Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№43 (1119) 08 ноября 2017г. Тема недели

Гонка по наклонной

10.11.2017, Ярослав Романчук

Doing Business-2018: низко висящие фрукты закончились

Рейтинг Doing Business (Ведение бизнеса) превратился в своеобразное соревнование тщеславия правительств и президентов развивающихся стран. Ни его авторы, ни Всемирный банк не ожидали такого отношения к обыкновенному набору субъективно выбранных факторов оценки делового климата.

Гонка по наклонной
  Фото: рисунок Василия Почицкого

Политики и чиновники посчитали, что параметры индекса - это и есть чуть ли не все самое главное, что нужно для предпринимателя. И пошли политические приказы: «Войти в пятидесятку, а потом в топ-30 лучших стран мира». Получилось что-то вроде соцсоревнования: отчитаться, поставить галочку, бросить предпринимателям «вы просили прогресса в реформах бизнес климата - вот, получите». А самим продолжать рулить львиной долей активов, канализировать половину ВВП по номенклатурным программам, ограничивать конкуренцию жестким протекционизмом и притворяться, что суды у нас независимые, монополисты - справедливые и условия работы на рынке для всех равные.

ОЧЕВИДНЫЕ ВЫГОДЫ

Авторов доклада, очевидно, так достали вопросами по методологии, что они решили указать, чего нет в индексе легкости ведения бизнеса. В нем нет оценки качества институтов, которые влияют на развитие бизнеса, макроэкономической стабильности, качества финансовой системы, качества рабочей силы, коррупции, безопасности, степени защиты частной собственности, а также уровня торгового протекционизма или степени независимости судебной системы. «Doing Business не пытается количественно оценить все издержки и выгоды конкретного регуляторного акта для общества в целом. Индикаторы по уплате налогов измеряют ставку налога, которая сама по себе характеризует издержки бизнеса. Однако эти индикаторы не измеряют и не должны измерять выгоды от социально-экономических программ, которые финансируются за счет налогов», - предупреждают авторы доклада.

Справка «БелГазеты». В 15-м по счету докладе Doing business Всемирный банк оценил качество 11 параметров деловой среды 190 стран. За прошедшие 15 лет более 43 тыс. экспертов работали над сбором и обработкой большого массива данных. В рейтинг включены 10 факторов. Показатель «регулирование рынка труда» пока остался за рамками. В 119 странах было зафиксировано улучшение законодательства; 79,8% из них сделали как минимум одно улучшение второй год подряд, а 64,7% делают это уже 3 года подряд.

Ликвидация барьеров для ведения бизнеса является важным способом повышения производительности труда: «Например, изучение Индии показало, что неэффективное лицензирование и высокие регуляторные барьеры приводят к ошибкам в аллокации ресурсов, что приводит к уменьшению производительности всех факторов производства, поскольку эффективные компании не могут добиться для себя оптимального размера, а неэффективные остаются на рынке. Исследование показывает, что ликвидация таких барьеров увеличила бы производительность всех факторов производства на 40-60%».

В Евросоюзе скрытые налоги на капитал сокращают средний размер компании на 20%, выручку в целом на 8,1%. Еще одно исследование показывает, что улучшение качества закона о банкротстве в отдельных развитых странах ОЭСР позволило бы увеличить общую производительность примерно на 30%. Это мощные аргументы в пользу дерегулирования, дебюрократизации и сокращения налогового бремени и транзакционных издержек.

ЛИДЕРЫ И БЕЛАРУСЬ

С июня 2016г. по июнь 2017г. зафиксировано 264 реформы. Самые популярные из них - в создании предприятий, получении кредитов и в международной торговле. Лидерами по реформам стали среди прочих Косово, Индия, Узбекистан, Замбия и Нигерия. «Европа и Центральная Азия продолжают оставаться регионом с наибольшим количеством стран, которые осуществили, по меньшей мере, одну реформу: 79% стран этого региона осуществили хотя бы одну регулятивную реформу», - сообщается в докладе.

Справка «БелГазеты». Лидерами в DB-2017 стали Новая Зеландия (1-е место), Сингапур (2), Дания (3). Следом за ними плотной группой идут Гонконг, Южная Корея, США, Британия, Норвегия и Швеция. Впервые Грузия вошла в топ-10 лучших стран мира, заняв 9-е место. Высокое 12-е место сохранила Эстония. Литва поднялась с 21-го на 16-е, Латвия опустилась с 14-го на 19-е. Польша переместилась с 24-го на 27-е место.

В рейтинге Беларусь оказалась на 38-м месте из 190 стран. В прошлом году мы были на 37-м месте - слегка опустились вниз, но по такому параметру, как «расстояние до лидера» (он показывает, сколько не хватает до теоретически лучшего в мире) Беларусь прибавила 0,55 пункта. В рейтинге DB-2018 у нас 75,06. У лучшей в мире страны - Новой Зеландии - 86,55, т.е. до идеала не хватает 13,45 пункта.

