Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чего вы ждёте от 2018г.?
ухудшения экономической ситуации в стране
зарплаты в BYN1000
прибавления в семье
массовых акций протеста
смены власти в стране
эмиграции
новых взяток
айфона последней модели
открытия собственного бизнеса
№50 (1126) 26 декабря 2017г. Тема недели

Аккумулятор Ильича

04.01.2018, Янка Грыль

Блокчейны, биткойны, искусственный интеллект, цифровая экономика, ИТ-страна… Любите ли вы инновации так, как любим их мы, редакция «БелГазеты»? Нет? Тогда давайте по второму кругу, пока не понравится: блокчейны, биткойны, искусственный интеллект, цифровая экономика, ИТ-страна… И заодно определим главного белорусского инноватора года.

Аккумулятор Ильича
Инновационная активность Владимира Семашко (слева) со временем, не ограничиваясь приземлёнными отраслями промсектора, вслед за Илоном Маском воспарит и в космос, и мы ещё увидим по ОНТ репортаж про то, как в первом белорусском агрогородке на Марсе вице-пр

Нет, не угадали - это не Александр Лукашенко, хотя инновационные заслуги главы государства неоспоримы. «БелГазета» предлагает на роль главного инноватора РБ в 2017г. вице-премьера Владимира Семашко.

БЕЛОРУССКИЙ ИЛОН МАСК

Многие наши читатели, особенно с гуманитарным образованием, будут яростно возражать, настаивая на другой кандидатуре - Илона Маска. В комментариях напишут, что, дескать, Маск покоряет космос и строит электромобили, а Семашко, мол, ничего не изобрел. Ну и что? Маск тоже ничего не изобрел - ни космоса, ни электромобилей, ни PayPal.

Зато как бизнесмен, как инвестор он всегда мастерски находит сектора и проекты, требующие господдержки и госучастия. Мы нередко критиковали Владимира Ильича по частным вопросам, но в целом готовы объективно признать: 1) вице-премьер Семашко - наш белорусский Илон Маск; 2) главным инноватором 2017г. стал именно он.

Кто открывал II съезд ученых РБ? А Дни белорусской науки в Москве? Загляните же в новостную ленту наконец! Беларусь планирует построить в Венесуэле новые заводы, обещает Семашко. ВВП по итогам 2017г. вырастет на 1,7%, подсчитывает Семашко. Белорусы могут принять участие в строительстве АЭС за рубежом, анонсирует Семашко. Сулит преференции резидентам «БелБиограда» снова Семашко. Планирует вложить в развитие МАЗа около $500 млн. опять Семашко. Высчитывает проектную производительность отечественных НПЗ после модернизации тоже Семашко. Прогнозирует выручку ПВТ по итогам 2017г. на уровне $1 млрд. он же, Семашко. И даже в худсовете ОАО «Камволь» заседает снова он.

Видно, что человек работает. Что бы вы делали без Семашко? Кому доверили бы модернизацию промсектора? При всех частных разногласиях с Владимиром Ильичем «БелГазета» не может не отметить его трудолюбие, упорство и мастерство инвестирования государственных средств (преимущественно в государственный же сектор экономики). Про возврат инвестиций пока не будем. Лучше про инновации.

В 2017г. инноватор вывел на рынок три, так сказать, гаджета или, если угодно, девайса: 1) зерноуборочный комбайн КСЗ-1218, один из лучших в странах СНГ в своем классе; 2) автомобиль GeelyAtlas NL3 тутэйшай сборки; 3) первые отечественные электробусы и электромобили. Да, не обошлось без шероховатостей: например, белорусы как-то приуныли, услышав, что GeelyAtlas NL3 обойдется им в $17-25 тыс. Но Владимир Ильич на днях все детально разъяснил, подбодрив и утешив распустивших нюни по соцсетям нищебродов: «В любом бизнесе есть понятие себестоимости. Мы строим заводы, чтобы создать рабочие места, родить нового налогоплательщика, чтобы людям дать более конкурентный продукт с точки зрения технических параметров, надежности, цены… Мы вам назвали цену - от $17 тыс. до $25 тыс. И это конкурентная цена по сравнению с аналогами». Здраво, аргументированно, оптимистично. Белорусского покупателя поддержат субсидиями.

