Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№28 (244) 24 июля 2000 г. Тема недели

РУБИЛЬНИКОМ ПО СТРАНЕ

24.07.2000
Ярослав РОМАНЧУК

Белорусское экономическое "чудо" угробят четыре вещи: энергоносители, сельское хозяйство, строительство и дураки. Первые три "киллера" входят в число приоритетных направлений работы правительства. Последний - это саморазвивающийся, благополучно растущий внутренний ресурс. Правительство начало серьезно задумывается над тем, как прожить зиму, чтобы не замерзнуть поодиночке и не загубить весь реальный сектор.



Похоже, Лукашенко осознал, что сильно перегнул палку, и начал предпринимать робкие попытки хоть немного снизить налогово-административное бремя. Вот и налог на бартер с 1 августа 2000г. отменили (указ N395 от 17.07.2000). Вернее, приостановили, все равно велев Совмину до 1 марта 2001г. "внести предложения о взимании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рентного сбора при осуществлении внешнеторговых бартерных операций". Обратите внимание на дату - до марта 2001г.: как будто бы к тому времени финансовое состояние предприятий-экспортеров кардинально улучшится, и они вновь смогут платить данный налог. Указ отменяет бартерный оброк только на договоры, заключенные, но не исполненные до 1 августа 2000г. Опять поощрили тех, кто медленно запрягает и не спешит с выполнением первого приказа. Как показывает белорусская экономическая практика, лучше подождать до второго, отменяющего первый.

Началась медленная кампания привлечения отечественного бизнеса на свою сторону. Особенно важно заручиться поддержкой влиятельных директоров, руководителей градо- и системообразующих предприятий. А для этих экономических актеров одной из основных причин хронической головной боли являются энергоресурсы. Здесь дисциплины с расчетами еще меньше, чем перспектив возрождения национальной колхозно-совхозной системы. Причины нарастающего энергетического кризиса очевидны. Белорусские предприятия производят все менее конкурентоспособную по качеству и цене продукцию. Зажатые в валютные, налоговые и ценовые тиски, лишенные всякой самостоятельности в реализации своей продукции, они не могут рассчитываться с поставщиками, работниками и бюджетом. Значит, они платят лишь тому, кто им может конкретно и реально угрожать. Поставщики энергоресурсов в Беларуси не имеют власти над рубильником. Как не имеют такой власти руководители "Белэнерго" и его областных управлений. Энергия превратилась в политический товар, цена которому не укладывается в рамки чисто экономической структуры издержек. И вот в рамках изменения этой самой надэкономической структуры власть делает попытки ползучей либерализации - робкой и непоследовательной.

Робкой потому, что официально не признан ошибочным курс на ресоциализацию экономики и не произведена смена команды чиновников-распределителей.

Непоследовательной потому, что одна рука отпускает вожжи, а вторая заносит хлыст над тянущими из последних сил воз экономики предпринимателями.

Правительство довело страну до того состояния, когда приходится выбирать между системным внутренним дефолтом и вынужденной скорой приватизацией и очередной массированной эмиссией с неизбежным скатыванием в гиперинфляцию. Не от хорошей жизни участились случаи предоставления кредитов, ресурсов, различного рода льгот по уплате долгов. Все меньше предприятий в состоянии платить за газ и электроэнергию. Все больше директоров считает невозможным протянуть зиму без кардинальных изменений. Все громче звучат голоса представителей правительства и подведомственных учреждений о необходимости "инъекции либерализма".

Своеобразный индикатор состояния белорусской экономики - объем выделяемых средств отдельно взятому Шкловскому району. Несмотря на все природные и техногенные катаклизмы, эта территориальная единица стабильно получает свою долю государственного пирога. Власть считает, что не все так плохо в стране, раз периодически возвращается к "городу солнца". В начале июня Совмин отдал Минфину распоряжение выделить Шкловскому райисполкому (по статье "прочие расходы") 94.550 тыс. рублей "на погашение задолженности за выполненные в 1999 году работы по капитальному ремонту и благоустройству объектов в г.Шклове и на завершение этих работ". Не Бог весть какая сумма, но разве $100 тыс. в нынешнем бюджете - семечки? Это, скорее, похоже на часть предвыборной кампании, чем на долгосрочное инвестирование в инфраструктуру с целью создания белорусской Кремниевой долины. В контексте поиска средств на выплату зарплат, повышения размера пенсий и оплаты энергодолгов очередные, пусть даже незначительные инъекции в "город солнца" весьма показательны. Интересно подсчитать, сколько получил Шкловский район дотаций из бюджетов всех уровней и сколько заплатил налогов за последние 6 лет, чтобы сделать вывод о перспективности финансирования регионов по доминирующему признаку происхождения политиков.



