Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№28 (244) 24 июля 2000 г. Политика

РЕКЛАМЩИК ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

24.07.2000
Михаил ПОДОЛЯК

Недавно Минск посетил малоизвестный нынешнему белорусскому истеблишменту российский гражданин Григорий Казанков. Однако в Беларуси есть по крайней мере один человек, который лично знаком с Казанковым. Это Александр Лукашенко.

Уже известно, что очередные выборы в белорусский парламент состоятся 15 октября текущего года. И хотя о перспективах данной процедуры споры не утихали очень долго, само по себе это событие только на первый взгляд достойно серьезного внимания. Как считают "лидеры оппозиционного мнения", в частности, председатель ОГП Анатолий Лебедько, участие в парламентских выборах не дает оппозиции никакого тактического и позиционного преимущества. Даже в случае относительной победы. И это в самом деле так. Ведь, согласно нынешней редакции Конституции, национальный парламент не относится к влиятельным центрам власти, обладающим функциями действенного контроля за президентской и всей исполнительной "вертикалью".

О том, что нынешние парламентские выборы в кругах влиятельной политической элиты не вызывают живого интереса, свидетельствует и ряд косвенных признаков. Никто из влиятельных - независимо от своей политической позиции - белорусских фигур не заявил о том, что готов затратить на обеспечение своей избирательной кампании солидный бюджет. Слишком низка цена депутатского мандата, чтобы тратить на него стратегический ресурс. В свою очередь, это будет означать только то, что соперниками в округах окажутся безденежные кандидаты при одном-двух кандидатах от власти.

Не наблюдается должной реакции и в среде профессиональных политтехнологов. О российских PR-специалистах говорить и вовсе не приходится: слишком мало денег у потенциальных белорусских кандидатов для того, чтобы за эти ресурсы стоило бороться. Но и доморощенные имиджмейкеры пока не выделяются из "сонма подобных".

Наконец, Россия, которую едва ли не все местные политические группировки почитают за самую влиятельную силу в Беларуси, никак не реагирует на старт предвыборной гонки в союзном государстве.

Как неоднократно подчеркивал все тот же Лебедько, "только на президентских выборах политические группы получат возможность бороться за реальные властные полномочия". И визит Казанкова, как ни парадоксально, лишний раз подтверждает правоту лидера ОГП.



РОССИЯ, КРЕМЛЬ, ФСБ


Традиционно считается, что президентские выборы Лукашенко выиграл благодаря активнейшей и чуть ли не публичной поддержке российских спецслужб. В белорусских оппозиционных кулуарах это утверждают сегодня как факт, не требующий особых доказательств: дескать, российские спецслужбы (но какие именно? Их ведь слишком много, и у каждой есть собственные интересы - М.П.) тогда не только обеспечили Лукашенко доступ к специфической информации, но и открыли для потенциального кандидата в президенты емкие ресурсные потоки. История о том, что за Лукашенко стоят "избирательные" специалисты ФСБ, весьма привлекательна для носителей альтернативных политических точек зрения. Во-первых, тот факт, что за Лукашенко стоят именно российские спецслужбы, - впечатляющий козырь в отношениях с западными демократиями. Призрак советского КГБ еще невероятно силен. Во-вторых, это в какой-то мере позволяет объяснить невероятную популярность Лукашенко в преддверии и сразу после выборов. В-третьих, именно российские спецслужбы, по мнению ряда белорусских аналитиков, до сих пор обеспечивают Лукашенко стабильную опору в российских деловых кругах. И наконец, в-четвертых, одно дело - сражаться с местной и профнепригодной командой местного же президента и совсем другое - пытаться обыграть мощную, почти не реформированную, а главное, стремительно набирающую сегодня силу и влияние Федеральную службу безопасности России.

Естественно, не владея фактами, касающимися реального обеспечения президентской кампании-94, проще всего списать собственные огрехи и профессиональные просчеты на счет мифических и всесильных чужеродных спецслужб. Интересно, а если бы Лукашенко проводил сегодня жесткие либеральные реформы и в оппозиции к нему оказались сторонники славянофильских и социалистических ценностей - как часто в прессе мелькали бы сообщения о том, что его избирательную компанию обеспечили специалисты из не менее мифологизированного ЦРУ?

