Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Координатор кампании «За справедливые выборы» Виктор Корнеенко считает, что «более грязной избирательной кампании, чем прошедшие местные выборы, в Беларуси еще не было». А вам как выборы?
нормально, недорого выпили и закусили на участке
отлично - это было поистине честные и справедливые выборы
я в шоке от использования административного принуждения при досрочном голосовании
не удивился фальсификациям и избирательным «каруселям»
удовлетворен, что оппозиционные кандидаты провалились
№1 (1127) 16 января 2018г. Тема недели

Сценарные игры-2018

19.01.2018, Ярослав Романчук

50 оттенков сохранения Госплана

2018г. обещает нам простой, застой и отстой. Неизменный строй, бюрократ - герой, предпринимательство - на убой, социальный вой, у контролеров хвост трубой, имитации деятельности - рой. Очередной простой ожидает системные, структурные реформы. На повестке дня не появится ни приватизация, ни либерализация, ни реформа рынка труда. Застой ожидает диверсификацию и децентрализацию экономики. Формула «бюджет - крупные госпредприятия - Россия» не претерпит изменений. Ничего, кроме отстоя, не стоит ожидать от корпоративного управления госсектором, инициатив местной номенклатуры и безответственного лоббизма Минпрома/Минсельхозпрода.

ЧЕМ БУДЕТ ЗАПОЛНЕН ГОД

Старые, усталые лица дисижнмейкеров будут декламировать скучные речи. Редкие профессионалы-технократы будут говорить правильные спичи - в воздух. Президент РБ традиционно будет разбавлять их эмоциональными эскападами. Опять - «жэстачайшэ», «кровь из носа», «во что бы то ни стало», «раздевайтесь и работайте». Снова за одним столом у президента будут представители жестко оппонирующих друг другу номенклатурных группировок. Нацбанк постарается в 272-й раз убедить отраслевых лоббистов, силовиков и главу страны в необходимости реальной борьбы с инфляцией и ликвидацией токсичных активов. Далеко не факт, что и на этот раз ему это удастся. Опасный слом денежно-кредитной политики декабря 2017г. может стать толчком очередного витка макроэкономической нестабильности. Свою линию продолжат гнуть лоббисты старой промышленности и совкового сельского хозяйства. Тревогу добавят тревожные голоса защитников строительного сектора. Тихо, в тряпочку будет помалкивать скатившийся к статусу бухгалтерии Администрации президента Минфин. Свое слабое «тяв» скажут представители социальных министерств, требуя регулирования цен, компенсаций и индексации на инфляцию. Александр Лукашенко, как и подобает главе ЗАО «Беларусь», будет по только ему известной матрице распределять блага, ресурсы, льготы и деньги.

Не обойдется без аврала и штабов на посевную и уборочную. Логика VIP-номенклатуры предполагает периодические посадки чиновников и «красных» директоров. Они тоже будут, потому как борьба с коррупцией - это процесс, а не результат. Фрейм экономического правления традиционно будет поделен совещаниями, взбучками, посланиями и обращениями по поводу зарплаты, занятости, инвесторов, кредиторов, зажимания поясов и дисциплины.

В феврале подобьют итоги 2017г. Вопреки науке и фактам Совмин попытается «продать» президенту мысль о том, что показатели V пятилетки все еще выполнимы. Потом посевная и словесная экзекуция тем, кто не подготовил технику и землю к новому сельхозциклу.

Весной нас ждет традиционное послание президента, где он воспроизведет привычные пассажи о независимости, братстве с Россией и одновременно о противниках Союзного государства и братской Беларуси среди российского правительства и олигархов. Наверняка прозвучат пассажи о претензиях Беларуси на «Хельсинки-2» и готовности идти на равное партнерство с ЕС и США. Летом нас ждет традиционная, ставшая хронической битва за урожай в миксте с военно-патриотической риторикой. Осенью эфир будут забивать хроники уборочной, спасение рядового Колоска и сержанта Бульбы.

Никуда не денется тема о тунеядцах, 500-долларовой зарплате, повышении тарифов на ЖКУ и топливо. Вероятно, получат под хвост близкие к банкротству строительные организации и промышленные предприятия. После этого большинство из них получит очередную порцию господдержки и 29-е китайское предупреждение, что «на этот раз - это последний раз».

ТЯГОМОТИНА, ПРОКРАСТИНАЦИЯ И ОППОРТУНИЗМ

Нас ждет очередной год номенклатурной тягомотины, управленческой прокрастинации и краснодиректорского оппортунизма. Номенклатурные кланы глубоко изучили и прекрасно адаптировались к стилю руководства Лукашенко. Они читают его, как открытую книгу, поэтому при десятках контрольных органов, тысячах идеологов и восьми спецслужбах местные и отраслевые номенклатурные начальники продолжат лихо закручивать свои коммерческие проекты, захватывать частную собственность, осваивая бюджетные ресурсы и выкачивая оставшиеся ценности из казенных госпредприятий. Особенно поднаторела вертикаль на рынке недвижимости, госзакупок и канализации внешних кредитов в номенклатурные инвестиционные проекты. Она сама пишет и проталкивает такие нормативные акты, которые наделяют бюрократов и их партнеров из силовых и судебных органов ничем не ограниченной властью интерпретации.

