Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Координатор кампании «За справедливые выборы» Виктор Корнеенко считает, что «более грязной избирательной кампании, чем прошедшие местные выборы, в Беларуси еще не было». А вам как выборы?
нормально, недорого выпили и закусили на участке
отлично - это было поистине честные и справедливые выборы
я в шоке от использования административного принуждения при досрочном голосовании
не удивился фальсификациям и избирательным «каруселям»
удовлетворен, что оппозиционные кандидаты провалились
№3 (1129) 30 января 2018г. Тема недели

Империя инноваций

02.02.2018, Кирилл Нежданский

Что тормозит инновационное обновление экономики РБ

Никто не берется подсчитать, сколько раз прозвучало слово «инновация» на ВЭФ-2018 в Давосе. На постсоветское пространство это слово пришло 10 лет назад, в 2008г., когда тогдашний президент РФ огласил свой список приоритетов развития - 4И: инновации, инвестиции, институты, инфраструктура. Можно сказать, что сейчас два из четырех И (инвестиции и инновации) составляют становой хребет белорусского экономического дискурса. Для инфраструктуры и институтов мы пока не созрели, зато за 10 лет в моду вошли две другие буквы И - искусственный интеллект (ИИ). Опять же, страна у нас поменьше, народ подисциплинированней, авось получится лучше, чем у Дмитрия Анатольевича.

Империя инноваций
Президент США Дональд Трамп быстро убедил гостей ВЭФ в Давосе, что для экономического процветания нужно, в сущности, немного: любить свою страну и её граждан, а также инвестировать в них деньги
  Фото: globallookpress.com

Про инвестиции, кстати, чиновники вспоминают все реже: даже им понятно, что надежды на нежданный всплеск инвестиционной активности в РБ сомнительны. А вот инновации - наше все, как в РФ во времена Дмитрия Медведева. Помнится, тогда российские инноваторы грозились сделать энергосберегающую лампочку массовой «лампочкой Анатольевича», по аналогии с лампочкой Ильича. Увы, не вышло: пока смелый замысел реализовывался, рынок заполонили более продвинутые и экономичные светодиодные лампы.

БЕГОМ К VI УКЛАДУ!

Нечто похожее происходит с белорусской госпрограммой инновационного развития на 2016-20гг. 23 января премьер-министр Андрей Кобяков прямо на заседании президиума Совмина обнаружил, что среди реализуемых в ее рамках проектов только 34 (39,5%) соответствуют уровню V-VI технологических укладов, т.е. актуальному уровню, на котором хотя бы с натяжкой можно говорить о новизне. Премьер не скрыл разочарования: «Таких проектов должно быть не менее 75%. Прослеживается слабая работа республиканских органов госуправления по поиску и реализации прорывных инновационных проектов, соответствующих высшим технологическим укладам».

Справка «БелГазеты». В рамках госпрограммы инновационного развития на 2016-20гг. 17 заказчиками реализуется 86 проектов. В 2017г. обеспечен ввод в эксплуатацию объектов по 19 проектам. Наибольшее количество инновационных проектов в 2017г. реализовывали Минпром (13), НАН Беларуси (10), концерн «Беллегпром», облисполкомы и Мингор­исполком.

Управленческое чутье наверняка не обмануло Кобякова: проекты «Беллегпрома» и облисполкомов вряд ли представляют собой новаторский прорыв человечества через тернии к звездам. Реализованные в 2017г. инновации (сборочное производство СЗАО «БелДжи», филиал НТЦ «Белмикросистемы» ОАО «Интеграл», опытное производство композиционных материалов на базе отечественных термопластов для экструзионной 3D-печати и др.), по всей видимости, не так инновационны, как хотелось бы. Премьер отметил недостаточную работу заказчиков, сорвавшую ввод в эксплуатацию объектов по 6 проектам в установленные сроки, и потребовал детального отчета у председателя Госкомитета по науке и технологиям (ГКНТ) Александра Шумилина.

Шумилин, впрочем, начал отчитываться раньше - 22 января, в День Науки. За 2017г., по данным ГКНТ, в рамках госпрограммы инновационного развития создано 20 инновационных производств с 2 тыс. рабочих мест. Помимо вышеперечисленных проектов это «инновационно-промышленный кластер высоких технологий в области сложной медицинской техники, систем обеспечения безопасности, оборудования неразрушающего контроля и аналитического приборостроения», а также производство «твердых лекарственных форм и лекарственных средств, содержащих бета-лактамные антибиотики». Не так уж и плохо, особенно на фоне общего состояния экономики.

И В КВАДРАТЕ

Было бы несправедливо чересчур строго подходить к ГКНТ: инвенции (изобретения) превращаются в инновации в результате сложных процессов межотраслевого и межведомственного взаимодействия. Премьер, кстати, готов усилить роль ГКНТ в координации усилий министерств и регионов по поиску и оценке перспективных проектов. Тем не менее диагностированная Кобяковым проблема остается: «Несоблюдение выполнения сроков реализации проектов постоянно влечет корректировку программы в части переноса сроков и объемов финансирования, что не может не сказываться на эффективности выполнения указанной программы в целом». Добавляет проблем и экспертиза, из-за которой в разряд инновационных попадают проекты, таковыми не являющиеся.

