Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№28 (244) 24 июля 2000 г. Дом

"БЕЛЭНЕРГО" НЕ ХВАТАЕТ ДУХУ

24.07.2000
Ксения РАЦКЕВИЧ

Мало кто не заметил недавнего повышения цен на тепло. Население, разумеется, ропщет: с такими доходами, как у нас, да еще и коммунальные платежи поднимать! Но даже увеличенные отпускные тарифы на произведенную энергию не позволяют концерну "Белэнерго" в полном объеме заменять изношенные теплотрассы на прогрессивные предизолированные.

Основной производитель тепло- и электроэнергии в стране концерн "Белэнерго" первый квартал текущего года закончил с почти 20 млрд. рублей убытков. Рентабельность предприятий концерна за этот период составила -12,4%. И даже после апрельского увеличения отпускных тарифов на тепло- и электроэнергию "Белэнерго" планирует выйти на минимальную 1,5-процентную рентабельность только к концу года.

В то же время более 60% оборудования энергетических предприятий уже выработали расчетный 30-летний срок службы. Однако, по словам вице-президента концерна "Белэнерго" Владимира Кордубы, чтобы в должной мере проводить мероприятия по модернизации оборудования и новому строительству, рентабельность предприятий энергетической отрасли должна быть не ниже 6-8%. Как уже было отмечено выше, к концу года этот показатель окажется вчетверо меньше.

Но низкие, не покрывающие затрат расценки на произведенную теплоэнергию - только одна из множества проблем ТЭКа. Другая, не менее важная - потери тепла при транспортировке. В износившихся трубопроводах, по данным официальной статистики, теряется до 20% тепла, по другим сведениям - до 60%. Традиционные теплотрассы, которые сегодня в абсолютном большинстве функционируют в Беларуси, - это трубопроводы с изоляцией из минеральной ваты в железобетонных каналах. Их недостатки известны каждому жителю страны: летом у нас отключают горячую воду на месяц и роют ямы во дворах, чтобы испытывать теплотрассы, выявлять разрывы и устранять неполадки. Разрывы теплотрасс случаются и в любое другое время года: горячая вода, а подчас и холодная, в этих случаях также исчезает. При этом обнаружить место дефекта в традиционных теплосетях достаточно трудно, поэтому сроки их устранения в несколько раз больше, чем, скажем, в Дании, где на это отведено 12 часов.

По данным специалистов института "БелНИПИэнергопром", на балансе концерна "Белэнерго" и Министерства жилищно-коммунального хозяйства находится 8.200 км теплосетей. При этом почти половина из них эксплуатируется более 15 лет и значительно изношена. Свыше 60% подземных трубопроводов страны проложены в переувлажненных грунтах. В таких условиях коррозия стальных труб достигает 1 мм в год: даже достаточно толстая труба просто не в состоянии прослужить более 5-6 лет.

Учитывая все эти условия, в странах Западной Европы трубопроводы с изоляцией из минеральной ваты в непроходимых каналах практически повсеместно заменены на бесканальные предизолированные трубы (ПИ-трубы). ПИ-трубопроводы состоят из стальной трубы, полиуретановой теплоизоляции и наружной полиэтиленовой трубы-оболочки. Внутри теплоизоляции проложены датчики, позволяющие диагностировать неполадки с точностью до одного метра. Такая система служит как минимум 30 лет (этот срок гарантирует химические свойства полиуретана). Потери тепла при транспортировке в ПИ-трубопроводах не превышают 2-3%. И хотя первоначальные капиталовложения для прокладки ПИ-трубопроводов в среднем на 30% выше, чем для прокладки традиционных канальных теплосетей, эксплуатационные затраты оказываются в 3,5-4 раза ниже. По данным института "БелНИПИэнергопром", годовые затраты на капитальный ремонт в традиционном варианте теплосетей принимаются в размере 3,2% от первоначальных вложений. Для ПИ-трубопроводов в такой статье расходов нет необходимости. Также снижаются расходы на текущий ремонт и обслуживание ПИ-трубопроводов по сравнению с традиционными: 1% и 4,5% от капвложений соответственно.

