Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чего вы ждёте от 2018г.?
ухудшения экономической ситуации в стране
зарплаты в BYN1000
прибавления в семье
массовых акций протеста
смены власти в стране
эмиграции
новых взяток
айфона последней модели
открытия собственного бизнеса
№50 (1126) 26 декабря 2017г. Тема недели

Прорыв в прорву

09.01.2018, Сергей Филатов

Выходя на прорывные позиции по майнингу, токенам и блокчейнам, правительство РБ никак не может выполнить простую задачу, поставленную президентом еще 15 лет назад, - вернуться к страхованию образца советских времен. В этом плане Минфин заслуживает порицания. Хотя, безусловно, старается. Еще несколько лет назад, публикуя рэнкинг белорусских страховщиков по сбору страховой премии, «БелГазета», дабы не перегружать читателя цифрами, намеренно сужала список до топ-15 из общего числа из 23 компаний. А поскольку на сегодня на страховом рынке их осталось всего 16, то получается, что и сужать-то нечего.

Прорыв в прорву
  Фото: рисунок Василия Почицкого

Закачав сотни миллионов евро в уставные капиталы основных государственных страховщиков, государство установило соответствующую планку в 5 млн. евро как минимальный размер уставного капитала, который должен был быть обеспечен к маю уходящего года. Преодолеть столь высокую финансовую планку за счет только капитализации прибыли (даже чисто теоретически) не удалось ни одному из частных страховщиков, что вызвало закономерный вопрос у учредителей: а на кой черт он нам нужен, такой бизнес?

Так что если мы говорим о количественных показателях рынка страхования в уходящем году, то существенные изменения произошли только в количестве самих страховщиков.

Что до сборов премии, то с уверенностью можно предположить: показатели сборов премии, равно как и чистая прибыль, останутся на прошлогоднем уровне, а легкий прирост, исчисленный в белорусских рублях, с легкостью компенсируется небольшим падением сборов, исчисленным в тех же американских долларах.

Если 4 года назад сборы по рынку составлял $750 млн., то в прошлом году недотянули и до $500 млн., примерно такая же цифра ожидается и по итогам нынешнего года.

Несмотря на то, что в численном соотношении государственные /полугосударственные и частные страховщики сравнились, доля последних в общем страховом пироге неуклонно снижается - сегодня общие сборы частников едва ли составляют 15% от сборов их более удачливых государственных коллег. И эта доля неуклонно снижается на протяжении последних лет.

Если судить по объективным экономическим показателям, то эксперимент бывшего помощника президента Сергея Ткачева с огосударствлением страхового сектора полностью провалился. Собирать взносов меньше, чем размер не то что собственного, но и уставного капитала, - такой ROI (return of investments)  у нас наблюдается разве что в сельском хозяйстве. Казалось бы, в такой ситуации необходимо принимать некие радикальные меры по исправлению ситуации, тем более что в ряде сопредельных отраслей видны определенные подвижки.

Ключ к пониманию политики государства в страховании можно найти в программной статье Ивана Шунько, бывшего замминистра финансов, ныне главного редактора минфиновского журнала «Финансы, учет, аудит» под риторическим названием «Нужен ли страхованию прорыв?».

Апеллируя к Кейнсу, Шунько убедительно доказывает - не нужен, сохраняя, таким образом, пусть слегка болотистый, но теплый комфорт для подведомственных Минфину государственных страховщиков. И в этом смысле советские времена уже не за горами.

Можно было бы порадоваться тому, что в структуре видов страхования выросла доля добровольных - 56-58%. Но это все равно что радоваться оздоровлению экологии за счет того, что вся промышленность остановилась. ОСАГО достигло потолка и растет за счет курса, а обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, привязанное к зарплате, собирает меньшие взносы,  потому что и зарплата стала меньше. А доля этих двух видов в общем портфеле обязательного страхования - аж 85,7%.

