Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (244) 24 июля 2000 г. Тема недели

ВИЛКА НЕ ЛЕЗЕТ В РОЗЕТКУ

24.07.2000
Ярослав РОМАНЧУК

В быту мы часто смеемся над инструкциями по пользованию товарами, которые выпускают западные компании. "Если телевизор не работает, проверьте, включен ли он в розетку". "Если рубашка кажется слишком маленькой, проверьте, полностью ли вы сняли упаковку и вынули иголки". Мы можем смеяться, но такие инструкции являются лишь рекомендациями для покупателей данных товаров. Никто не может потребителя заставить ее читать и тем более наказывать за ее прочтение. К тому же у западников гораздо больше оснований потешаться над нашим экономическим законодательством.

Указ президента N359 "Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь" от 29.06.2000г. относится к категории "дышать можно, но не так, как тебе хочется, а только в рамках выделенного тебе чиновником объема воздуха". Власть пытается нормализовать расчеты между юридическими лицами и предпринимателями, укрепить платежную дисциплину и предпринимает для этого неуклюжие меры в рамках все той же парадигмы "я чиновник - ты дурак".

Многие члены правительства понимают необходимость системной санации национальной экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями: банкротствами, закрытием предприятий, допуском иностранного капитала и потерей экономической власти. Вместо проведения комплексной профилактики по предотвращению пожара и выгорания всего здания власть предпочитает переносить в темный подвал отдельные вещи. Совмин наделяется правом "ежегодно устанавливать в пределах бюджетного года для юридических лиц порядок распределения денежных средств, поступающих на их текущие счета в белорусских рублях, для осуществления платежей в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды) и в государственные внебюджетные фонды..., а также для приобретения сырья, материалов, комплектующих изделий, выплаты заработной платы, оплаты энергоресурсов и обеспечения иных нужд". Здесь не сказано, что данный порядок должен быть универсальным и обязательным для всех. Это значит, что правительство будет спасать от экономического пожара как раз те "вещи" (предприятия), которые по тем или иным критериям покажутся им привлекательными или неспасение которых будет грозить гневом всевышнего или уличными демонстрациями.

Перед самой сложной в истории белорусской экономики зимой наделение такими полномочиями именно Совмина симптоматично. Во-первых, Лукашенко сбрасывает ответственность на тех, кто впоследствии может оказаться стрелочником, но при этом оставляет реальные рычаги управления у себя. Во-вторых, пошатнувшийся кредит доверия первого лица может оказаться недостаточным для решения проблемы внешних долгов и поставки энергоресурсов. Появляется возможность разыгрывать карту "хороший президент заботится о благе народа - плохое правительство разоряет экономику". Логичный ход за год до президентских выборов.

Рамки теоретических и практических дискуссий в Беларуси, особенно среди обслуживающих власть экономистов, находятся так далеко от реальной жизни и тенденций развития мировой экономики, как Саддам Хусейн от получения Нобелевской премии мира. Просто грустно слушать рассуждения типа "платежи за газ важнее платежей за с/х продукцию", "надо произвести точную подстройку эконометрической модели прогнозирования уровня инфляции в Беларуси при 100-процентном административном регулировании цен" или "чиновник должен определять степень конкуренции на рынке и обладать правом регулировать число компаний на рынке". Администраторы искусственно создают проблемы и ищут выход только в рамках "жесткой клетки" централизованной экономики. Если бы правительство думало об инвесторе, предпринимателе, создании благоприятного делового климата, то о появлении законодательных актов, подобных указу N359, не могло быть и речи.

Белорусское правительство делает все, что угодно, кроме выполнения своих фундаментальных обязанностей - создания эффективной правовой и судебной системы для быстрого разрешения корпоративных споров. Чиновника интересует только одно: уплачены ли вовремя налоги. Нет? Подает в суд и ставит компанию на грань банкротства, прикрываясь защитой т.н. государственных интересов. Кто же тогда должен защищать имущественные права граждан, компаний? Или защищать хозяина и преследовать воров - это не в интересах нынешней белорусской власти? Такая среда идеальна для приватизации судебно-правовой системы и ее криминализации. Один очень квалифицированный белорусский юрист, взявшись за практически беспроигрышную тяжбу, был шокирован, когда проиграл дело в суде: судья отказывался называть черное черным, полагая, что земля до сих пор держится на трех слонах. После этого случая адвокат зарекся судиться с государством и теперь настоятельно рекомендует своим клиентам не доводить дело до суда.