ОЧЕРЕДНАЯ БЕЛОРУССКАЯ ТРИДЦАТКА


Когда Совмин предоставляет льготы одним субъектам хозяйствования, не изменяя доходную часть бюджета и размер гособязательств, он автоматически дискриминирует остальных, в первую очередь официально работающий малый и средний бизнес. Постановление правительства от 23.06.2000г. "О предоставлении отдельным юридическим лицам отсрочки по погашению задолженности за потребленные энергоресурсы" распространяется на 30 компаний. Общая сумма - 6.827 млн. рублей, или около $10 млн. по официальному курсу. Такая же отсрочка предоставляется структурным подразделениям концерна "Белэнерго" и "Белтопгаза". Ранее подобные постановления выписывались по индивидуальным заказам. Ныне это напоминает желание прыгнуть в коллективную могилу банкротства.

Итак, 30 компаниям обещана отсрочка "по погашению задолженности за потребленный природный газ, электрическую и тепловую энергию, образовавшейся по состоянию на 1 мая 2000г." Правительство предлагает погашать долги "ежемесячно равными долями, начиная с января 2002г. по 31 декабря 2003г. с учетом коэффициента изменения официального курса доллара США" на момент платежа к курсу доллара на 1 мая 2000г. По курсу, разумеется, Нацбанка, что в условиях выхода на единый курс неизбежно снизит реальность возврата долгов. Пеня насчитывается только в случае несоблюдения указанных сроков. Наиболее правдоподобный сценарий - переоформление долга в госдолг под стандартные в такой ситуации 6% годовых в начале нового финансового года.

Следующая строчка является, пожалуй, ключевой: "Юридические лица, не обеспечивающие оплату текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, теряют право на отсрочку по погашению задолженности за потребленные энергоресурсы". Правительство готово простить долги, произвести их реструктуризацию, а потом, как неоднократно уже бывало, вообще списать, только чтобы предприятия платили за текущее потребление. Иначе следует ожидать ужесточения позиции "Газпрома", РАО "ЕЭС" и других поставщиков энергоресурсов. Бесконечно открытых кредитных линий для нынешней Беларуси не может быть по определению, а критерии попадания в список льготников - тайна за семью печатями. Среди самых крупных должников отметим Гомельский радиозавод (890 млн. рублей), ГП "Завод "Оптик", Лида (641 млн. рублей), Сморгонский агрегатный завод (627 млн. рублей), Гомельский литейный завод "Центролит" (520 млн. рублей). Отраслевая принадлежность предприятий позволяет сделать вывод о глубоком кризисе электронной, приборостроительной и машиностроительной отрасли страны. Тем не менее правительство предпочитает не отвечать на жесткий вопрос: что делать с сотнями подобных предприятий, которые не имеют ни тактики, ни стратегии самостоятельного выживания, ни возможности поиска инвесторов или использования иных схем по санации предприятий? Рано или поздно на этот вопрос надо будет отвечать.



ПОДГОТОВКА К ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЕ?


Позитивный момент в деятельности правительства - намерение оценить реальную сумму долгов за тепловую энергию. Постановление Совмина от 23.06.2000г. "Об упорядочении расчетов за тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, не входящими в состав Белорусского государственного энергетического концерна", направлено на стабилизацию их финансово-экономического положения. Предполагается ежемесячная индексация кредиторами дебиторской задолженности с учетом коэффициента изменения официального курса доллара США. До 1 ноября 2000г. предполагается провести сверку дебиторской задолженности и определение ее долларового эквивалента по установленному Нацбанком курсу. Эту меру можно понимать по-разному: или правительство боится спугнуть кредиторов неизбежной гиперинфляцией и поэтому обещает им возврат средств в любом случае, определяя сумму в долларах, либо, напротив, оценивает стоимость всего государственного хозяйства перед переходом на жесткую монетарную политику с одновременной распродажей всего, что мешает, в том числе и в счет погашения (включая имущество) долгов российским поставщикам энергии.