Да и общее количество договоров страхования падает четвертый год подряд - c $11,8 млн. в 2013г. до $10,3 млн. в 2016г. Отрадным моментом является рост интереса населения к страхованию жизни (в т.ч. страхованию дополнительной пенсии), а также к добровольному страхованию медицинских расходов. Существенные налоговые преференции, введенные еще в 1996г., потом отмененные, потом опять введенные, наконец, заработали - правда, в большей мере для клиентуры государственных страховщиков, и пока что сдерживающим фактором является простое отсутствие средств, главным образом, на счетах потенциальных корпоративных клиентов.

Страховщикам до сих пор невыгодно продавать полисы добровольного медицинского страхования индивидуальным клиентам в силу высокой убыточности. Проблема в том, что клиент, купивший полис за счет собственных средств, рассматривает его как абонемент от медицинского центра и не успокоится, пока не получит пакет медуслуг как минимум на сумму уплаченного страхового взноса. Проще работать с корпоративными клиентами, работники которых зачастую и не знают о том, что они застрахованы, тем самым поддерживая убыточность вида на приемлемом уровне.

Обострившаяся конкуренция за место под солнцем на разрешенных для частников участков страхового рынка сильно опустила ставки по КАСКО, где за последние 3-4 года тарифы в среднем упали с 4,5-5% до 3-3,5%. Понятно, что в такой ситуации крупные компании, обеспечивающие доходность за счет обязательного страхования, в состоянии «субсидировать» свои тарифы по КАСКО, чего не могут себе позволить другие участники рынка, работающие «на пределе» Сейчас страховщики переключились на автодилеров, и на этом участке рынка конкуренция сильно обострилась.

Традиционная неприязнь государства к страховым брокерам, сформированная еще во времена отсечения частных страховщиков от обязательной автогражданки (тогда многие отвергнутые частные страховщики, имея развернутую инфраструктуру, через созданных ими брокеров стали продавать «государственные» полисы автогражданки), не угасла и поныне. Несмотря на  возросшее число непрофильных посредников в виде агентов - юридических лиц (их сейчас около 250) и свыше 9 тыс. агентов-«физиков», больше всего достается профессиональным брокерам - последнее нововведение регулятора состоит в том, что теперь брокеры фактически не могут работать с госкомпаниями.

С точки зрения продвинутого корпоративного клиента, напор предлагаемых страховых продуктов явно недостаточен, но их разработка и внедрение, требующая немалых средств, страховщикам уже не интересна.

На фоне сохраняющейся монополии на внешнее перестрахование, отсекающее страховщиков от международного рынка, желание соответствовать международным стандартам отодвигается на неопределенное время – видать, до тех пор, пока не пройдут советские времена в сознании исполнительных чиновников, призванных скорее выполнять поручения, нежели просто соображать.

СТРАХОВЫЕ СБОРЫ И ВЫПЛАТЫ (НА 1.11.2017Г., BYN)

N

Наименование страховой

Страховые

Страховые

Чистая прибыль

 

организации

взносы

выплаты

(убыток)

1

Белгосстрах

403 288 349

209 536 560

24 696 168

2

Белнефтестрах

63 971 313

32 318 626

6 223 161

3

Промтрансинвест

63 200 167

29 217 958

2 994 358

4

ТАСК

61 250 844

40 430 153

2 361 871

5

Белэксимгарант

60 382 499

21 408 391

13 874 886

6

Белкоопстрах

24 809 165

18 093 562

4 649 814

7

Белросстрах

22 825 069

12 969 965

2 672 820

8

Купала

18 759 264

6 335 839

1 986 075

9

Би энд Би иншуренс Ко

14 759 047

10 892 347

(3 019 062)

10

ЭРГО

13 942 947

10 183 456

(343 837)

11

КЕНТАВР

10 331 683

7 865 053

1 265 577

12

Имклива Иншуранс

10 103 685

1 092 752

3 717 754

13

Белвнешстрах

6 933 621

4 831 812

286 591

14

Ингосстрах

5 071 489

2 784 884

1 719 815

15

Стравита *

64 675 182

23 365 990

261 468

16

Приорлайф *

19 935 703

2 036 638

1 206 621

* - с учетом перестрахования

** - страхование жизни



Добавить комментарий
Проверочный код