Но инноватором года Семашко мы решили признать не из-за этого. Как рождаются инновации? Дано: 1) заработал автозавод СЗАО «БелДжи»; 2) скоро заработает БелАЭС. Вопрос: куда все это деть? Найден максимально инновационный ответ - развитие электротранспорта. Так сказать, встраиваемся в мировые тренды. Более того, Семашко уже проехался по российским регионам, привезя оттуда контракты на электробусы. И внутренний рынок не обидел.

Справка «БелГазеты». В Минске на 2 маршрутах уже работают 20 электробусов, что позволяет экономить 14% электроэнергии. В 2018г. столичный парк пополнится 60 электробусами.

Летом 2017г. Владимир Ильич залихватски, как Илон Маск, прокатился на электрокаре и поделился впечатлениями: «Автомобиль динамичный, разгоняется хорошо... Можно сравнить, сколько было на улицах автомобилей 30 лет назад и сколько сейчас. Это вопрос экологии. Второй вопрос экономики». В декабре в парламенте Семашко прямо назвал электрокар «транспортом будущего».

Справка «БелГазеты». Белорусский электромобиль создан Объединенным институтом машиностроения НАН на базе Geely SC7 и пока может ехать на одной зарядке около 150 км. Расчетная стоимость 100 км пробега - BYN2-3. Заряжается от 6 часов (220 В) до 3-4 часов (380 В). Мощность двигателя у первого образца - 80 л.с. При испытаниях разгонялся до 110 км/ч.

Да, характеристики пока далеки от желаемых. Да, возникнут неизбежные вопросы с инфраструктурой. Но инноватор Семашко уже ищет ответы на них: «Мы разработали зарядное устройство, делает витебский «Витязь». Это очень удобно - можно устанавливать возле домов, супермаркетов, на стоянках». «Белоруснефть» уже готова стать национальным сетевым оператором по зарядке электрокаров. Жизнь налаживается!

Одна незадача - стоить белорусский электромобиль будет раза в 2 дороже, чем GeelyAtlas NL3: только батарея «тянет» на $17 тыс. Но это вопросы ценообразования, а не инноваций.

АМЕРИКАНСКИЙ СЕМАШКО

Коллега Семашко Маск вывел в этом году на глобальный рынок Tesla Model 3. И испытал при этом чисто белорусский конфуз: выйти на прогнозные показатели почему-то не получается. Обворожительный Маск обещал произвести уже к декабрю 20 тыс. электрокаров Model 3 (5 тыс. в неделю). На практике в октябре-ноябре удалось выйти лишь на 1,5 тыс. машин в неделю. Довести производство до плановых 5 тыс. еженедельно рассчитывают к марту 2018г. Что сломало расчеты? Мощности завода Gigafactory в Неваде, производящего аккумуляторные батареи. Будь рядом с Маском наш Владимир Ильич - научил бы налаживать взаимодействие со смежниками.

Еще один сбой - на стыке маркетинга и технологий: сейчас в продукции Tesla наиболее велика доля комплектации Long Range (310 миль пробега на одной зарядке вместо стандартных 220 миль) и Premium Package. То есть мощность аккумулятора не удовлетворяет изрядную часть покупателей, они заказывают «усиленную» комплектацию, в то время как другая, большая часть приобретает базовую. Из-за того, что американский Семашко не просчитал, какому количеству покупателей нужно помощнее и подороже, а какому - как обычно, потребителям, видимо, придется ждать февраля-марта 2018г., чтобы гениальный Маск вслепую нащупал нужные пропорции для конвейера.

