Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№28 (244) 24 июля 2000 г. Политика

РЕКЛАМЩИК ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

24.07.2000
Михаил ПОДОЛЯК

Недавно Минск посетил малоизвестный нынешнему белорусскому истеблишменту российский гражданин Григорий Казанков. Однако в Беларуси есть по крайней мере один человек, который лично знаком с Казанковым. Это Александр Лукашенко.

Уже известно, что очередные выборы в белорусский парламент состоятся 15 октября текущего года. И хотя о перспективах данной процедуры споры не утихали очень долго, само по себе это событие только на первый взгляд достойно серьезного внимания. Как считают "лидеры оппозиционного мнения", в частности, председатель ОГП Анатолий Лебедько, участие в парламентских выборах не дает оппозиции никакого тактического и позиционного преимущества. Даже в случае относительной победы. И это в самом деле так. Ведь, согласно нынешней редакции Конституции, национальный парламент не относится к влиятельным центрам власти, обладающим функциями действенного контроля за президентской и всей исполнительной "вертикалью".

О том, что нынешние парламентские выборы в кругах влиятельной политической элиты не вызывают живого интереса, свидетельствует и ряд косвенных признаков. Никто из влиятельных - независимо от своей политической позиции - белорусских фигур не заявил о том, что готов затратить на обеспечение своей избирательной кампании солидный бюджет. Слишком низка цена депутатского мандата, чтобы тратить на него стратегический ресурс. В свою очередь, это будет означать только то, что соперниками в округах окажутся безденежные кандидаты при одном-двух кандидатах от власти.

Не наблюдается должной реакции и в среде профессиональных политтехнологов. О российских PR-специалистах говорить и вовсе не приходится: слишком мало денег у потенциальных белорусских кандидатов для того, чтобы за эти ресурсы стоило бороться. Но и доморощенные имиджмейкеры пока не выделяются из "сонма подобных".

Наконец, Россия, которую едва ли не все местные политические группировки почитают за самую влиятельную силу в Беларуси, никак не реагирует на старт предвыборной гонки в союзном государстве.

Как неоднократно подчеркивал все тот же Лебедько, "только на президентских выборах политические группы получат возможность бороться за реальные властные полномочия". И визит Казанкова, как ни парадоксально, лишний раз подтверждает правоту лидера ОГП.



РОССИЯ, КРЕМЛЬ, ФСБ


Традиционно считается, что президентские выборы Лукашенко выиграл благодаря активнейшей и чуть ли не публичной поддержке российских спецслужб. В белорусских оппозиционных кулуарах это утверждают сегодня как факт, не требующий особых доказательств: дескать, российские спецслужбы (но какие именно? Их ведь слишком много, и у каждой есть собственные интересы - М.П.) тогда не только обеспечили Лукашенко доступ к специфической информации, но и открыли для потенциального кандидата в президенты емкие ресурсные потоки. История о том, что за Лукашенко стоят "избирательные" специалисты ФСБ, весьма привлекательна для носителей альтернативных политических точек зрения. Во-первых, тот факт, что за Лукашенко стоят именно российские спецслужбы, - впечатляющий козырь в отношениях с западными демократиями. Призрак советского КГБ еще невероятно силен. Во-вторых, это в какой-то мере позволяет объяснить невероятную популярность Лукашенко в преддверии и сразу после выборов. В-третьих, именно российские спецслужбы, по мнению ряда белорусских аналитиков, до сих пор обеспечивают Лукашенко стабильную опору в российских деловых кругах. И наконец, в-четвертых, одно дело - сражаться с местной и профнепригодной командой местного же президента и совсем другое - пытаться обыграть мощную, почти не реформированную, а главное, стремительно набирающую сегодня силу и влияние Федеральную службу безопасности России.

Естественно, не владея фактами, касающимися реального обеспечения президентской кампании-94, проще всего списать собственные огрехи и профессиональные просчеты на счет мифических и всесильных чужеродных спецслужб. Интересно, а если бы Лукашенко проводил сегодня жесткие либеральные реформы и в оппозиции к нему оказались сторонники славянофильских и социалистических ценностей - как часто в прессе мелькали бы сообщения о том, что его избирательную компанию обеспечили специалисты из не менее мифологизированного ЦРУ?