Щедрое правительство предлагает Минфину, облисполкомам и Минскому горисполкому в бюджетах на 2001г. "предусмотреть выделение средств на погашение индексированной в соответствии с настоящим постановлением дебиторской задолженности потребителей, финансируемых за счет бюджетных средств, и организаций жилищно-коммунального хозяйства по оплате тепловой энергии, отпущенной с 1 октября 2000г." Неужели в этом и должна состоять суть жилищно-коммунальной реформы по-белорусски? Интерпретировать можно двояко: либо это первый шаг по синхронизации реформ с российскими с выходом через пару лет на 100-процентную оплату потребителями эрегоносителей, либо это желание просто понять, какой объем налогов следует зарезервировать в местных и республиканском бюджетах для обеспечения бесперебойных поставок столь важного товара. Многое будет зависеть от политики в области ценообразования, которую с 1.09.2000г. должно утвердить Минэкономики.



РЕВЕРАНСЫ АКТЕРАМ ГАЗОВОГО РЫНКА


Еще один факт коллективной индульгенции: совместные постановления Совмина N778 и Нацбанка N29 от 29.05.2000г. "Об освобождении юридических лиц Республики Беларусь, участвующих в расчетах за импортируемый в республику природный газ, от обязательной продажи иностранной валюты". Власти попытались поставить себя на место импортеров и убедиться, что в Беларуси можно скорее потерять, чем заработать, если не обеспечить себе надежную административно-корпоративную поддержку на разных уровнях власти.

Газовые актеры с 15 мая 2000г. по 1 июля 2001г. освобождались от обязательной продажи валюты и российских рублей, которые они перечисляли "Белтрансгазу" для проведения расчетов с "Газпромом". Постановление содержит любопытный перечень предприятий, участвующих в расчетах за газ между "Белтрансгазом" и "Газпромом", - это часть мощного энергетического лобби, с которым уже нельзя не считаться. Ими охвачена вся территория Беларуси, что позволяет предположить некую системность в определении состава данной компании. Интересно было бы заглянуть в корпоративную историю этих предприятий, выяснить, имеют ли они равные условия хозяйствования с другими. Если нет, то чем эти "невидимки" отличаются от российских завсегдатаев властных кабинетов? Так или иначе, но многое в нашей бартеризованной экономике будет зависеть от состояние подобных "приводных ремней", объем прибыли которых напрямую зависит от платежеспособного спроса субъектов белорусского рынка.



БЮДЖЕТОСОСЫ


Время перед уборочной - традиционный период раздачи обещаний колхозникам и приказов банкам и снабженцам. Им тоже нужны гарантии, но они не осмеливаются их жестко потребовать. Характер проведения нынешней уборочной кампании, выстраивание отношений со всеми вовлеченными в нее субъектами подтверждает тезис о фантомности либерализации экономических отношений. Постановление Совмина от 6.06.2000г. "О неотложных мерах по подготовке к уборке урожая зерновых, зернобобовых, других с/х культур в 2000г. и проведению сева озимых под урожай 2001г." - типичный документ эпохи экономического соцсюрреализма. Местным органам власти и Минсельхозпроду поручается провести в колхозах и совхозах смотры готовности с/х техники к уборке урожая; предусмотреть выделение 12 млрд. рублей на ремонт спецтехники; рассмотреть вопрос об оплате техники в рассрочку; выделить по статье "другие субсидии на неотложные нужды" 1.340 млн. рублей на частичную оплату услуг ремонтно-монтажных предприятий; выделить 2,1 млрд. рублей на оплату комбайнов от "Гомсельмаша" и 4,8 млрд. рублей - на покупку 100 комбайнов от "Лидсельмаша"; обеспечить погашение долгов колхозами и совхозами за немецкие комбайны, поставленные аж в 1996-98гг. под гарантии правительства; обеспечить ввоз 1 тыс. тонн средств защиты растений на сумму $15 млн. и т.д.

С большим трудом сэкономленными топливом и валютными ресурсами "Белнефтехиму" приказано поделиться с колхозами и совхозами в объеме 300 тыс. тонн дизельного топлива, 85 тыс. тонн автомобильного бензина и 10 тыс. тонн моторных масел и смазок. Конечно же, по предоплате и не по рыночной цене. Железная дорога должна "обеспечить выделение заготовительным организациям Белорусского республиканского союза потребительских обществ, а также с/х организациям по предъявлении ими грузов вагонов для перевозки зерна, картофеля и плодоовощной продукции как во внутриреспубликанском, так и в международном железнодорожном сообщении". Просто взять и выделить. Не продать, заключить договора по согласованным между сторонами ценам, а по-совковому: кулаком по столу - и вагоны к сараю. "Белнефтехиму" поручено "принять меры по производству и поставке в июне-сентябре 2000г. колхозам, совхозам, другим с/х предприятиям 16,4 тыс. тонн азотных удобрений, 32 тыс. тонн фосфорных, 147,3 тыс. тонн калийных удобрений". Опять ни слова о том, кто заплатит поставщикам за простое и понятное "принять меры".