Справка «БелГазеты». В 2017г. в ГКНТ на экспертизу поступили 70 инновационных проектов, из которых 40 получили положительные заключения, 21 - отрицательные, 9 продолжают рассматриваться. В 2017г. из-за некачественной подготовки документов заказчиками материалы по проектам возвращались на доработку 38 раз. Совмином принято постановление N425 от 5 июня, оптимизирующее процедуры и качество научно-технической госэкспертизы.

Как и следовало ожидать, на местах никакие инновации крепким хозяйственникам не нужны: работает без инноваций - и хай работает. Если в столице претендентов на соответствующие средства достаточно, то на местах фонды осваиваются слабо - информации мало, чиновникам не хочется брать на себя ответственность и т.п. Это притом, что вопрос своевременности и полноты освоения инновационных фондов специально рассматривался на президиуме Совмина в октябре 2017г.

Справка «БелГазеты». В 2017г. средства республиканского инновационного фонда освоены на 100%, средства местных инновационных фондов - лишь на 68,5%. По большинству регионов освоено от 80% до 93% средств, по Минской области - 26,1%, по Гродненской - 33,6%, по Брестской - 63,5%.

Характерно, что премьер готов в 2018г. при полном освоении инновационных фондов и наличии прорывных проектов V-VI укладов просить у президента увеличить процент отчислений в инновационные фонды: «Если в настоящее время отчисления в инновационные фонды составляют 10% от налога на прибыль, то возможно увеличение данного норматива до 15-20% - сколько надо».

То есть правительство готово идти навстречу инноваторам достаточно далеко как раз в том вопросе, в котором оно обычно крайне прижимисто, - в денежном.

ИМПЕРИЯ ИННОВАЦИЙ

Главной проблемой, как ни крути, остается сильный разброс потенциальных инноваторов по отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности: с одной стороны, есть академическая наука, с другой - научно-практический, прикладной сегмент, более или менее пристроенный к производству, с третьей - нарождающееся стартап-движение. Взаимодействие и коммуникации между ними и представляют собой вечный тормоз белорусской инноватики.

Академическую науку в РБ и во всем мире традиционно упрекают в отрыве от практики и высокой затратности. На пресс-конференции 23 января председатель президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков особо акцентировал окупаемость новых разработок: «По разным научным программам она может значительно отличаться. Окупаемость разработок по программам фундаментальных и прикладных исследований разная. Она составляет от BYN5-7 (на BYN1 затрат) до BYN50-70 и BYN100. Мы снизили до минимума количество заданий, по которым не достигается окупаемость». Гусаков подчеркнул, что спада по объему производства и продаж, окупаемости программ, внедрению разработок в системе академии в последние годы не было.

Глава ГКНТ в предпраздничном интервью охарактеризовал инновационную инфраструктуру РБ как совокупность Белорусского инновационного фонда, 14 научно-технологических парков и 9 центров трансфера технологий. Ставка делается на технопарки, призванные в будущем стать площадками по организации инновационных производств. Уже подготовлен проект указа, позволяющего им реинвестировать 50% налоговых отчислений в целевые фонды инновационного развития. Сам ГКНТ в 2017г. в 3,5 раза нарастил финансирование материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры за счет республиканских бюджета и инновационного фонда. Оправдает ли инновационная инфраструктура ГКНТ возлагаемые на нее ожидания, покажет время.

Теперь о стартап-движении, на которое государство уже обратило свой заинтересованный взгляд. Согласно плану проведения стартап-мероприятий, утвержденному главой Минэкономики Владимиром Зиновским, в 2018г. в РБ пройдет 265 стартап-мероприятий. У министерства собственный инновационный опыт: «Практика подготовки ежегодных планов проведения стартап-мероприятий сложилась с 2012г. и успешно зарекомендовала себя в процессе взаимодействия Минэкономики, облисполкомов, Мингорисполкома с организациями, осуществляющими подготовку и проведение стартап-мероприятий. Это позволяет указанным организациям пользоваться организационной, информационной и финансовой поддержкой местных органов власти». Вот с этого и нужно было начинать - государство уже поддерживает около 20 организаций, проводящих стартап-мероприятия. Стартаперы кучкуются на периферии бизнес-сообщества, а его курирует Минэкономики и местные органы власти. Чтобы своевременно подставить плечо, «определен перечень должностных лиц облисполкомов и Мингорисполкома, ответственных за реализацию мероприятий, предусматривающих развитие и господдержку стартап-движения». Ясно, что далеко не каждый стартап связан с инновациями и высокими технологиями, однако само по себе стартап-движение - двигатель развития высокотехнологичных секторов. Видимо, государство должно проводить политику по ориентации стартаперов на эти сектора.

Пока разные сегменты белорусской индустрии инноваций - академическая наука, в активе которой знания, прикладная инфраструктура с ее технологиями и площадками и стартап-движение, генерирующее бизнес-идеи и подкрепляющее их венчурным капиталом, - существуют в разных плоскостях, результаты их инновационной активности будут оставаться заведомо меньшими, чем возможности и ожидания.

Добавить комментарий
Проверочный код