Конечно, нельзя говорить, что российские и тем более белорусские спецслужбы вовсе не участвовали в президентской кампании 1994г. И те, и другие по вполне понятным причинам будут участвовать в президентской кампании-2001. Другой вопрос - объемы и качественная составляющего этого влияния.

Традиционно различные аналитические управления национальных спецслужб так или иначе привлекаются к участию в серьезных политических проектах. Прежде всего потому, что их интересы зачастую совпадают с интересами определенных финансово-промышленных группировок, в свою очередь предполагающих установление в том или ином регионе выгодного для их экспортно-импортного, транзитно-сырьевого политического порядка.

В Беларуси имеют свои интересы практически все российские политгруппировки. Для "левых" Беларусь - важный идеологический козырь, для Кремля - важный геополитический козырь, а для мощных транзитных ФПГ - территория, где зарабатывают деньги.

Так, буквально на днях было заявлено, что Россия рассматривает вопрос строительства в Беларуси дополнительных нефте- и газопроводов, чтобы окончательно отказаться от транспортировки сырья по украинской территории.



ЕЩЕ ОДИН "ИКС"


К августу 1993г. в администрации Бориса Ельцина неожиданно пришли к мнению, что Беларусь, охваченная запоздавшей пронационалистической эйфорией, также может выпасть из сферы транзитного контроля приближенных к Кремлю российских ФПГ. В этом случае российские транзитники оказывались бы в крайне затруднительном положении. Несмотря на то, что европейские энергетические и нефтегазовые рынки весьма емкие, доходы России на этом направлении могли быть подвержены серьезному секвестированию. На протяжении десяти лет ряд американских и азиатских сырьевых транснациональных кампаний пытались выдавить российские сырьевые компании с европейского рынка. И если бы Россия потеряла все традиционные для себя сырьевые пути, европейский рынок оказался бы вне влияния ее ФПГ.

Практически единственной геополитической картой, так до конца и не разыгранной всеми участниками трансъевропейских энергетических торгов, оставалась Беларусь. По не совсем понятным причинам Запад не обращал на нее особого внимания. Тогда как многочисленные политические группировки в самой Беларуси, увлекшись борьбой между собой, проспали время собственного геополитического выбора.

Кремль же вмешался в "белорусскую историю" только в тот момент, когда на стол Сергею Филатову - тогдашнему руководителю ельцинской администрации - попала докладная записка, касающаяся тенденций политического развития в Беларуси. Опасаясь появления возле своих границ еще одного жесткого националистического государства, Кремль спешно искал кандидатуру, которую можно было бы поддержать в своих интересах. Просчитав шансы и позиции отдельных кандидатов на белорусских президентских выборах 1994г., Кремль инициировал поездку в Беларусь своего доверенного лица, оплатив ему не только командировочные, но и многочисленные технологические расходы. Этим доверенным лицом и был тогдашний кремлевский топ-"пиармэн" Григорий Казанков.

В свое время Казанков относился к категории элитных российских имиджмейкеров. Впрочем, он и сегодня считается топ-"пиармэном", способным адекватно оценить потенциал того или иного кандидата и обеспечить ему наиболее выгодное позиционирование в избирательной кампании. Казанков относится к категории т.н. кризисных избирательных менеджеров. Так, если у кандидата возникают серьезные проблемы с собственным имиджем или если этот имидж недостаточно интересен для потенциальных избирателей, в команде появляется Казанков. Он также считается специалистом по отражению "фронтальных" и "партизанских" информационных атак. Проще говоря, он умеет работать и против "грязных" избирательных технологий.

К президентским выборам в Беларуси Григорий Казанков имеет самое непосредственное отношение. В феврале 1994г. он окончательно присоединился к избирательной команде Лукашенко. До этого в течение четырех месяцев Казанков лично консультировал Лукашенко, периодически наведываясь в Минск.

Именно Казанкова, но никак не Леонида Синицына или Михаила Сазонова, следует называть руководителем публичной (кулуарной руководил Валерий Кез) избирательной кампании. Более того, достоверно известно, что PR-услуги Казанкова белорусской стороной практически не оплачивались (не более 15-20%). Собственно белорусские бизнесмены, конечно, создали "фонд кандидата Лукашенко", планируя в дальнейшем добиться определенных бизнес-преференций от "своего" президента, но этими деньгами проплачивались только "механические" работы "белорусскоязычных" же активистов избирательного штаба. Скажем, за счет "внутреннего фонда" покрывались расходы на командировки местных агитаторов по деревням и селам тогда еще не красно-зеленой республики.



