Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чего вы ждёте от 2018г.?
ухудшения экономической ситуации в стране
зарплаты в BYN1000
прибавления в семье
массовых акций протеста
смены власти в стране
эмиграции
новых взяток
айфона последней модели
открытия собственного бизнеса
№50 (1126) 26 декабря 2017г. Радости жизни

Год хождения по водам

09.01.2018

Итоги года в кино и культуре по версии драматурга и режиссера Андрея Курейчика

«Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях», - доходчиво разъяснил Владимир Ленин в своей работе 1909г. с говорящим названием «Материализм и эмпириокритицизм». Подводя культурные итоги 2017г. в Беларуси, культурному сообществу и сочувствующим приходится говорить и о материи, причем для некоторых выраженной в весьма конкретных суммах, и об ощущениях, тоже, к слову сказать, весьма противоречивых.

Год хождения по водам
Сергей Михалок проделал путь от жёсткого критика белорусской власти до бренд-амбассадора «Белавии» и вполне себе легального панка
  Фото: kp.by

2017 МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ

Многие отмечают странные, я бы сказал, даже удивительные поветрия в этом году, словно после долгой зимы как будто потянуло весной. Еще без ручейков и капели, но «грачи» уже полетели. В разных сферах: президент вдруг встречается со своим злейшим критиком главредом «Народной воли» Иосифом Середичем, как со старым приятелем, у себя в кабинете. В государственном Театре белорусской драматургии ставят пьесу Виктора Мартиновича, да еще по госконкурсу, хотя еще совсем недавно его презентации срывала милиция. А непроходная раньше тема атомных аварий на сцене Национального театра им. Горького в спектакле «Подводники»?

В течение всего года идут концерты каких угодно, ранее запрещенных групп и исполнителей на сценах любой размерности - никаких ограничений по рекламе и продажам билетов. Разрешения и гастрольные удостоверения выдаются всем, как часы. Сергей Михалок становится бренд-амбассадором госкомпании «Белавиа» с подачи сына одиозного писателя и по совместительству директора по маркетингу авиаперевозчика Николая Чергинца, хотя еще недавно боялся въехать в страну из-за открытых уголовных дел и на чем свет последними словами крыл президента.

Что это? Куда делись приходы милиции на спектакли «Свободного театра»? Оппозиционные театралы могут так же спокойно показывать свои спектакли, как и любые другие. С каких пор стали увольнять чиновников Минкульта после жалоб независимых кинематографистов? А ведь именно такая судьба постигла начальника министерского департамента кино Ирину Белякову, с которой не продлили контракт после жалобы в Совмин создателей комедии «Party-zan фильм». А многомесячное реальное обсуждение с киносообществом указа президента о стимулировании белорусского кино? А разрешение покупать биткойны и не платить с них налог?! А отмена виз для 80 стран, несмотря на истерику российского ФСБ?! Это что?

Каждый такой факт по отдельности мог иметь место и в любой другой год. Но в 2017г. их можно наблюдать десятки, если не сотни. И все ощущения говорят о том, что начинается некая новая тенденция.

Версии три. Может быть, просто расслабились. После испуга 19 декабря 2010г., украинского Майдана и пятилетки жесткой реакции, поставившей фактический крест на надеждах сформировать хоть сколько-нибудь цивилизованную политическую систему (а как следствие, мрачный застой и в других сферах), как говорится, Александра Лукашенко «попустило». Страхи потери власти ушли, а пошли сигналы на «расслабление мышц» во всех сферах. Логика простая: зачем слишком давить, когда этого уже не требует ситуация.

Вариант второй. Именно в 2017г. принято решение омолодить и облагородить имидж власти, серьезно подпорченный разгромом оппозиции и годами «закручивания гаек». Цель - повысить рейтинг, прежде всего среди традиционно скептически настроенных к государству групп: молодежи, айтишников, бизнесменов, людей культуры, национальной интеллигенции (что весьма актуально и в ситуации все усиливающегося давления с востока). Именно поэтому идут демонстративные уступки и реверансы тем, кого еще недавно традиционно Лукашенко считал вредными и враждебными элементами. Если невозможно избавиться от имиджа диктатора как такового, то единственный вариант - стать диктатором цивилизованным, продвинутым, популярным, просвещенным, «своим».

И вариант третий, который бы меня удивил больше всего, - государство просто решило проводить адекватную политику в культурной сфере. Не потому что это нужно, чтобы обелить кого-то в глазах культурной и мировой элиты, не для имитации «цивилизованной страны», а потому, что прежние подходы просто перестали работать и в итоге привели к серьезному кризису в кино, театре, шоу-бизнесе, музыке, культурном образовании и других отраслях культуры и искусства.  Потому что советские механизмы в области культуры в условиях рынка давно переродились в нечто несуразное, а кооперация всех талантливых людей независимо от политической позиции является единственной возможностью провести хоть какую-то консенсусную реформу. Время покажет, что это было… А пока отдельно о наболевшем - о киноотрасли.