Казалось бы, все выгоды налицо. Однако, несмотря на все эти преимущества, в прошлом году в системе концерна "Белэнерго" проложено всего 2 (!) км ПИ-трубопроводов. При этом, как рассказал "БГ" Владимир Кордуба, все условия для замены традиционных канальных теплосетей на ПИ-трубопроводы на предприятиях "Белэнерго" на сегодняшний день созданы. Впервые ПИ-трубы в Беларуси были проложены в 1994г. в Барановичах. Тогда использовались польские материалы, монтаж производили также поляки. С тех пор уже шесть бригад белорусских рабочих прошли обучение методам прокладки ПИ-трубопроводов за рубежом. Разработана необходимая нормативная база, проектные институты страны готовы проектировать новые ПИ-теплотрассы. Более того, на базе "Белэнерго" организовано собственное производство ПИ-труб: УП "Сарматия" совместно с "Белэнергоснабкомплектом" создало собственную технологию производства ПИ-труб, а также разработала и смонтировала оборудование для их выпуска. Цех полностью готов к работе.

Несмотря на все это, мы имеем мизерный результат: за прошедшие шесть лет силами "Белэнерго" на ПИ-трубопроводы заменено только 11 км старых теплотрасс.

Кордуба назвал пять причин, которые затрудняют широкое применение ПИ-трубопроводов по Беларуси. Первая и самая главная заключается в нехватке свободных средств у предприятий, на балансе которых находятся теплосети. Разница в стоимости между ПИ- и обычными трубопроводами даже в 30% отпугивает от прогрессивных технологий руководителей предприятий лучше нечистой силы. Предприятия предпочитают на те же деньги починить старые трубы проверенным способом и в отчетности показать больший отремонтированный километраж, чем получился бы, если заменять старые трубы на предизолированные. Кроме того, согласно правительственному постановлению семилетней давности, замена старых теплотрасс на ПИ-трубы не относится к разряду модернизации производства и нового строительства (несмотря на то, что в те времена о таких трубопроводах у нас не было и речи). Но факт остается фактом: затраты на эти мероприятия отнести в счет себестоимости выпускаемой продукции энергетики не могут.

Другой причиной, которая позволяет отмахнуться от использования ПИ-труб, является разница в температуре теплоносителя. Температура сетевой воды в обычных теплотрассах может составлять 150 С. В ПИ-трубах можно транспортировать теплоноситель температурой не выше 130 С. Соображения о том, что при крайне незначительных потерях тепла в ПИ-трубопроводах такая высокая температура может и не потребоваться, в расчет, судя по всему, не принимаются.

Парадоксальной причиной затруднений в широком применении ПИ-трубопроводов стали небольшие объемы их применения до сих пор. Как пояснил Кордуба, если в старой теплотрассе заменить на ПИ-трубы 200 метров, то некуда будет вывести диагностирующие аварийные датчики: для этого потребуется телефонизировать район, устанавливать ремонтный пункт, нанимать работника. Что тут скажешь?..

Еще одной проблемой использования прогрессивных теплотрасс становится высокий уровень кислорода в сетевой воде. Таким образом трубы коррозируют изнутри и вместо расчетных 25 лет прослужат в несколько раз меньше. Однако эта проблема касается не только и не столько ПИ-труб. Как раз гораздо больший урон коррозия наносит практически незащищенным трубам канальной прокладки, ведь на них воздействует и внешняя коррозия, и внутренняя. Каким-либо образом диагностировать этот процесс не представляется возможным. В случае увлажнения полиуретановой изоляции ПИ-трубы об этом немедленно сообщат аварийные датчики, и неполадку можно будет быстро устранить.

Вообще, складывается впечатление, что о преимуществах предизолированных трубопроводов прекрасно осведомлены и госчиновники, и руководство предприятий. Никто вроде бы не против полезных новшеств. Тем не менее силы тратятся не на замену износившихся теплотрасс на экономичные ПИ-трубы, а на жесткое противодействие их внедрению. Как выразился Кордуба, "на новшества не хватает духу". И в этом, по-видимому, главная причина торможения прогресса в области теплоснабжения.
Добавить комментарий
Проверочный код