На республиканском семинаре 3 апреля были оглашены «многочисленные факты нарушений в сфере сельского хозяйства». Это вынудило Александра Лукашенко, как и в минувшие годы, потребовать от Генпрокуратуры, МВД, КГК «самым жестким образом... наказать виновных по всем нарушениям и фактам». Президент все чаще делегирует полномочия по надзору за агросектором не Минсельхозпроду, а силовикам: «Проведите контрольные проверки и приведите всех в чувство».
ПОЩАДЫ, КАК ВСЕГДА, НЕ БУДЕТ
Персонально глава МВД Игорь Шуневич будет курировать приведение в чувство и пригодное для посевной состояние техники: «Игорь Анатольевич, мы с вами договаривались: до 15 апреля всю технику - на линейку готовности. Смотрите всю технику. Не дай бог, будет разукомплектована - немедленно к ответственности всех!». Подчиненным Александра Конюка поручено присмотреть за топливом и ГСМ, а также проконтролировать своевременность выплаты зарплат: «Данные вопросы - это ответственность прокуратуры». Ну а КГК под водительством Леонида Анфимова традиционно присматривает за всем - в этом году проверки сельхозорганизаций Госконтролем начались 5 апреля.
Справка «БелГазеты». По данным КГК, после проверок конца 2017г - начала 2018г. привлечено к ответственности за необеспечение сохранности техники свыше 100 должностных лиц райсельхозпродов и хозяйств. Выявлены факты ненадлежащего хранения, длительных простоев, несвоевременного ремонта, необоснованного разукомплектования машин и агрегатов. В 61 из 82 обследованных сельхозорганизаций установлены нарушения требований по постановке сельхозтехники на хранение, в каждом четвертом хозяйстве - длительный простой из-за неисправности. В 17 организациях выявлены случаи разукомплектования тракторов и сельхозмашин, за которые иногда еще не выплачены лизинговые платежи.
Лукашенко выделил три криминогенные точки АПК: 1) посредничество; 2) необоснованный импорт; 3) коррупция, лежащая в основе всего перечисленного. Борьбу с посредничеством при госзакупках Александр Григорьевич ведет аккурат с 1994г., когда он впервые стал президентом. Похоже, этот бой еще далек от завершения, лозунги все те же: «В стране уже закупают через посредников. Только прямые закупки от производителя!». С необоснованным импортом та же напасть: «Обнаглели до крайней степени. Завозят все, что попало, - то, что производится в стране и за что уплачены налоги. Свое лежит, гниет где-то, а мы все везем из-за границы». Хорошо бы разобраться, почему свое лежит и гниет, а не выяснить, для чего везут чужое.
«Пощады не ждите!» - это грозное и бескомпромиссное предупреждение тоже прозвучало на семинаре. Президент явно хотел вложить всю душу в адресованное потенциальным коррупционерам увещевание: «Смотрите, мужики. Лучше нищим, но на свободе. Чем богатым в местах лишения свободы. Все на глазах у людей». Мужики почтенных лет в пиджачных парах при галстуках интенсивно записывали, что их ждет, не поднимая глаз. Судя по всему, Александр Григорьевич заготовил сильную и экспрессивную импровизацию на тему коррупции, но что-то пошло не так. По крайней мере, разоблачительные инвективы были встречены в соцсетях не воодушевлением, а усталым раздражением. Чиновники же вовсе не шелохнулись.
Чувствовалось, что не хватает антикоррупционной конкретики: «Уже люди стонут в некоторых районах. Дела нет, результатов нет, а он при людях, начиная от бани и заканчивая собственным, и для детей, и для себя жильем, указания раздает». Стилистически это, пожалуй, более безукоризненно, чем известный монолог из «Двенадцати стульев»: «Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем». Увы, налицо кризис антикоррупционного жанра - и чиновничество, и электорат чересчур привыкли к нему.
НЕ РУБИТЕ, МУЖИКИ!