Конечно, нельзя говорить, что российские и тем более белорусские спецслужбы вовсе не участвовали в президентской кампании 1994г. И те, и другие по вполне понятным причинам будут участвовать в президентской кампании-2001. Другой вопрос - объемы и качественная составляющего этого влияния.

Традиционно различные аналитические управления национальных спецслужб так или иначе привлекаются к участию в серьезных политических проектах. Прежде всего потому, что их интересы зачастую совпадают с интересами определенных финансово-промышленных группировок, в свою очередь предполагающих установление в том или ином регионе выгодного для их экспортно-импортного, транзитно-сырьевого политического порядка.

В Беларуси имеют свои интересы практически все российские политгруппировки. Для "левых" Беларусь - важный идеологический козырь, для Кремля - важный геополитический козырь, а для мощных транзитных ФПГ - территория, где зарабатывают деньги.

Так, буквально на днях было заявлено, что Россия рассматривает вопрос строительства в Беларуси дополнительных нефте- и газопроводов, чтобы окончательно отказаться от транспортировки сырья по украинской территории.



ЕЩЕ ОДИН "ИКС"


К августу 1993г. в администрации Бориса Ельцина неожиданно пришли к мнению, что Беларусь, охваченная запоздавшей пронационалистической эйфорией, также может выпасть из сферы транзитного контроля приближенных к Кремлю российских ФПГ. В этом случае российские транзитники оказывались бы в крайне затруднительном положении. Несмотря на то, что европейские энергетические и нефтегазовые рынки весьма емкие, доходы России на этом направлении могли быть подвержены серьезному секвестированию. На протяжении десяти лет ряд американских и азиатских сырьевых транснациональных кампаний пытались выдавить российские сырьевые компании с европейского рынка. И если бы Россия потеряла все традиционные для себя сырьевые пути, европейский рынок оказался бы вне влияния ее ФПГ.

Практически единственной геополитической картой, так до конца и не разыгранной всеми участниками трансъевропейских энергетических торгов, оставалась Беларусь. По не совсем понятным причинам Запад не обращал на нее особого внимания. Тогда как многочисленные политические группировки в самой Беларуси, увлекшись борьбой между собой, проспали время собственного геополитического выбора.

Кремль же вмешался в "белорусскую историю" только в тот момент, когда на стол Сергею Филатову - тогдашнему руководителю ельцинской администрации - попала докладная записка, касающаяся тенденций политического развития в Беларуси. Опасаясь появления возле своих границ еще одного жесткого националистического государства, Кремль спешно искал кандидатуру, которую можно было бы поддержать в своих интересах. Просчитав шансы и позиции отдельных кандидатов на белорусских президентских выборах 1994г., Кремль инициировал поездку в Беларусь своего доверенного лица, оплатив ему не только командировочные, но и многочисленные технологические расходы. Этим доверенным лицом и был тогдашний кремлевский топ-"пиармэн" Григорий Казанков.

В свое время Казанков относился к категории элитных российских имиджмейкеров. Впрочем, он и сегодня считается топ-"пиармэном", способным адекватно оценить потенциал того или иного кандидата и обеспечить ему наиболее выгодное позиционирование в избирательной кампании. Казанков относится к категории т.н. кризисных избирательных менеджеров. Так, если у кандидата возникают серьезные проблемы с собственным имиджем или если этот имидж недостаточно интересен для потенциальных избирателей, в команде появляется Казанков. Он также считается специалистом по отражению "фронтальных" и "партизанских" информационных атак. Проще говоря, он умеет работать и против "грязных" избирательных технологий.

К президентским выборам в Беларуси Григорий Казанков имеет самое непосредственное отношение. В феврале 1994г. он окончательно присоединился к избирательной команде Лукашенко. До этого в течение четырех месяцев Казанков лично консультировал Лукашенко, периодически наведываясь в Минск.

Именно Казанкова, но никак не Леонида Синицына или Михаила Сазонова, следует называть руководителем публичной (кулуарной руководил Валерий Кез) избирательной кампании. Более того, достоверно известно, что PR-услуги Казанкова белорусской стороной практически не оплачивались (не более 15-20%). Собственно белорусские бизнесмены, конечно, создали "фонд кандидата Лукашенко", планируя в дальнейшем добиться определенных бизнес-преференций от "своего" президента, но этими деньгами проплачивались только "механические" работы "белорусскоязычных" же активистов избирательного штаба. Скажем, за счет "внутреннего фонда" покрывались расходы на командировки местных агитаторов по деревням и селам тогда еще не красно-зеленой республики.