ПОСЛЕДНИЙ MODERN TALKING


Как вспоминает Казанков, наиболее нелепой и непродуманной выглядела избирательная кампания тогдашнего премьера Вячеслава Кебича. Полное отсутствие на белорусском политтехнологическом рынке специалистов и ресурсов позволили Казанкову организовать избирательную кампанию Лукашенко таким образом, что она прошла без особых кризисных ситуаций. Более того, именно московский "пиармэн" провоцировал Лукашенко на подержание в социальных средах своего скандального имиджа. Казанков - как специалист по автократическим, тоталитарным имиджам - настаивал на усилении именно автократических, "хозяйских" черт политического образа Лукашенко. Лукашенко, по мнению Казанкова, выиграл выборы очень легко.

Совсем иначе складывались кампании президента Таджикистана Эмомали Рахмонова и губернатора Красноярского края Александра Лебедя. В первом случае очень сильные позиции имели происламские оппозиционеры, во втором - на стороне оппонентов Лебедя играли также московские "пиармэны".

Оценивая перспективы Лебедя на губернаторских выборах ряд московских аналитиков не учли того факта, что фигурой этого генерала - как несколько ранее фигурами кандидатов в президенты Таджикистана и Беларуси - заинтересовались в Кремле. Известно, что кампанию Лебедя спонсировал Борис Березовский, а вот группу имиджмейкеров возглавил именно Казанков. Тогда же еще одним "покровителем" Лебедя проявил себя тогдашний помощник президента Ельцина Виктор Илюшин.

Приход Казанкова в команду Лебедя совпал с рядом жестких атак, предпринятых оппонентами генерала. Так, чтобы разрушить образ мужественного генерала, сначала в небольшой приднестровской газете "Республика" со ссылкой на закрытые источники был опубликован материал о том, что генерал якобы страдает ночным энурезом. Эта публикация тут же была перепечатана в Красноярске и даже озвучена по телевидению Владимиром Жириновским. Следующими провокациями против Лебедя можно считать организацию "марша бомжей", решивших якобы поддержать генерала и акцию камуфлированных парней, разгуливавших по улицам Красноярска с эмблемами, которые изображали нечто среднее между лебедем и свастикой. Казанков эти проблемы решил.

И все-таки зачем известный московский "пиармэн" приезжал нынче в Минск? По нашей информации, он имел ряд весьма серьезных встреч, в том числе и с Лукашенко. С одной стороны, все просто: уже в январе будущего года в республике стартует "начальный этап" президентской выборной кампании. И сторонам, желающим поучаствовать в этой кампании, уже сегодня необходимо заручиться поддержкой влиятельных лиц, потенциально способных обеспечить яркую избирательную кампанию.

Есть, правда, одно "но". Прежде всего, оно касается внутриполитической ситуации в Беларуси. Лукашенко находится сегодня в той же ситуации, в которой пребывал Кебич накануне выборов-94.

Пикантность же ситуации заключается в том, что куратором всех информационных программ президента является никто иной как Владимир Заметалин. Именно этот человек шесть лет назад организовал крайне неэффективную избирательную кампанию Кебича.

Заметалин известен своим критическим отношением к современным информационными технологиям, и вряд ли постарается наступить на горло собственной песне ради привлечения в предвыборную команду Лукашенко профессиональных PR-специалистов. Заметалин, скорее всего, пойдет по проторенному пути - административный ресурс, мобилизация чиновников на местах, специфическая социология. И уж во всяком случае он постарается обойтись без "пиармэнов". Но смогут ли без них обойтись электорат или другие потенциальные кандидаты?

Сегодня Россия не проявляет особой заинтересованности в обеспечении PR-поддержки Лукашенко на будущих выборах. Тот же Казанков привез в Минск полный пакет предложений на услуги подобного рода. Однако цифры в этом прейскуранте могли напугать относительно "безденежного" Лукашенко. Понятно, что кампанию в определенных автократических условиях с одной стороны провести легче - за счет усиления все того же административного ресурса. Но с другой стороны, имидж Лукашенко - как внутри Беларуси, так и на внешних политических рынках, в том числе российских - очень уж непрезентабелен.