«ЕСТЬ КИНО - ГОРОД ЗОЛОТОЙ»…

#недошедевр «Следы на воде» - менее 8% окупаемости в прокате

Так хочется «апгрейдить» классическую песню Бориса Гребенщикова, когда начинаешь анализировать итоги киногода. Надо отдать должное, сфера кино оказалась самой противоречивой. С одной стороны, это должен был быть год невероятного события - окончания многолетней реконструкции монстра - киностудии «Беларусьфильм». Началась она много лет назад, денег в нее вбухано, как в космическую станцию. И вот в 2017г. - финиш. Казалось бы, рай - снимай не хочу… Но «больной» похоже не дождался новую палату: студия как юрлицо, несмотря на постоянные вливания государства, находится фактически в состоянии банкротства. Картотека, огромные долги, годами невыполняемые обязательства, коллективные письма от сотрудников, интервью отчаявшихся каскадеров, Facebook, наполненный криками возмущения происходящим на студии. Ну и «вишенка на торте» - проект «Следы на воде» - единственный представленный в прокате «Беларусьфильмом» в 2017г. Продюсер - гендиректор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев.

Документы, которые были опубликованы в Сети и подлинность которых «Беларусьфильм» не опровергает, рассказывают нам пронзительную драму. Сначала студия некрасиво «отжимает» сценарий, выигравший министерский конкурс, у белорусского режиссера Андрея Голубева (который его писал 8 лет). Затем Поршнев заключает договор с московским режиссером Егором Кончаловским на $140 тыс. (при том, что белорусские режиссеры получают $5-8 тыс. за фильм), его ассистенткой - некой Аннетой Калпачхьян еще на $60 тыс. (при среднем по рынку гонораре ассистента режиссера - $400-700).

Лента «Тум-паби-дум» Вячеслава Никифорова должна поставить перед умирающим гигантом и белорусской аудиторией новый стандарт качества нашего кинематографа

Кончаловский фильм так и не снял, сославшись на непрофессионализм и нечистоплотное поведение Поршнева, а снял все уже третий по счету режиссер Александр Анисимов и его команда за «три копейки». Кончаловский и Калпачхьян в итоге предъявили «Беларусьфильму» юридические претензии на значительную часть гонорара и, судя по всему, студия, находящаяся в огромных долгах, их удовлетворила. Фильм в результате таких передряг просто не получился, окупив в кинопрокате менее 8% своего бюджета. А на студии поговаривают, что весь доход от белорусского проката студия отдала на удовлетворение запросов только московского ассистента режиссера.

Несмотря на ремонт, в результате ряда неудачно запущенных и снятых проектов - «Следы на воде», «Автошкола», «Держись за облака» - студия фактически оказалась в худшей экономической, творческой и моральной ситуации, чем была при Владимире Заметалине, когда там снимали Кудиненко, Колбышев, Конанович. Единственное, что может помочь - это невероятный кассовый, зрительский и фестивальный успех в 2018г. фильма «Тум-паби-дум», которым начал свое художественное руководство «Беларусьфильмом» 75-летний классик белорусского кино Вячеслав Никифоров. Он должен поставить перед умирающим гигантом и белорусской аудиторией новый стандарт качества нашего кинематографа. Ждем во всех кинотеатрах.

«Party-zan фильм» - один из прорывов в коммерческом кинопрокате от компании «БезБуслоў артс»

Впрочем, в остальном для белорусского кино 2017г. оказался полезным. Одним из прорывов в коммерческом кинопрокате стала новая работа компании «БезБуслоў артс» - молодежная комедия «Party-zan фильм», которая, несмотря на эпическую схватку с теперь уже уволенной Ириной Беляковой, показала отличные результаты в белорусских кинотеатрах, как за год до этого их продемонстрировал предыдущий проект той же команды - трагикомедия «ГараШ». Замечательный фильм Юлии Шатун «Завтра» стал неожиданным открытием кинофестиваля «Листапад».

Естественно, испортить положительный тренд может только одно - готовящийся в недрах кабинета первого замминистра культуры Ирины Дриги указ президента о поддержке отечественного кино. Если он будет таким же прогрессивным и передовым, как указ Лукашенко о цифровых технологиях: с упрощением работы для белорусских кинокомпаний, налоговыми льготами, особыми условиями для найма специалистов и заключения контрактов, облегчения инвестиций в кино - можно ожидать взрывного роста киноотрасли уже 2018г. Если же это будет попытка снова закрутить гайки, фактически отодвинув продюсеров от работы в белорусском кино, навязать разрешительную систему съемок и показов и очередной раз все финансы «слить» на «Беларусьфильм» - можно с уверенностью говорить, что кризис государственного кино этого года будет казаться еще «цветочками» по сравнению с будущими потерями и скандалами.

Комментарии
  1. Керим 09.01.2018 22:56

    Кончаловский_мини известный сутяга, потренировался на белорусском кино, сейчас будет российское Историческое общество разводить. В том же составе - с подрядчицей Колпахчьян. Страсти по Зое проект называется. Скоро в карманах зазвенит, уже утвердили по рекомендации папы

  2. Теодор 11.01.2018 00:05

    Киностудия "Беларусьфильм" профессионально играет роль БЛЕФОМАНА, покуда ею не заинтересуются правоохранительные органы!

  3. Теодор 11.01.2018 00:10

    Киностудия "Беларусьфильм" удивительно долго играет роль БЛЕФОМАНА, покуда гендиректором И. Поршневым не заинтересовались правоохранительные органы...

Добавить комментарий
Проверочный код