Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чего вы ждёте от 2018г.?
ухудшения экономической ситуации в стране
зарплаты в BYN1000
прибавления в семье
массовых акций протеста
смены власти в стране
эмиграции
новых взяток
айфона последней модели
открытия собственного бизнеса
№45 (1121) 21 ноября 2017г. События. Оценки

Тачка не для понтов

23.11.2017, Янка Грыль

В портфолио каждого белоруса (мужчин, женщин, детей старше 3 лет) непременно присутствует фото «Я на фоне крутой тачки моего друга». Теперь на такой фотографии о Беларуси  будет напоминать не только  ее непосредственный фигурант, вальяжно опирающийся на капот, но и сама тачка - «первый белорусский легковой автомобиль» GeelyAtlas NL3, сошедший с конвейера нового завода СЗАО «БелДжи» и презентованный лично главой государства.

Тачка не для понтов
Глава государства не только лично осуществил запуск серийного производства отечественных легковых автомобилей, но и не отказал себе в удовольствии попозировать для фотографов и операторов во всенародно любимом жанре «Я и крутая тачка моего друга»

С «БелДжи» довольно долго возились, и то, что проект наконец довели до удобоваримого вида, - это очевидный позитив. Недаром президент Александр Лукашенко, прибывший 17 ноября принимать новорожденный GeelyAtlas NL3, улыбался широко и искренне, чего
за ним давно уже не наблюдалось.

На фоне сверкающих металлом, стеклом и свежей краской машин президент произвел протокольную съемку (тем самым доказав, что ему не чужд любимый фотожанр сограждан) и произнес прочувственную речь.

Речь действительно хорошая, честная, поэтому не обойтись без обширной цитаты: «Так случилось, что наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать нам этот прекрасный завод. Поэтому, прежде всего, я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась - с помощью наших друзей из КНР и благодаря решению моего ближайшего друга, президента Китая Си Цзиньпина. От всего нашего коллектива, который здесь находится, от правительства Беларуси, от белорусского народа давайте поблагодарим Си Цзиньпина за эту великую помощь!». Здесь все прекрасно - кто о чем мечтал, кто что строил и кому за это спасибо.

Поздравляем, Александр Григорьевич! Спасибо, товарищ Си, за первый белорусский автомобиль!

Правда, ранее сообщалось, что первый автомобиль собран СЗАО «БелДжи» еще в феврале 2013г. Вероятно, первым белорусским он не считается из-за недостаточной локализации - тогда речь шла об отверточной сборке, сейчас - о серийном выпуске. С локализацией вопросов больше всего: в 2016г. правительство сообщало о планах выйти на 30% с января 2017г. и не менее 50% локализации к 1 июля 2018г. Теперь вице-премьер Владимир Семашко подкорректировал эти цифры с точностью до сотых долей процента: в 2017г., по его прогнозу, выйдут на 31,08%, в 2018г. - на 52,27%.

Сейчас выпущенные «БелДжи» авто комплектуются КПП, собираемыми в Борисове, аккумуляторами производства РБ и РФ, отечественными шинами. В перспективе Семашко рассчитывает локализовать выпуск переднего и заднего мостов, колесных дисков, систем ABS и ESP, сидений. Как показывает практика 2013-17гг., не все планы, намерения и прогнозы вице-премьера в этой области сбываются своевременно - цифры в заявлениях и пресс-релизах периодически «пляшут». Но Семашко человек настойчивый - он систематически возвращается к однажды поставленной задаче.

Справка «БелГазеты». СЗАО «БелДжи» (52,49% акций у ОАО «БелАЗ», 33,35% у китайской Zhejang Jirun Automobile Co. Ltd., 6,47% у СЗАО «Союзавтотехнологии», 4,96% у китайской CITICC International Investment Ltd., 2,7% у ОАО «БАТЭ») основано в 2011г. Специализирующееся на SKD (крупноузловая сборка) производство мощностью свыше 10 тыс. машин в год открыто на реконструированных в 2012-13гг. площадях завода «Автогидроусилитель» в Борисове. В марте 2015г. между Борисовым и Жодино начато строительство CKD-завода (мелкоузловая сборка автокомплектов) полного цикла: 118 га, 1300 человек, до 60 тыс. автомобилей в год. Сейчас персонал СЗАО «БелДжи» составляет 760 человек, средняя зарплата за октябрь - $465.