Финансовое состояние предприятий ухудшается. Складские запасы произведенного, но не проданного, увеличиваются. Объемы кредиторской и дебиторской задолженности при сопоставлении с активами и средствами на счетах позволяют говорить о невозможности возвращения долгов. Банальный клиринг, т.е. списание долгов или отнесение их на счет государства, кажется единственным выходом. Цены даже на базовые потребительские товары и услуги растут, платежная дисциплина падает. Банки придумывают тысячу разных причин, чтобы не давать или хотя бы уменьшить объем кредитов госпредприятиям и колхозам на выплату зарплаты. И тут вводится новый порядок расчетов между юридическими лицами. Эффект - как мертвому припарка. Народ наш привык стоять в очередях.

Теперь в очередь поставили и предприятия, а в хвосте ее, как и следовало ожидать, оказались частные компании, которые осуществляют поставки товаров и услуг для госпредприятий. Только в особых случаях до них могут дойти причитающиеся им деньги. При этом никто требование оплаты в течение 60 дней и соответствующих налоговых отчислений не отменял. И оправдания предпринимателя типа "нам ведь тоже не заплатили" вряд ли произведут впечатление на контролеров.



Вне очереди производятся платежи в счет:




- неотложных нужд в размере до 10% средств, поступивших на указанные счета за предыдущий месяц;


- погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих размеру утвержденного бюджета прожиточного минимума ... на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок, а также размеру оплаты отпусков, выплаты страховых пособий, алиментов, пособий по госстрахованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов.

Не совсем понятно, что включают в себя "неотложные нужды". Впрочем, в нашей нормативной базе полно расплывчатых формулировок, за неправильную интерпретацию которых можно получить штрафные санкции. Самое интересное, что у разных налоговых и контрольных органов интерпретация установленных требований тоже разная, правда, при вынесении очередного спорного вердикта штрафные санкции им не грозят.



Платежи первой очереди:




- налоги в бюджет и обязательные фонды, проценты по полученным под гарантии правительства РБ кредитам, а также возврат ссуд и кредитов;


- платежи по исполнительным документам о взыскании (выплате) зарплаты, алиментов и возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профзаболеванием, а также в случае потери кормильца;

- платежи за продажу товаров из государственного и мобилизационного резервов.



Платежи второй очереди включают в себя оплату:




- газа, электрической и тепловой энергии, коммунальных услуг;


- задолженности по банковским кредитам и процентов по ним;

- бесспорного взыскания пени за невыполнение в срок обязательств потребителями (кроме граждан) полученного газа, тепловой и электроэнергии.

При этом указ разрешает производить расчеты с поставщиками энергоресурсов (газ, нефть, нефтепродукты, уголь, электроэнергия) резидентами в иностранной валюте. И не только за импортируемую, но и за производимую в Беларуси. Другими словами, власть, не располагая достаточными ресурсами для покрытия даже текущей задолженности, делает небольшой реверанс в сторону тех, кто реально зарабатывает деньги. Однако вне контекста отмены обязательной продажи валюты при существенной курсовой разнице, высоких налогах и очень высоких трансакционных издержках говорить о большом позитивном эффекте такой мизерной льготы не приходится.



В третью очередь деньги получают производители сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки и продовольствия
и в четвертую - все остальные. Только здесь предприниматель имеет право сам устанавливать очередность платежей.

А на основании какой экономической теории юридические лица и предприниматели имеют право платить наличными только 50 "минималок" ($130) в месяц? Власть смилостивилась, разрешив платить наличными сверх этой суммы, если идут расчеты:



- с рынками за оказываемые ими услуги, за исключением аренды помещений;


- с магазинами-складами за приобретенные у них товары;

- с ветеринарными и фитосанитарными организациями;

- с юрлицами и предпринимателями, осуществляющими международные перевозки грузов, за услуги, непосредственно связанные с этими перевозками.

За нарушение порядка проведения операций с наличными деньгами предусмотрен штраф - в двукратном размере соответствующего платежа. Порядок расчетов во всех случаях определяет Нацбанк, а в случае с магазинами-складами ему помогает Совмин.

Что делать, если вилка электроприбора не лезет в розетку? Правильно. Сначала необходимо измерить линейкой расстояние между отверстиями розетки и сопоставить с расстоянием между пальчиками вилки. Если результат получается разный, американские производители в инструкции по эксплуатации рекомендуют поискать другую розетку. Белорусская же власть насильно засунула весь отечественный реальный и финансовый сектор в абсолютно не подходящую нормативно-правовую розетку, подключила не к тому напряжению, а потом начинает усиленно чесать затылки: "А почему это наша экономика не работает? Почему из нее только дым и искры летят?" И будут лететь, пока вместо решения принципиальных вопросов будут писаться обязательные инструкции по использованию чайников для обогрева промышленных помещений.
Добавить комментарий
Проверочный код