Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (244) 24 июля 2000 г. Дом

КАК ПОСТРОИТЬ собственный дом

24.07.2000
Ксения РАЦКЕВИЧ

Можно с уверенностью говорить, что острота проблемы обеспечения граждан жильем будет сохраняться в нашей стране достаточно долго. Реальные доходы населения не позволяют большинству самостоятельно решить "квартирный вопрос". Ситуация с государственной программой льготного кредитования строительства жилья, на которую очень многие возлагают надежды, напоминает старый анекдот: "Я имею право на кредит? - Имеете. - А могу его получить? - Нет, не можете. - Но я же имею право! - Имеете, но получить не можете".

Между тем в стране реализуется несколько программ строительства жилья, в которых не используются бюджетные средства. В этом обзоре мы попытаемся рассмотреть наиболее масштабные программы жилищного строительства в Беларуси, рассчитанные на различные слои населения.

ЖСК, МЖК И КИЗ

Самый привлекательный способ приобретения жилья - его строительство в жилищно-строительном кооперативе (ЖСК), молодежном жилищно-строительном кооперативе (МЖК) или коллективе индивидуальных застройщиков (КИЗ) за счет льготных кредитов и безвозмездных субсидий. Это самый дешевый, но, к сожалению, и самый трудный путь, учитывая экономические трудности в стране и сокращающиеся возможности государства по кредитованию жилищного строительства.

Кроме того, принятый в апреле текущего года президентский указ N185 существенно ужесточил условия получения кредитов на строительство или приобретение жилья. Так, согласно этому документу, размер кредита для горожан не может превышать 75% стоимости строительства квартиры типовых потребительских качеств; ранее эта доля составляла 90%. Максимальный срок, на который выдается кредит, с момента принятия указа ограничен 20 годами (было 40), а процент за пользование кредитом увеличен вдвое - с 5 до 10.

Как и раньше, кредиты выделяются только тем гражданам, которые числятся в списках нуждающихся в исполкомах. Под эту категорию подпадают те, у кого имеющейся общей жилой площади меньше 20 кв. метров в расчете на одного человека. Именно на это количество площади при строительстве квартиры начисляется кредит, строительство остальных квадратных метров гражданин должен оплатить самостоятельно. Для очень узкой категории граждан, имеющих право на особые льготы, норма кредитуемой площади составляет 35 кв. метров на человека.

Очередность получения кредитов зависит от времени постановки на учет, и лишь очень немногие категории граждан могут получить его вне очереди. Некоторые льготники могут рассчитывать и на субсидию в сочетании с кредитом. Это граждане, постоянно проживающие или работающие в сельской местности, и большая часть "бесквартирной" молодежи, ставшей на очередь нуждающихся в возрасте до 31 года. К последней категории также относятся молодые семьи, молодые граждане из числа одиноких матерей, разведенных или овдовевших супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей. Кстати, если такая неполная семья живет вместе с родителями, она также имеет право на кредит и субсидию независимо от нормы обеспеченности жильем.

В 2000г. предусмотрено выделить 64 млрд. рублей бюджетных кредитов и субсидий, что в сопоставимых ценах как минимум вдвое меньше, чем в 1999г. При этом задание строителям повышено на 20%. Но и эти деньги выделяются крайне неритмично и практически в полном объеме идут на достройку домов ЖСК, начатых в прошлые годы. Только в Минске таких домов около ста. На их завершение выделено лишь 20% необходимых средств.

Неудивительно, что в этих условиях государство предпринимает меры, сужающие круг граждан, имеющих право на кредиты и субсидии. Так, Минский горисполком принял решение выделять в этом году льготные кредиты только самым нуждающимся, в частности, тем, кто стоит в очереди с 1982г. Ограничения установлены и по субсидиям.

Бесплатное, т.н. социальное жилье могут получить лишь особо нуждающиеся молодые семьи, переселенцы из Чернобыльской зоны и некоторые военные. Но даже этих людей, к сожалению, государство не в состоянии обеспечить жильем полностью. Так, для "чернобыльцев" в Минске в текущем году планируется построить 40 бесплатных квартир, а для молодых семей - всего 10.

Чтобы выполнять взятые обязательства по вводу жилья, государство прибегло к своей постоянной палочке-выручалочке - предприятиям. За их счет в текущем году планируется обеспечить ввод около 1 млн. кв. метров жилья - около трети всего запланированного на год объема. В соответствии с декретом N10 предприятия всех форм собственности обязаны отчислять 0,5% от оборота в специально созданные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды.

Кроме того, предприятия могут и добровольно оказывать помощь своим штатным работникам в вопросе приобретения жилья, например, предоставлять займы. Однако следует признать, что возможности предприятий в этом плане крайне ограничены. В Минске, к примеру, лишь два предприятия регулярно строят жилье для своих работников - "Атлант" и "Белаэронавигация".

ГП "УКС МИНГОРИСПОЛКОМА"

Управление капитального строительства Мингорисполкома - основная организация в Минске, занимающаяся строительством жилья для льготников за счет государственных кредитов и субсидий. Она строит дома практически по всему Минску - в микрорайонах Красный Бор, Лошица, Малиновка, Сухарево.

Ситуация с сокращением бюджетного финансирования жилищной отрасли коснулась УКСа самым непосредственным образом. Согласно утвержденной Мингорисполкомом программе, в 2000г. УКС должен сдать в эксплуатацию около 280 тыс. кв. метров жилья, и только 46 тыс. из них (примерно 750 типовых квартир) будет строиться по линии ЖСК с привлечением кредитов.