В 2018г. вертикаль продолжит монетизировать этот нематериальный ресурс, жонглируя перед носом у президента причинами неудач в социальной, инвестиционной, производственной и денежно-кредитной сферах. Ничего оригинального в списке причин и стрелочников мы не увидим. Неправильные цены на нефть, слишком дорогой газ, несговорчивый Кремль/«Газпром», непонятливые инвесторы, неблагодарные предприниматели (после декрета N7), нерадивые чиновники, аморальные спекулянты и враги Cоюзного государства.

ТРИ ГЛАВНЫХ ЛОББИСТА 2018Г. И ИХ ПАТРОН

План подготовки законопроектов на 2018г., утвержденный президентом и Совмином, убеждает, что институт независимого суда в Беларуси не появится, конфликт интересов в органах госуправления не ликвидируется и декриминализации экономической деятельности не произойдет. Чиновники будут заняты охраной болот, персональными данными, платежными услугами, трансплантацией органов, географическими указаниями, рекламой и хозяйственными обществами. Еще будет немного о естественных монополиях, инновационной политике и госслужбе. Будет также закон о бюджете, статус которого низвели до уровня расхожей номенклатурной писульки, которую можно поменять в любой удобный исполнительной власти момент.

Если судить о стране только по повестке дня законодательного органа и проектам документов правительства, то можно подумать, что Беларусь - вполне себе развитое государство с устойчивыми, качественными институтами развития. Там подправить, в другом месте скорректировать - и все.

В 2018г. Беларусь окажется в искусственно навязанной номенклатурой повестке дня. Ее нельзя назвать реформаторской или просоветской, т.е. укрепляющей Госплан. Это повестка дня трех главных лоббистов: 1) VIP-номенклатуры местного и национального уровня; 2) силовиков и правоохранительных органов и 3) избранных «красных» директоров, осваивающих бюджетные и кредитные деньги в рамках государственных и так называемых инновационных программ. Для этих субъектов 2018г. по-любому будет хорошим, ведь они не несут персональной ответственности за свои ошибки. Они прекрасно подготовились к осуществлению контроля за экономикой и поведением самого президента. Они зарабатывают свое на рецессии, инфляции и девальвации. Они получают свое в условиях кредитного стимулирования, импортозамещения и освоения внешних кредитов. Путем хитрых комбинаций, информационных манипуляций, идеологического шаманства эта лоббистская тройка убедила Лукашенко сделать ставку именно на них. Без них он не представляет, как управлять экономикой и страной.

Отказаться от услуг чиновников типа Михаила Мясниковича, Владимира Семашко, Владимира Андрейченко, Игоря Карпенко, Василия Жарко или Михаила Русого он не может. Как не может разрешить настоящий народный контроль над местными чиновниками.

С одной стороны, местные номенклатурные междусобойчики являются рассадниками коррупции, шлагбаумами для предпринимательства и сильными раздражителями населения. С другой - именно они не задают лишних вопросов верхам и гарантируют 100-процентную политическую лояльность. Нельзя сказать, что эта троица тянет нас в далекое прошлое. Она направляет нас на скользкий путь узаконенного регионального олигархата, в долговую ловушку и потерю единого экономического и правового пространства.

Пока еще не российский путь. Явно не путь украинский. Уже не белорусский, который чисто советский. Точно не немецкий или сингапурский. Скорее всего, это путь местечковый, мелкотравчато номенклатурный. Там урвут, того придушат, тому дадут, от другого заберут - суета и маета людей, которые стараются выглядеть бодрячками, но давно уже потеряли стратегические ориентиры.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В 2018Г.: ОЦЕНКА ЧЕТЫРЕХ БЕЛОРУССКИХ ЭКОНОМИСТОВ*

Показатель

Леонид Заико

Ярослав Романчук

Андрей Карпунин

Антон Болточко

Консенсус- показатель четырех экспертов

ВВП, % роста

4,0

0,7

2,0

1,9

2,15

ВВП, в $ млрд.

45,0

44,2

57,0

48

48,6

Инфляция, % (декабрь к декабрю)

9,0

12,3

6,0

9,1

9,1

Экспорт товаров и услуг, % изменения

9,0

-1,9

14,0

10,6

7,9

Сальдо текущего счета платежного баланса, % ВВП

0,0

-5,8

-0,3

-3,5

-2,4

Зарплата в $ на конец года по текущему курсу

480

345

335

477

409

Курс BYN/$ на конец периода

BYN2,15/$

BYN3,2/$

BYN2,3/$

BYN2,3/$

BYN2,49/$

Курс $/евро

$1,16/ˆ

$1,04/ˆ

$1,35/ˆ

$1,2/ˆ

$1,19/ˆ

Цена барреля нефти в $ на конец года

72

52

75

73

68

* Леонид Заико, руководитель Аналитического центра «Стратегия»; Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса;
Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров; Антон Болточко, экономист «Либерального клуба»

 






Добавить комментарий
Проверочный код