Проверочный код