5 апреля Лукашенко вернулся к коррупционной теме при назначении Виталия Дрожжи министром лесного хозяйства. Стоит вспомнить судьбу предшественника Дрожжи: Михаил Амельянович лишился поста 15 февраля «за непринятие действенных мер по борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями в подведомственных организациях». Днем позднее президент пояснил: в отрасли вскрыт ряд нарушений, при которых качественная древесина документально выдавалась за некондицию с целью последующего экспорта. Амельяновичу крепко тогда досталось: «Какой это министр? Что, я терпеть должен такого министра? На него уже, откровенно говоря, стыдно было со стороны смотреть. Встает вопрос: ты работал или там был повязан с ними?». Определенного ответа на последний вопрос, видимо, нет. Но преемник Амельяновича сразу был предупрежден: «Легко вам не будет, вы знаете мое отношение к природе и к лесу». Лесники столь же близки к земле, как и аграрии. Однако и в этом случае причины коррупции носят отнюдь не специфически отраслевой характер. С 2016г. запрещен экспорт необработанных круглых лесоматериалов. Однако поскольку природные катаклизмы наломали в белорусских лесах немало дров, президент дал добро на вывоз какого-то количества необработанного кругляка. То есть сначала запрет, затем - высочайшая поблажка, в порядке исключения частично аннулирующая запрет. Правила игры менялись уже во время игры.
Справка «БелГазеты». Экспорт организаций Минлесхоза в 2017г. составил $150 млн. До 50% экспортной выручки дали поставки круглых лесоматериалов. Из произведенных в 2017г. 900 тыс. куб. м пиломатериалов 600 тыс. куб. м было экспортировано. В 2018г. экспорт кругляка запрещен, постановлением Совмина N206 введено лицензирование экспорта обработанных лесоматериалов из твердолиственных пород (черновая мебельная заготовка, доска необработанная) за пределы ЕАЭС.
«Некоторые просто обнаглели», - доверительно признался президент Дрожже и попросил его навести порядок в отрасли. Глава государства явно сделал ставку не столько на стабильность условий хозяйствования или эффективность контроля, сколько на личные качества назначенца: «Вы не завязаны тут ни на какие круги, ни с кем не рыбачили и не охотились, дома кому-то или бани не строили. Поэтому вы человек чистый, руки у вас чистые». Под наведением порядка в лесном хозяйстве родины Лукашенко подразумевает борьбу с практикой, когда «лес за взятки сплавляется на запад, а потом оттуда в страну завозят мебель, произведенную из белорусских материалов».
Поскольку Дрожжа, по словам президента, получил положительную рекомендацию от Анфимова, проиллюстрировать президентский наказ можно свежим кейсом от КГК. Организация из Полоцкого района с 2014г. закупала древесину на внутреннем рынке и экспортировала ее без какой-либо обработки в страны Балтии, используя серые схемы. ДФР КГК по Витебской области сосчитал суммарную стоимость вывезенного - свыше 1,5 млн. евро.
Напомним: постановлением Совмина N39 от 18 января 2018г. государство оказало помощь крупнейшим деревопереработчикам (ОАО «Бумажная фабрика «Спартак», ОАО «Гомельдрев», филиал Светлогорского ЦКК «Бумажная фабрика «Красная Звезда», ОАО «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои», ОАО «Речицадрев», ОАО «Ивацевичдрев», РУП «Завод газетной бумаги»). Сырье экспортируется, обрабатывающий сектор поддерживается на плаву за счет бюджета.
А пока Лукашенко потребовал высаживать больше саженцев на пустошах и местах вырубки, пообещав подключиться лично: «Природа нас одарила тем, что мы можем в лесу взять те деревья, которые погибнут, не вырастут, и пересадить их на свободные места». Главное, чтобы деревья, намеченные заботливым президентским глазом к пересадке, не уехали неошкуренным кругляком на экспорт еще до своей судьбоносной встречи с главой государства.