И все-таки кое-что полезное из своего визита в Минск Казанков вынес. Это своего рода обзорный пакет, приготовленный аналитическим службами Совета безопасности. Насколько нам удалось выяснить, пакет включает в себя не только детальный анализ политических перспектив потенциальных альтернативных кандидатов, но и оценку состояния политического, финансового и экономического рынков Беларуси. Полезная штуковина, надо сказать...



Российское "присутствие" на белорусских президентских выборах.

Сравнение "потенциальных опасностей": 1994 и 2001 годы.

Опасности для России




1994г.




опасности, преимущественно связанные с внутриполитической ситуацией в Беларуси:


* построение в Беларуси ультра-националистического государства;

* рост антироссийских настроений в различных электоральных средах; рост публичной русофобии;

* пересмотр белорусской стороной условий российского сырьевого транзита;

* установление жесткого контроля за российским транзитом со стороны белорусских бизнес-групп;

* переориентация Беларуси на западные политические рынки;

* создание Балто-Черноморского региона (без России);

* потенциальные сырьевые конфликты (подобно украинским);

* формирование автономного информационного пространства;



2001г.




сочетание внешних и внутренних рисков:


* Беларусь неоправданно агрессивна на внешних политических рынках; недипломатический союзник;

* в республике установлен автократический режим, непризнанный мировым сообществом; статус республики - государство-изгой;

* невыездной статус высокопоставленных чиновников; отсутствие консолидированной поддержки российских инициатив на представительных форумах;

* нарушения прав человека и преследование инакомыслия, получившие документальные подтверждения;

* резкое падение уровня жизни населения; стремительный рост протестных настроений;

* падение емкости внутрибелорусских товарных рынков и платежеспособности населения;

* криминализация общего таможенного пространства;

* расслоение российских элит по "белорусскому вопросу";

* открытое давление Запада на российскую дипломатию в связи с финансовой поддержкой режима в Беларуси.



Кандидаты (выгодные России):




1994г.



Вячеслав КЕБИЧ

плюсы


* классический номенклатурный игрок;

* имел личные контакты с тогдашним российским премьером Виктором Черномырдиным;

* абсолютно предсказуемый;

* поддерживался пророссийским лобби в Беларуси;

* контролировал белорусский промышленно-директорский корпус.



минусы


* архаичность управленческих методик;

* отсутствие мобильной команды топ-менеджеров и имидж-мейкеров; несформированный имидж;

* политическая пассивность и завышенная самооценка; отсутствие инициативы;

* многочисленные стратегические и тактические просчеты;

* не имел широкой опоры в белорусских элитах.



Александр ЛУКАШЕНКО

плюсы


* мощная избирательная кампания, выстроенная согласно PR-канонам; жесткий имидж; опорные лозунги;

* привлекательная окололиберальная команда потенциальных высших чиновников;

* пророссийская позиция; концепция совместного проживания;

* харизматическое позиционирование на рынке кандидатов;

* консенсус для ряда российских элит



минусы


* отсутствие поддержки со стороны национальной номенклатуры;

* политическая "случайность";

* непредсказуемость политического поведения в средне- и дальнесрочной перспективе;

* скудные финансовые ресурсы; незнание макроэкономических закономерностей;

* отсутствие управленческих навыков;

* ставка на просоциалистические ценности.



2001г.


А. ЛУКАШЕНКО



минусы


* провоцирующая первопричина внутренней напряженности в Беларуси; формальная нелигитимность собственного статуса;

* выраженный конфликт с западными демократиями; крайне негативный имидж на внешних рынках;

* изредка предпринимаемые попытки активизироваться на российских политических рынках;

* создание неэффективной экономической модели;

* спекуляции на интеграционных темах и как следствие перманентные просьбы о списании долгов;

* отсутствие опоры на серьезные элитные группировки внутри Беларуси;

* построение информационно замкнутой государственной системы, что затрудняет прозрачность контроля за российским транзитом;

* многокомпонентная коррупционность управленческого персонала;

* ухудшение электорального восприятия образа;

* рост технологической отсталости республики.
Добавить комментарий
Проверочный код