Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (244) 24 июля 2000 г. Общество

АГРАРНАЯ ТЕОРИЯ PR

24.07.2000
Алексей ДЕМЬЯНОВ

№ 28 [244] от 24.07.00 - Так уж получается, что однажды сложившиеся стереотипы восприятия белорусской действительности распространяются и на восприятие объективной реальности. Маленькая картофельная республика в большой Империи зла даже после разрушения империи пытается по-прежнему обо всем судить с позиции картофелепроизводителя и применять отработанные сельскохозяйственные технологии в различных социальных сферах.

На прошлой неделе было заявлено о том, что парламентские выборы состоятся 15 октября. Ключевую роль в освещении этого события, без сомнений, будет играть БТ. Однако, наблюдая длительное время клинические процессы, протекающие в информационной среде национального телеканала, можно предположить, что репрезентация парламентских выборов немногим будет отличаться от очередной борьбы за урожай. Но поскольку урожай в этом году, впрочем, как и всегда, останется на полях и будет желать лучшего, то репортажи о борьбе за него заменят на предвыборную хронику, а "Дажынкi" - на очередное всенародное демократическое голосование.

То ли в силу специфики образования сотрудников АТН, то ли по желанию первых лиц государства - репрезентация большинства социальных явлений осуществляется в сельскохозяйственных терминах и подходах. Сложно сказать, что имеют в виду ответственные за проведение выборов лица, говорящие об использовании современных предвыборных технологий и постоянно ссылающиеся на опыт России, но определенную новизну в понимание современных PR-технологий очередная белорусская модель все-таки вносит. Есть вероятность, что белорусские пи-арщики на АТН войдут в учебники как основоположники аграрной теории PR.

Попытаемся разобраться в основах аграрной теории PR, появившейся как гибрид сельскохозяйственной и медиа-практики. Она во многом очень напоминает коммутационную модель, функционировавшую в условиях тоталитарных режимов, со своим стремлениям подавить любые попытки иного истолкования происходящего. Но поскольку белорусы - "нация, ностальгирующая по СССР", удивляться этому лишний раз не стоит.

Сельское хозяйство традиционно соотносит свои действия с сезонными изменениями в годовом природном цикле. Ничего нового не изобретается: после зимы обязательно и в то же время неожиданно наступает весна. Подобную цикличность использует и БТ, увлекаясь различными PR-кампаниями. С отличием от сельского хозяйства в том, что продолжительность цикла возделывания идеологических культур может варьироваться от нескольких недель до нескольких лет. Но многолетнее PR-ведение культивирует один-единственный сорт славянофильских патриотов...

Если соотнести ежегодные действия аграриев и белорусских PR-щиков, но аграриев в душе, то получится очень интересный результат. Как и в сельском хозяйстве, в аграрном PR все начинается с посевной. Сначала необходимо глубоко вспахать мозги аудитории, перевернув смысловые образования, которые успели сформироваться за "зиму", и нарушить образовавшиеся связи. Задача номер один - заварить кашу в головах зрителей, запутать и замутить все то, что до последнего времени было понятно. В начале нынешнего года началась вспашка сознания Избирательным кодексом. Вместе со вспашкой вносятся и удобрения. Уж чего-чего, а "органики" из белорусской действительности БТ всегда добавляет по вкусу: чередующиеся сообщения об экономических достижениях и хронической невыплате зарплаты приправляются кознями оппозиции и тревожной обстановкой в мире.

После того как все вспахано, можно сеять. Это значит, что огромное количество идеологем разбрасывается на подготовленную почву. Каждая содержит определенное высказывание, мнение или оценочное суждение. Они могут противоречить друг другу, но так или иначе являются зернами одного сорта. Прорастут не все семена, и всегда можно сделать прополку. Большое количество семян необходимо еще и для того, чтобы повысить их шансы в борьбе с сорняками. Расчет прост: все, что может прорасти, должно быть предсказуемым и безопасным для сеятеля.

Одним из таких зерен был "широкий диалог", давший свои буйные всходы и оттягивавший на себя внимание СМИ. К тому же способствовавший прорастанию и укоренению семян демократичности парламентских выборов по новому ИК. Параллельно с диалогом прорастали и различные заявления Центризбиркома, одобренные парламентом. В сознании аудитории на смену собственным представлениям о парламентаризме и выборах должно было сложиться идеологически верное понимание, должна была прорасти одна из предложенных идей и воспринята как своя собственная. Добиться этого пытались с наскока, методом кавалерийской атаки: откровенными заявлениями официальных лиц и заверениями с высоких трибун о демократичности ИК, а не какими-то приемами манипулирования общественным мнением с использованием медиа. Но это только начало...

Когда появились первые всходы, приходит время прополки. И любые мнения, оспаривающие все прелести нового ИК и перспектив его применения на практике, удаляются с плантации. Но удаляются не молча, а под сопровождение оскорбительных заявлений об их "дефектности": радикально настроенная оппозиция, недоброжелатели Беларуси... Но "сорняков" и мелких вредителей оказалось слишком много. Они поставили под угрозу возделываемые культуры, тогда как в сельском хозяйстве с санкции главного агронома применили дуст или другой яд, лишь бы уничтожить вредителей. По отношению к ИК и парламентским выборам таким дустом стали заявления первых лиц государства о том, что международное признание результатов выборов не самоцель, главное, чтобы результаты признавал народ!

То, что в результате химической обработки всходов появятся какие-то мутации, например, список от незарегистрированной партии власти - мелочи.

По мере приближения уборочной активизируются и желающие поучаствовать в дележе урожая. В качестве урожая аграрных PR-кампаний будут не центнеры с гектара и не суточные надои, а результаты социологических опросов и, конечно, результаты голосования. Чем ближе "праздник урожая" - парламентские выборы, тем более активно будут демонстрироваться обезличенные кривые и проценты роста числа одобряющих и поддерживающих. К тому же парламентские выборы могут быть запросто совмещены с настоящим праздником урожая - "Дажынкамi-2000".

Но и после этого тема не перестанет быть актуальной для кампаний, использующих аграрные PR-разработки. Ведь наряду с посевом озимых в колхозах и совхозах начнется и "посевная" урожая президентских выборов 2001г...
Добавить комментарий
Проверочный код