Сокращение объемов кредитования заставляет руководство УКСа идти на непопулярные меры, которые больно бьют по семейным бюджетам очередников. Так, в прошлом году управлению пришлось увеличить размер первого взноса, который оплачивает застройщик при подписании договора с УКСом, с 10% до 28% от расчетной стоимости квартиры. В нынешнем году, по словам директора управления Ивана Турова, эта цифра возрастет до 40-45%. Кроме того, во втором полугодии текущего года стоимость квадратного метра жилья в УКСе поднимется на 48% (по состоянию на середину мая 1 кв. м площади стоил 85-90 тыс. рублей). В результате общая стоимость квартир в УКСе увеличится на несколько тысяч долларов.

Помимо строительства по линии ЖСК, УКС Мингорисполкома достаточно много строит на долевых условиях, когда граждане оплачивают 100% стоимости своих квартир в течение периода строительства. В этом случае застройщик в течение 10 дней после заключения договора оплачивает стоимость инфраструктуры (около 47% расчетной стоимости квартиры) и первый взнос (10% стоимости квартиры). Далее он ежемесячно оплачивает выполненный объем работ на строительной площадке за предыдущий месяц и 50% затрат на текущий месяц.

Но даже при таком жестком графике жилье, которое строит УКС, остается весьма привлекательным для минчан - в основном благодаря самым низким ценам в городе ($160-180 за 1 кв. метр). Построить квартиру таким образом ожидают своей очереди более полутора тысяч минчан. Однако удовлетворить все запросы предприятие не в состоянии: не хватает строительных мощностей. Поэтому прием новых заявлений от граждан на долевое строительство, по сведениям из самого УКСа, приостановлен до осени, а возможно, и до конца года.

"РАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОМ"

Одним из приемлемых вариантов для граждан с невысоким уровнем доходов может стать участие в государственной программе "Рациональный дом". В отличие от УКСа, в "Рациональном доме" граждане должны сами полностью оплатить строительство квартиры, льготных кредитов здесь не дают. Однако этот недостаток компенсируется рядом преимуществ. Во-первых, цены на жилье ненамного отличаются от цен УКСа (программа имеет некоммерческий характер), причем для очередников квадратный метр обойдется на 30% дешевле, чем для участников, не стоящих в очереди в исполкоме. Во-вторых, в "Рациональном доме" не нужно единовременно вносить большие суммы денег, здесь нет первого крупного взноса в несколько тысяч долларов, как в УКСе или коммерческих организациях. Оплачивать квартиру можно, отчисляя ежемесячно из зарплаты посильные суммы.

В-третьих, платить за квартиру можно в течение многих (до 16) лет в режиме, который гражданин выбрал себе сам. При этом человек вселяется в квартиру после оплаты половины ее стоимости и лишь потом оплачивает оставшиеся 50% в рассрочку в течение нескольких лет. В-четвертых, все платежи в программе тут же пересчитываются в квадратные метры и таким образом защищаются от инфляции, при этом дается гарантия, что в будущем за них не придется доплачивать. Наконец, новую квартиру можно частично оплатить старой квартирой участника программы.

ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ ЗАЙМЫ

Строительство жилья по системе столичных целевых облигационных жилищных займов осуществляется за счет средств, вырученных от реализации предприятиям и организациям страны доходных ценных бумаг - жилищных облигаций, выпускаемых местными органами власти, в частности Мингорисполкомом. 70% построенных таким образом квартир реализуется гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, 30% - всем желающим.

Объемы строительства в этой программе пока невелики: в рамках первого целевого займа построено 5 жилых домов. В настоящее время в Минске начата реализация второго целевого займа, ведется строительство двух жилых типовых домов КПД с квартирами улучшенной планировки. Стоимость квадратного метра жилья составляет в среднем 185 тыс. рублей (в ценах мая 2000г.) - практически столько же, сколько в УКСе. Сдача домов запланирована на IV квартал этого года.

В настоящее время пока не отработан новый порядок оплаты квартир покупателями. До сих пор действовала схема, по которой застройщик после заключения договора в течение одной недели оплачивает 70% стоимости выделенной квартиры и оставшиеся 30% - в течение последующего месяца. Льготные государственные кредиты и безвозмездные субсидии при этом не использовались. Фактически речь шла о покупке квартиры, что делало программу доступной лишь для граждан с достаточно высокими доходами.

КОММЕРЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Это один из самых реальных вариантов решения своей жилищной проблемы. Он, однако, требует наличия у семьи крупных денежных сбережений, так как оплатить строительство квартиры нужно в достаточно жестком режиме - в течение периода строительства дома (как правило, он составляет 1-3 года).

Выбор на рынке долевого строительства жилья, особенно минском, достаточно широк. Целый ряд финансово-строительных организаций предлагают на выбор квартиры в домах различных конструктивных систем за рубли и СКВ. Однако, несмотря на кажущееся разнообразие оплаты строительства жилья в долевых программах, практически везде схема расчета одна: при подписании договора с организатором строительства выплачивается первый взнос (его размер составляет, как правило, 40-70% стоимости квартиры), остальная сумма должна быть внесена обычно равными долями до момента сдачи дома в эксплуатацию. Некоторые организации (например, "Минсккомплексбанк") предоставляют застройщикам возможность оплатить часть квартиры в кредит, которые сами же и выдают на коммерческих условиях.

Что касается индивидуального элитного жилья, или попросту коттеджей, то в Минске их активно строит, пожалуй, только "Забудова". Это достаточно просторные (по 200-400 кв. метров) одноквартирные дома, расположенные в микрорайоне Большая Слепянка и районе проспекта газеты "Известия", которые, однако, вызывают множество нареканий из-за дороговизны и большого количества строительных огрехов, которые приходится устранять самим жильцам уже после новоселья.

Более подробная информация о строящихся жилых домах в столице в рамках различных программ приведена в таблице Таблица.
Добавить комментарий
Проверочный код