Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Как вам решение МОК о недопуске сборной России к Олимпийским Играм в Пхенчхане в 2018г.?
Россия получила по заслугам за крымнаш и Украину
без России - это не Олимпиада
это презрение РФ к правилам и принципам Олимпийского движения
удар по Путину в преддверии президентских выборов
мерзкое политическое решение
Беларусь в знак солидарности должна отказаться от Олимпиады
№44 (1120) 14 ноября 2017г. Тема недели

Хиреем, но «растём»

18.11.2017, Ярослав Романчук

Диагноз белорусской экономике от несостоявшегося кредитора

Очередная миссия МВФ закончила работу в Беларуси. С 26 октября по 9 ноября была рутинная работа в соответствии со ст. IV устава фонда. По странному стечению обстоятельств сразу несколько высокопоставленных чиновников Беларуси заявили, что почти трехгодичные переговоры правительства с МВФ были совсем не по поводу кредита. Мол, и не нужен был нам этот кредит, мы просто встречались, обменивались мнениями по общим вопросам экономики, рыбалки и урожайности зерновых. Действительно, зачем кредитоваться у МВФ на $3,5 млрд. под 2,25% годовых, но с условием наведения порядка в токсичном госсекторе, если можно взять $1,4 млрд. через евробонды под 7,1% и 7,5%, но без всяких условий?

ВЫЖАТЫЙ, ВЫМУЧЕННЫЙ РОСТ С БОЛЕЗНЕННЫМИ ПОБОЧНЫМИ ЭФФЕКТАМИ

Оценки МВФ не отличаются оригинальностью. Диагноз белорусской экономике поставили уже давно. Фонд констатирует «восстановление роста, которому способствуют улучшенная бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, усиление внутреннего спроса, а также более благоприятные внешние условия».

Договорились по нефти, получили $2,7 млрд. внешних кредитов, простимулировали внутренний инвестиционный спрос - и оттолкнулись от дна. Когда экспортные цены сырой нефти выросли почти на 30%, нефтепродуктов - на 46%, черных металлов -
более чем на 26%, физический экспорт калийных удобрений увеличился на четверть, рост ВВП - на 1,7% за январь-сентябрь 2017г., резонно возникает вопрос, почему так мало.

Госдолг за первые три квартала вырос на 12%, внешний долг - на 19,5%, объем наличных рублей в обращении взлетел на 26,2%, денежная база - на 27,8%, объем потребительского кредитования прибавил 51,3%, объем кредитования -
на 6,4% (за январь-август 2017г.) - правительство обеспечило приток финансовых анаболиков, сделало инъекции традиционным номенклатурным фаворитам, а экономика выросла всего на 1,7% ВВП.

Причем выжатый всеми правдами и неправдами рост сопровождается накоплением токсичных активов, структурных искажений и сохранением порочной мотивации распорядителей и потребителей чужого. При росте долгов по выданным банками кредитам на 4,8% (по состоянию на 01.10.2017г.) объем просроченной и пролонгированной задолженности по кредитам составил BYN1868,6 млн. - вырос на 32%, до 2,4% ВВП.

ГОСУДАРСТВО ИЗМАТЫВАЕТ ЭКОНОМИКУ

По состоянию на 01.10.2017г. объем активов, подверженных кредитному риску, составил BYN40,1 млрд., что только на 0,5% меньше, чем было на 01.10.2016г. Доля проблемных активов в банковском секторе на 01.10.2017г. составила BYN5141,7 млн., за год она сократилась на 10,8%, но все равно остается на уровне 6,7% ВВП, или 12,82% активов банков (годом раньше было 14,31%). Отметим, что доля плохих активов в крупных госбанках почти не изменилась, составив на начало октября 2017г. 13,76%.

Для полноты оценки побочных, непреднамеренных последствий анаболического роста отметим состояние запасов готовой продукции. На 01.10.2017г. на складах пылилось BYN3596,2 млн., или 4,7% ВВП. За 9 месяцев т.г. складские запасы сократились только на BYN63,5 млн., на 1,7%. Это при росте промпроизводства на 6,1%. По состоянию на 1.07.2017г. неиспользуемого имущества в Беларуси было на 1865,3 тыс. кв.м, что на 11,6% больше, чем на такую же дату 2016г.

Малый и средний бизнес годами обивает пороги правительства и исполкомов, прося передать им для коммерческой деятельности неиспользуемое имущество. Директива N4 президента их к этому обязывает, но чиновникам не впервой саботировать решения и приказы президента. Не было еще ни одного случая наказания за недополученную выгоду от неиспользуемых активов, а их с каждым годом становится все больше.

От правительства не добьешься правды о качестве, т.е. о прибыльности, окупаемости львиной доли государственных инвестиционных проектов. Оно продолжает ориентироваться на валовые, а не на финансовые показатели. Александр Лукашенко, осуждая сельское хозяйство, сказал: «В первую очередь меня, конечно же, интересует финансовое состояние сельхозорганизаций. Главное - прибыль и рентабельность». Такие же требования логично распространить и на промышленность. МВФ предложил осуществить структурную модернизацию этого сектора, но Совмин категорически отказался. VIP-начальство умело забалтывает президента урожайностью, яйценоскостью, укосами и приплодами, а надо бы объяснить состояние использования производственных мощностей промышленных предприятий. В этих активах «закопаны» десятки миллиардов долларов. Если в 2005г. по цементу было использовано 100% мощностей, то на начало 2017г. - только 75%, по тракторам было 84%, стало 41%, станкам для металлов было 62%, стало 41%, грузовым автомобилям было 87%, стало 19%, мотоциклам было 15%, стало 2%.

