Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Как вам решение МОК о недопуске сборной России к Олимпийским Играм в Пхенчхане в 2018г.?
Россия получила по заслугам за крымнаш и Украину
без России - это не Олимпиада
это презрение РФ к правилам и принципам Олимпийского движения
удар по Путину в преддверии президентских выборов
мерзкое политическое решение
Беларусь в знак солидарности должна отказаться от Олимпиады
№47 (1123) 5 декабря 2017г. События. Оценки

Расчехлив многовекторность

07.12.2017, Кирилл Нежданский

В Минске состоялся очередной саммит ОДКБ

Прошедший 30 ноября в Минске саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на публичном поле ничем особенным не отметился: слушали, постановили, Беларусь сдала председательство в организации (кстати, достаточно результативное) Казахстану и т.п. У Минска есть все основания быть довольным членством в ОДКБ: многого организация не требует, а кое-что дает - как в плане безопасности и оборонного сотрудничества, так и для равновесия во внешней политике.

Расчехлив  многовекторность
У Минска есть все основания быть довольным членством в ОДКБ: многого организация не требует, а кое-что даёт - как в плане безопасности и оборонного сотрудничества, так и для равновесия во внешней политике
  Фото: Getty Images

Справка «БелГазеты». Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан в Ташкенте 15 мая 1992г., соглашение о создании ОДКБ - 7 октября 2002г. Статусом членов ОДКБ обладают Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ составляют около 22 тыс. военнослужащих, миротворческие - порядка 3,5 тыс.

От официальной повестки мероприятия слегка веет бюрократическим унынием: заявление о совместном укреплении потенциала обороноспособности государств - членов ОДКБ; декларация в связи с 25-летием ДКБ и 15-летием ОДКБ; единый список организаций, считающихся террористическими; учреждение геральдического знака формирований сил коллективной безопасности; торжественное вручение экс-генсеку организации Николаю Бордюже почетного знака ОДКБ I степени. Действительно серьезные составляющие повестки саммита - это, прежде всего, соглашение о сотрудничестве в сфере информационной безопасности, совершенствование мер по противодействию незаконной миграции, продвигавшееся РБ правовое оформление института партнерства и т.п. Саммит ОДКБ в Минске прекрасно уравновешивал прошедший неделей ранее в Брюсселе саммит «Восточного партнерства» ЕС, тоже довольно удачный для РБ. Беларусь, так сказать, расчехлила и предъявила всем, включая себя саму, доказательства своей многовекторности, причем на высшем уровне. Потому Александр Лукашенко и назвал саммит «открытым и принципиальным разговором самых близких в этом мире государств». И вполне в традициях многовекторности добавил: «Ближе и роднее сидящих за этим столом, к сожалению, у нас нет. А может, и к счастью». Действительно, иногда трудно разобраться, где оно, счастье: приходится экспериментировать.

У России, похоже, нет завышенных ожиданий от ОДКБ. Во-первых, на альтернативу НАТО этот блок явно не тянет. Во-вторых, в международной политике за последнее десятилетие резко изменились представления о союзниках и блоках - отношения стали более гибкими, краткосрочными, локальными, ситуативными: на полный кошт и под безусловную защиту уже никто никого не берет. Однако для небольших стран и это по нынешним временам немало, и тут у ОДКБ есть скромные, но очевидные достижения.

«В ПЕРИОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЫ»

Почти одновременно с саммитом состоялась официальная публикация и вступление в силу в РБ ряда двусторонних соглашений по оборонному сотрудничеству. Прежде всего, это межправительственное соглашение «О совместном техническом обеспечении региональной группировки войск (сил) РБ и РФ», утвержденное постановлением Совмина РБ N212 от 21 марта 2017г. Оно регулирует взаимодействие Вооруженных Сил (ВС), Минобороны и Генштабов двух стран в рамках региональной группировки.

Справка «БелГазеты». Согласно ст.4 соглашения, техобеспечение региональной группировки осуществляется силами и средствами ВС РБ и ВС РФ «в интересах своих национальных частей региональной группировки», при необходимости - в интересах всех войск, входящих в ее состав, «с проведением взаиморасчетов за предоставленные материальные средства и услуги». То же самое касается и инфраструктуры. Ст.6 устанавливает, что «дообеспечение вооружением и военной техникой, иными материальными средствами белорусской части региональной группировки… организуется Минобороны РФ в согласованных объемах за счет имеющихся запасов ВС РФ в период нарастания военной угрозы Союзному государству (СГ) и в военное время». Ст.7 гласит, что «в период непосредственной угрозы агрессии запасы вооружения и военной техники и других материальных средств, предназначенные для российской части региональной группировки… могут перемещаться на стационарную материально-техническую базу ВС РБ».

При этом в военное время стационарная материально-техническая база ВС РБ используется совместно, но порядок такого использования регулируется отдельным соглашением. Все это достаточно актуально как с учетом опыта недавних учений «Запад-2017», так и в контексте неоднократно звучавших в последнее десятилетие призывов президента РБ помочь с техобеспечением и даже довольствием белорусской армии.

Одновременно опубликован протокол о внесении изменений и дополнения в соглашение РБ и РФ «О совместной охране внешней границы СГ в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ПВО». Значимых изменений всего два. В первую очередь, словосочетание «угрожаемый период» в документе заменено менее расплывчатым и более конкретным «периодом непосредственной угрозы агрессии», трактуемым как «период обострения военно-политической обстановки, в течение которого возникла и сохраняется угроза агрессии против одной из сторон». И еще нюанс: п.6 соглашения дополнен указанием на то, что порядок применения оружия и боевой техники дежурными по ПВО определяется законодательством стороны, на территории которой происходит применение.

В общем, эффект от военного сотрудничества с РФ - как в рамках СГ, так и в рамках ОДКБ - для официального Минска очевиден, хотя хочется, конечно, большего, начиная с «Искандеров». Другое дело, что с годами контуры этого сотрудничества могут меняться.

Скажем, узел связи «Вилейка» и радиолокационная станция (РЛС) «Волга», переданные соглашением от 6 января 1995г. в безвозмездное пользование РФ на 25 лет, по истечении этого срока вряд ли будут так востребованы россиянами, как в 1995г. 30 ноября генеральный конструктор концерна «РТИ» и системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) РФ Сергей Боев заявил: «Мы ввели в эксплуатацию три РЛС дальнего обнаружения. В соответствии с поручением президента, мы создали замкнутое радиолокационное периферийное поле России, чего не удавалось сделать ранее». Речь идет о том, что наряду с четырьмя РЛС «Воронеж», несущими боевое дежурство в Ленинградской, Калининградской, Иркутской областях и в Краснодарском крае, вступили в строй еще три - в Оренбургской области, в Красноярском крае и Алтайском крае. Ожидается и развертывание РЛС «Воронеж-СМ» в Крыму. Ранее аналогичные «Волге» объекты прекратили работу в Азербайджане, Казахстане, Украине. Так что повестку военно-технического сотрудничества следует периодически актуализировать и обновлять.

Добавить комментарий
Проверочный код