Совмин будет "просить Нацбанк и другие уполномоченные банки... обслуживать государственные программы, выдать в июне-августе 2000г. кредиты на сумму 30 млрд. рублей платежеспособным заготовительным и перерабатывающим с/х продукцию предприятиям для выплаты авансов и проведения расчетов с колхозами, совхозами, другими с/х предприятиями". Чем заканчиваются подобные просьбы, хорошо известно, как и известны ресурсные возможности белорусских банков. Так что с каждым днем надежд на то, что Нацбанк выдержит прессинг правительства и не допустит объемной эмиссии под давлением погодных и политических факторов, становится все меньше.



РУЧНОЙ РЕЖИМ СБЕРЕЖЕНИЯ


Для нанесения последних штрихов на картинке белорусской экономики преддефолтного периода напомним об еще одном документе. Постановление Совмина от 14.06.2000г. "О подготовке народного хозяйства Республики Беларусь к работе в осенне-зимний период 2000/2001 года" рекомендует "создание при облисполкомах, горисполкомах, райисполкомах, на предприятиях (в объединениях) и в организациях оперативных групп по координации проведения предзимних подготовительных работ". В воздухе запахло масштабными военными учениями. Различным концернам и министерствам приказано "разработать до 1 сентября 2000г. варианты режимов энергоснабжения народного хозяйства и населения в осенне-зимний период 2000/2001 года в условиях возможного снижения поставки энергоносителей в республику". Им же надо "разработать графики перевода электростанций, котельных и промышленных предприятий на резервные виды топлива в дни значительного похолодания или при сокращении поставки в республику газа, а также графики газоснабжения потребителей при аварийных ситуациях на газопроводах". Министерствам и органам госуправления необходимо "обеспечить оплату в полном объеме соответствующими предприятиями (объединениями) и организациями текущего потребления ими природного газа, электрической и тепловой энергии и погашение до 10 октября 2000г. задолженности за указанные энергоресурсы"; организовать "лимитирование в установленном порядке отпуска потребителям природного газа, электрической и тепловой энергии в зависимости от уровня их оплаты и выполнения целевых показателей по энергосбережению". Одна рука предоставляет льготы по платежам, другая - приказывает оплатить все и в полном объеме. Наверное, эта фраза включена в документ правительства ради приличия, чтобы сделать 376-е предупреждение.

"Признать целесообразным функционирование в областях, районах, городах рабочих групп, а также республиканской оперативной группы по обеспечению рациональных режимов теплоснабжения потребителей, экономного использования топлива и энергии". В Польше на границе работают т.н. черные бригады, которые борются с контрабандой спирта и сигарет. Правительство Беларуси создаст своеобразные красные бригады, которые будут выключать рубильники и наказывать нерадивых потребителей. Можно предположить, что и полномочия, и зарплаты у этих "пожарников" будут соответствующие. Вскоре вспомнит население и керосинки, и печки, и другие традиционно национальные источники тепла и света, поскольку Совмин предлагает "принять меры по приведению до 5 сентября 2000г. в рабочее состояние автономных источников электрической энергии и законсервированных теплогенерирующих установок, по обеспечению их необходимыми запасами топлива, и, прежде всего, местными его видами".

Вполне уместен вопрос к правительству: что они такого знают, чего мы не знаем, что заставляет их с таким пессимизмом смотреть в будущее? Смеем предположить, что среди основных "тайн" доминируют российский фактор, полная информация о финансовом состоянии предприятий, сведенный с огромных дефицитом консолидированный бюджет и дырявые внебюджетные фонды, а также тающая на глазах поддержка власти населением. В такой среде даже формальный выигрыш любых выборов абсолютно ничего не решает, а лишь слегка отдаляет экзекуцию.



Операторы газового рынка Беларуси

- Белорусский концерн по материальным ресурсам

- Белорусско-российское СП "Спецкомплектимпекс"

- Арендный строительно-монтажный трест N19

- ОАО "Стройтрест N35"

- ОАО "Спецмонтажстрой" N177, Гомель

- ОАО "Жилстрой"

- Брестское государственное производственное проектно-строительное объединение "Брестоблсельстрой"

- ООО "Производственно-строительная компания "Витбуд"

- ЗАО "Солтех"

- ОАО "Белтрубопроводстрой"

- ОАО "Промтехмонтаж"

- Частное предприятие "Валентина"

- ЗАО "Производственно-строительная компания "Витстрой"

- Малое предприятие "ООО "Гелиос-Молодечно"
Добавить комментарий
Проверочный код