ПОСЛЕДНИЙ MODERN TALKING


Как вспоминает Казанков, наиболее нелепой и непродуманной выглядела избирательная кампания тогдашнего премьера Вячеслава Кебича. Полное отсутствие на белорусском политтехнологическом рынке специалистов и ресурсов позволили Казанкову организовать избирательную кампанию Лукашенко таким образом, что она прошла без особых кризисных ситуаций. Более того, именно московский "пиармэн" провоцировал Лукашенко на подержание в социальных средах своего скандального имиджа. Казанков - как специалист по автократическим, тоталитарным имиджам - настаивал на усилении именно автократических, "хозяйских" черт политического образа Лукашенко. Лукашенко, по мнению Казанкова, выиграл выборы очень легко.

Совсем иначе складывались кампании президента Таджикистана Эмомали Рахмонова и губернатора Красноярского края Александра Лебедя. В первом случае очень сильные позиции имели происламские оппозиционеры, во втором - на стороне оппонентов Лебедя играли также московские "пиармэны".

Оценивая перспективы Лебедя на губернаторских выборах ряд московских аналитиков не учли того факта, что фигурой этого генерала - как несколько ранее фигурами кандидатов в президенты Таджикистана и Беларуси - заинтересовались в Кремле. Известно, что кампанию Лебедя спонсировал Борис Березовский, а вот группу имиджмейкеров возглавил именно Казанков. Тогда же еще одним "покровителем" Лебедя проявил себя тогдашний помощник президента Ельцина Виктор Илюшин.

Приход Казанкова в команду Лебедя совпал с рядом жестких атак, предпринятых оппонентами генерала. Так, чтобы разрушить образ мужественного генерала, сначала в небольшой приднестровской газете "Республика" со ссылкой на закрытые источники был опубликован материал о том, что генерал якобы страдает ночным энурезом. Эта публикация тут же была перепечатана в Красноярске и даже озвучена по телевидению Владимиром Жириновским. Следующими провокациями против Лебедя можно считать организацию "марша бомжей", решивших якобы поддержать генерала и акцию камуфлированных парней, разгуливавших по улицам Красноярска с эмблемами, которые изображали нечто среднее между лебедем и свастикой. Казанков эти проблемы решил.

И все-таки зачем известный московский "пиармэн" приезжал нынче в Минск? По нашей информации, он имел ряд весьма серьезных встреч, в том числе и с Лукашенко. С одной стороны, все просто: уже в январе будущего года в республике стартует "начальный этап" президентской выборной кампании. И сторонам, желающим поучаствовать в этой кампании, уже сегодня необходимо заручиться поддержкой влиятельных лиц, потенциально способных обеспечить яркую избирательную кампанию.

Есть, правда, одно "но". Прежде всего, оно касается внутриполитической ситуации в Беларуси. Лукашенко находится сегодня в той же ситуации, в которой пребывал Кебич накануне выборов-94.

Пикантность же ситуации заключается в том, что куратором всех информационных программ президента является никто иной как Владимир Заметалин. Именно этот человек шесть лет назад организовал крайне неэффективную избирательную кампанию Кебича.

Заметалин известен своим критическим отношением к современным информационными технологиям, и вряд ли постарается наступить на горло собственной песне ради привлечения в предвыборную команду Лукашенко профессиональных PR-специалистов. Заметалин, скорее всего, пойдет по проторенному пути - административный ресурс, мобилизация чиновников на местах, специфическая социология. И уж во всяком случае он постарается обойтись без "пиармэнов". Но смогут ли без них обойтись электорат или другие потенциальные кандидаты?

Сегодня Россия не проявляет особой заинтересованности в обеспечении PR-поддержки Лукашенко на будущих выборах. Тот же Казанков привез в Минск полный пакет предложений на услуги подобного рода. Однако цифры в этом прейскуранте могли напугать относительно "безденежного" Лукашенко. Понятно, что кампанию в определенных автократических условиях с одной стороны провести легче - за счет усиления все того же административного ресурса. Но с другой стороны, имидж Лукашенко - как внутри Беларуси, так и на внешних политических рынках, в том числе российских - очень уж непрезентабелен.