МВФ внимательно мониторит состояние структуры белорусской экономики. Он видит ее уязвимости: «Формирующиеся под влиянием государства перекосы в распределении ресурсов по-прежнему ведут к снижению экономической эффективности и созданию больших квазифискальных обязательств, оказывая давление на денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику и ограничивая среднесрочные перспективы экономического роста. Официальным органам настоятельно рекомендуется использовать нынешнее восстановление экономического роста и улучшение внешних условий для реализации углубленных и ускоренных институциональных и структурных реформ, чтобы заложить основы для повышения темпов экономического роста при одновременном сокращении факторов уязвимости и сохранении стабильности».

ПЕРСПЕКТИВА ПОПАСТЬ В СТАГНАЦИОННУЮ ЛОВУШКУ

МВФ не видит у Беларуси перспектив быстрого экономического роста. В среднесрочной перспективе ВВП будет расти на 2%. Плохая демография, вялый кредитный рынок, отставание по производительности и конкурентоспособности - в таком состоянии без структурных, системных изменений стагнация нам гарантирована.

МВФ перечисляет те тонкие места, где обрывается экономический рост: «Нагрузка, связанная с внешним и госдолгом, высока. Международные резервы значительно выросли в 2017г., но по-прежнему находятся ниже безопасных уровней. Балансы предприятий и банков оказались ослаблены в результате девальвации и рецессии. За некоторыми исключениями, сектор, в котором доминирующее положение занимают госпредприятия, остается неэффективным и нуждается во вливании средств из бюджета, по-прежнему тормозя экономический рост. Товарные рынки и рынок труда остаются негибкими, а роль частного сектора относительно мала».

Эти проблемы косметическими мерами не решишь, набором постановлений Совмина не ликвидируешь. МВФ считает, что «среди официальных органов растет признание имеющихся структурных недостатков экономики». Действительно, признаки понимания реальной ситуации налицо, но их материализация в конкретных актах законодательства идет черепашьими темпами.

Фонд «рекомендует проведение реформ реального сектора более быстрыми темпами для повышения устойчивости экономики к шокам и улучшения перспектив роста и конкурентоспособности». Промедление не лечит старые структурные раны, а лишь усугубляет положение. Это приводит «к необходимости дальнейшего вмешательства государства в распределение ресурсов, что создает побочные эффекты для финансового сектора и государственного долга, а также оказывает давление на денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику».

РЕКОМЕНДАЦИИ ФОНДА

МВФ предлагает «принять комплексную стратегию значительного увеличения эффективности госпредприятий и уменьшения давления квазифискальных факторов».

За этим предложением не стоит ничего радикального. Сам Лукашенко неоднократно требовал выполнения схожих рекомендаций.

Во-первых, требуется улучшение корпоративного управления, чтобы госпредприятия перестали быть бюджетными пылесосами по выкачиванию денег налогоплательщиков. Фонд предлагает установить четкие критерии для сохранения госсобственности или приватизации и ликвидировать нежизнеспособные предприятия.

Вроде бы здравый смысл подсказывает: не умеешь управлять - продай. Однако правительство никак не наберется смелости признать очевидное. В белорусской экономике более трети промышленных предприятий, более половины строительных и сельхозорганизаций без господдержки нежизнеспособны. Без отсечения их от здоровой части экономики не выполнить ни рекомендации МВФ, ни планы V пятилетки. Фонд справедливо рекомендует «отменить целевой показатель по ежемесячной зарплате, который должен быть достигнут к концу 2017г., вместо чего позволить предприятиям корректировать зарплату в зависимости от производительности труда».

Вслед за миллионами белорусов МВФ рекомендует отменить «налог на социальное иждивенчество». Вполне разумна рекомендация заменить перекрестное субсидирование тарифов на ЖКУ на адресные субсидии нуждающимся.

Серьезное предупреждение звучит по бюджетной политике. «Прогнозируется, что уровень дефицита бюджета в более широком определении, охватывающем сектор органов госуправления, финансирование строительства АЭС и другие забалансовые операции, вырастет до 5-5,5 процента ВВП в течение 2018-2019 гг. Прогнозируется, что долг сектора органов государственного управления в широком определении (включая гарантии органов сектора госуправления) достигнет около 59% ВВП в 2019г.».

Беларусь еще никогда не имела такого большого дефицита бюджета. Если он действительно будет таким, то об экономическом росте даже в 2% ВВП можно будет забыть. V пятилетка уже провалена, а в случае негативного воздействия внешних обязательств вся страна будет работать, чтобы избежать дефолта по тем кредитам, которые были бездарно проедены за последние 10 лет. Не исключено не только сокращение зарплаты бюджетникам, но также введение новых налогов.

К сожалению, ни в рекомендациях МВФ, ни в программах белорусского правительства нет самой главной рекомендации по быстрому выходу Беларуси из стагнационной ловушки.

Игнорирование словосочетания «экономическая свобода» объединяет МВФ и Совмин. Никакие они не непримиримые антагонисты. Будь белорусские власти чуточку гибче и прагматичнее, они бы давно получили вожделенные $3,5 млрд. кредита от МВФ - и продолжили бы на эти деньги совершенствовать все ту же модель Совок/Госплан

Добавить комментарий
Проверочный код