Модельный ряд предприятия за последние годы уже был неоднократно описан - это кроссоверы NL3, NL4 и седан FE3. Эксплуатационные испытания производства NL3 завершились в октябре, конвейер NL4 собираются тестировать в январе 2018г., планы по FE3 простираются до мая.

Звучавшие в былые годы обещания выйти на проектные 60 тыс. автомобилей в год (причем чуть ли не с 1 января 2017г.) благополучно отложены: реальность производства и реальность рынка сильно подкорректировали ожидания.

Но все равно президент настроен оптимистично: «Мы же будем увеличивать мощность в 2 раза. Думаю, что 60 тыс. автомобилей мы продадим и пойдем на 120 тыс. Хочу, чтобы это предприятие было рентабельным. В противном случае получится игрушка, ваша и моя, на которую будем смотреть, радоваться и продавать 10 тыс. автомобилей в год, не имея дохода».

Справка «БелГазеты». Прогнозный объем производства СЗАО «БелДжи» в 2017г. составит около 1,8 тыс. единиц. С 2018г. планируется выйти на 25 тыс. единиц в год, с 2019г. - на 35 тыс. Рентабельность производства достигается при сборке 35 тыс. автомобилей в год.

Именно за сбыт намерен в первую очередь взяться Александр ­Лукашенко. По его словам, уже разрабатывается проект указа по стимулированию спроса на продукцию СЗАО «БелДжи»: «Нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдем хорошие варианты. В ближайшее время документ выйдет».

Среди упоминавшихся вариантов - продажа в кредит с отсрочкой платежа и лизинг. Здесь, конечно, правительство можно упрекнуть в том, что оно сперва построило завод, а потом стало размышлять над сбытом продукции. Пожалуй, это так. Однако в 2013г. покупательная способность белорусов была заведомо выше, чем сейчас, что отчасти смягчает упрек.

Одним сбытовым ресурсом власти точно обладают: перед ними стоит благородная и в высшей степени увлекательная задача пересадки на автомобили СЗАО «БелДжи» госаппарата.

Глава государства отчитался о своих шагах в этом направлении: «Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили этих автомобилей, и сейчас постепенно будет идти замена - от правительства до председателя райисполкома». Вот когда все пересядете на GeelyAtlas NL3, тогда и народ вслед за вами подтянется.

Словно заправский маркетолог, Лукашенко уже озабочен продвижением продукции: «Гарантийный срок - нам надо выйти на 5 лет. Мы уже 4 года предлагаем и 100 тыс. км пробега, надо 5 лет… И каждому рабочему должно лечь в голову, что надо произвести автомобиль качественный, чтобы он мог 5 лет эксплуатироваться без проблем». Однако пока у СЗАО «БелДжи» банально отсутствует инфраструктура - как сбытовая, так и сервисная. Про поручение Совмину выстроить сервисную сеть на ­церемонии вспомнили как-то мимоходом.

Но в идеале президенту это видится так: «В каждом центре будет отдельно сколько надо места для обслуживания белорусских автомобилей, чтобы человек мог свободно пройти техническое обслуживание и, если нужно, ремонт». Но реальность, как мы знаем, отличается от идеала - пока всего этого нет.

Окрыленный успехом, Александр Григорьевич уже рассуждает не только о полной локализации производства, но и о разработке новых моделей собственными силами: «Надо создавать свое конструкторское бюро. Да, сейчас нам помогли специалисты, приехав из Швеции, из других стран. Но надо иметь своих людей. На первом этапе надо 10-13 человек иметь, которые свяжутся с нашими конструкторами с МАЗа, БелАЗа и будут потихоньку накапливать опыт, чтобы мы могли сами с нуля разрабатывать дизайн и создавать автомобили». Это правильный, хозяйский подход, нацеленный на долгосрочную перспективу. Осталось только устранить препоны и косяки, обнаруженные в кратко- и среднесрочном планировании: сроки, локализация, падение спроса, финансовые механизмы его стимулирования, отсутствие сбытовой и сервисной сети. Может, товарищ Си поможет?

Добавить комментарий
Проверочный код