И все-таки кое-что полезное из своего визита в Минск Казанков вынес. Это своего рода обзорный пакет, приготовленный аналитическим службами Совета безопасности. Насколько нам удалось выяснить, пакет включает в себя не только детальный анализ политических перспектив потенциальных альтернативных кандидатов, но и оценку состояния политического, финансового и экономического рынков Беларуси. Полезная штуковина, надо сказать...



Российское "присутствие" на белорусских президентских выборах.

Сравнение "потенциальных опасностей": 1994 и 2001 годы.

Опасности для России




1994г.




опасности, преимущественно связанные с внутриполитической ситуацией в Беларуси:


* построение в Беларуси ультра-националистического государства;

* рост антироссийских настроений в различных электоральных средах; рост публичной русофобии;

* пересмотр белорусской стороной условий российского сырьевого транзита;

* установление жесткого контроля за российским транзитом со стороны белорусских бизнес-групп;

* переориентация Беларуси на западные политические рынки;

* создание Балто-Черноморского региона (без России);

* потенциальные сырьевые конфликты (подобно украинским);

* формирование автономного информационного пространства;



2001г.




сочетание внешних и внутренних рисков:


* Беларусь неоправданно агрессивна на внешних политических рынках; недипломатический союзник;

* в республике установлен автократический режим, непризнанный мировым сообществом; статус республики - государство-изгой;

* невыездной статус высокопоставленных чиновников; отсутствие консолидированной поддержки российских инициатив на представительных форумах;

* нарушения прав человека и преследование инакомыслия, получившие документальные подтверждения;

* резкое падение уровня жизни населения; стремительный рост протестных настроений;

* падение емкости внутрибелорусских товарных рынков и платежеспособности населения;

* криминализация общего таможенного пространства;

* расслоение российских элит по "белорусскому вопросу";

* открытое давление Запада на российскую дипломатию в связи с финансовой поддержкой режима в Беларуси.



Кандидаты (выгодные России):




1994г.



Вячеслав КЕБИЧ

плюсы


* классический номенклатурный игрок;

* имел личные контакты с тогдашним российским премьером Виктором Черномырдиным;

* абсолютно предсказуемый;

* поддерживался пророссийским лобби в Беларуси;

* контролировал белорусский промышленно-директорский корпус.



минусы


* архаичность управленческих методик;

* отсутствие мобильной команды топ-менеджеров и имидж-мейкеров; несформированный имидж;

* политическая пассивность и завышенная самооценка; отсутствие инициативы;

* многочисленные стратегические и тактические просчеты;

* не имел широкой опоры в белорусских элитах.



Александр ЛУКАШЕНКО

плюсы


* мощная избирательная кампания, выстроенная согласно PR-канонам; жесткий имидж; опорные лозунги;

* привлекательная окололиберальная команда потенциальных высших чиновников;

* пророссийская позиция; концепция совместного проживания;

* харизматическое позиционирование на рынке кандидатов;

* консенсус для ряда российских элит



минусы


* отсутствие поддержки со стороны национальной номенклатуры;

* политическая "случайность";

* непредсказуемость политического поведения в средне- и дальнесрочной перспективе;

* скудные финансовые ресурсы; незнание макроэкономических закономерностей;

* отсутствие управленческих навыков;

* ставка на просоциалистические ценности.



2001г.


А. ЛУКАШЕНКО



минусы


* провоцирующая первопричина внутренней напряженности в Беларуси; формальная нелигитимность собственного статуса;

* выраженный конфликт с западными демократиями; крайне негативный имидж на внешних рынках;

* изредка предпринимаемые попытки активизироваться на российских политических рынках;

* создание неэффективной экономической модели;

* спекуляции на интеграционных темах и как следствие перманентные просьбы о списании долгов;

* отсутствие опоры на серьезные элитные группировки внутри Беларуси;

* построение информационно замкнутой государственной системы, что затрудняет прозрачность контроля за российским транзитом;

* многокомпонентная коррупционность управленческого персонала;

* ухудшение электорального восприятия образа;

* рост технологической отсталости республики.
Добавить комментарий
Проверочный код