Справка «БелГазеты». Планы Tesla предполагали продажу свыше 100 тыс. машин по итогам 2017г. В I квартале 2017г. компания продала 25 тыс., во II - 22 тыс., в III - 26150. Для сравнения: BMW в 2017г. реализовала свыше 100 тыс. электромобилей, что на 40 тыс. больше, чем в 2016г., и рассчитывает в 2018г. на реализацию 200 тыс.

Другой долгоиграющий сюжет американского коллеги нашего вице-премьера - ежеквартальные убытки Tesla, на которые так любят ссылаться критики Маска. Новый рекорд - $671 млн. в III квартале 2017г. По подсчетам Bloomberg, каждую минуту компания впустую теряет $8000, так что в случае, если она не изыщет новых источников финансирования, аккурат к 6 августа 2018г. денежка иссякнет. Для поддержания инноваций на плаву требуется около $2 млрд. Не горюй, Илон! Есть же еще госбюджет, да и финансовый сектор можно подключить. У нас в Беларуси знаешь, сколько предприятий убыточны? Посмотри на Белстате и позвони Семашко - Владимир Ильич плохого не посоветует.

Вице-премьер, судя по всему, изучал опыт американского коллеги и, похоже, проблемные точки молодого белорусского электромобилестроения нащупал верно. Электрокары Tesla работают на пальчиковых элементах 18650 на 3,7 В, похожих на обычные батарейки АА и организованных в блоки с определенными параметрами. В Tesla S, например, таких «пальчиков» аж 7 тыс. С учетом перспективы роста производства электромобилей понадобится много, очень много лития и ряда других элементов. У Маска никаких идей на этот счет нет, разве что раньше он просто закупал батарейки в Китае, затем их поставляли со специального завода Panasonic. Не учел Илон литиево-пальчикового фактора, приходится теперь впопыхах наверстывать с помощью Gigafactory в Неваде, якобы призванной на 50% закрыть мировой спрос, но почему-то никак не закрывающей.

Семашко оказался прозорливее: «Все развивается. Будут развиваться и литиевые батареи, и суперконденсаторы. Мы ставим задачу освоить суперконденсаторы у себя». Вот, правильно, реалистичная цель. Потребность автопрома в «пальчиках» уже сказалась на ценах на литий и качестве обычных батареек, хотя благодушный Илон уверял, что литий в электрокаре - всего лишь соль в салате, ерунда.

Справка «БелГазеты». По подсчетам Bloomberg, общий объем необходимых для развития автопрома инвестиций в добычу лития и других элементов, используемых в литий-ионных батареях, колеблется в пределах $350-750 млрд. Всего за 10 месяцев 2017г. цена на литий выросла в 3 раза, превысив отметку $20 тыс. за т.; 49% мировых запасов лития сосредоточено в Южной Америке.

Как показывает опыт что Маска, что Семашко, никакого особенного секрета в электроинновациях нет: достаточно отлаженного автопроизводства с крупноузловой сборкой, как в Борисове. Не нужно изобретать электромобиль - нужно грамотно встраиваться в госпрограммы. Если, допустим, NASA отвалит вам $5,5 млрд., штат Невада - $1,3 млрд. на Gigafactory, федеральный бюджет просубсидирует 30% разработок солнечных панелей SolarCity, а штат Нью-Йорк подкинет $750 млн. на фабрику панелей в Буффало, установит арендную плату $1 и на 10 лет освободит от налогов, вы тоже волей-неволей займетесь инновациями и станете
Илоном Маском.

* * *

Пока белорусский инноватор года проигрывает Маску только по двум позициям: 1) заметно меньше денег; 2) заметно хуже пиар. Ничего, переживем - тем более, инновационную активность Владимира Ильича можно только приветствовать.

Хочется верить, что со временем она, не ограничиваясь приземленными отраслями промсектора, вслед за Илоном Маском воспарит и в космос, и мы еще увидим по ОНТ репортаж про то, как в первом белорусском агрогородке на Марсе Семашко тестирует первый белорусский электромарсоход и победоносно калькулирует его примерную цену.

 

Добавить комментарий
Проверочный код