Этот показатель достаточно красноречиво показывает, с какой скоростью белорусское правительство улучшает параметры делового климата. Это как в беге на 10 км. Есть мировой рекорд. Это идеал, а есть лучший результат в мире в данном сезоне. Одно дело отстать от лидера на секунду или десять, другое - на 5 минут. Если брать параметры рейтинга, то нам до топ-30 рукой подать, а вот если оценивать другие параметры деловой среды, то здесь у нас еще непаханое поле.

Беларусь немного приблизилась к идеалу, но другие страны в 2016-17гг., особенно в топ-50, добавили больше. Поэтому наша страна в общем пелетоне потеряла одну позицию.

А вот как вели себя наши основные региональные конкуренты. Литва прибавила 1,05 пункта, оказавшись на 16-м месте в мире. Польша добавила 0,18%, заняв 27-е место. Россия впервые оказалась выше Беларуси, улучшив свой показатель на 0,81 пункта, заняв 35-е место. Казахстан тоже нас опережает - на 36-м месте (+1,06). В спину нам дышит Молдова (44-е место, +0,2), Армения (47-е место, +0,59) и Азербайджан (57-е место, +3,12). Украина заметно отстает - 76-е место, добавив всего 1,9 пункта. В прошлом году Украина была 80-й - ее номенклатурный олигархат больше заинтересован в своем бизнесе, чем в процветании всей страны.

Рейтинг DB - это далеко не все параметры делового климата. Но даже по ним у белорусского правительства в 2016-17гг. случился застой.

1. Создание предприятий. В DB-2018 Беларусь на 30-м месте, в DB-2017 была на 31-м.

2. Получение разрешений на строительство. В DB-2018 Беларусь оказалась на 22-м месте, в DB-2017 - на 28-м. Хороший шаг вперед.

3. Подключение к системе электроснабжения. В DB-2018 Беларусь на 25-м месте, в DB-2017 - на 24-м. Топтание на месте.

4. Регистрация собственности. В DB-2018 Беларусь заняла 5-е место, в DB-2017 была на 5-м. Хорошая позиция.

5. Получение кредитов. В DB-2018 Беларусь на 90-м месте, в DB-2017 была на 101-м. Небольшое улучшение, но здесь еще непочатый край работы.

6. Защита миноритарных инвесторов. В DB-2018 Беларусь на 40-м месте, в DB-2017 была на 42-м. Топтание на месте, что в условиях де-факто отсутствия фондового рынка не является сколь-нибудь важным.

7. Налогообложение. В DB-2018 Беларусь на 96-м месте, в DB-2017 - на 99-м. Топтание на месте. Это критически важный для Беларуси показатель. Совокупная налоговая нагрузка (как % валовой прибыли) в DB-2018 составила 52,9%, в DB-2017 - 54,8%. При этом по нашему региону средний показатель составляет 33,1%, в развитых странах ОЭСР - 40,1%. Налоги были и остаются нашей болью, фактором, который резко снижает конкурентоспособность производителей товаров и услуг. Для сравнения: в Казахстане этот показатель составляет 29,2%, России - 47,3%, Польше - 40,5%, Дании - 24,2%.

8. Международная торговля. В DB-2018 Беларусь на 30-м месте, в DB-2017 - на 30-м. Топтание на месте.

9. Обеспечение исполнения контрактов. В DB-2018 Беларусь на 24-м месте, в DB-2017 была на 27-м. Небольшое шевеление.

10. Разрешение неплатежеспособности. В DB-2018 Беларусь на 68-м месте, в DB-2017 - на 69-м. Топтание на месте.

* * *

Очевидно, что белорусские власти уже сорвали все низко висящие фрукты, т.е. провели легкие реформы, не затрагивающие природу сдерживающих развитие институтов и укладов. Чтобы двигаться, нужно сделать прыжок вперед, в первую очередь по налогам и кредитам. Без полноценного института частной собственности и финансовой системы, качество которых индекс Doing Business не оценивает, движение вперед в условиях обостряющейся конкуренции и растущего давления со стороны новейших технологий IV промышленной революции невозможно.

РЕЙТИНГ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН МИРА ПО ИНДЕКСУ ЛЁГКОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА, DOING BUSINESS­-2018


Место Страна Открытие  бизнеса   Получение  разрешения  на  строительство Получение  электричества   Регистрация  прав  собственности Получение  кредита Защита  миноритарного  инвестора Уплата  налогов Внешняя  торговля Обеспечение  исполнения  контрактов Разрешение  неплатеже­способности  
в
DB­17
1. Н.  Зеландия 1 3 37 1 1 2 9 56 21 32
2. Сингапур 6 16 12 19 29 4 7 42 2 27
3. Дания 34 1 16 11 42 33 8 1 32 7
4. Ю.  Корея 9 28 2 39 55 20 24 33 1 5
5. Гонконг 3 5 4 55 29 9 3 31 28 43
6. США 49 36 49 37 2 42 36 36 16 3
7. Британия 14 14 9 47 29 10 23 28 31 14
8. Норвегия 19 21 23 14 77 10 28 22 8 6
9. Грузия 4 29 30 4 12 2 22 62 7 57
10. Швеция 13 27 6 9 77 29 27 18 36 16
11. Македония 22 26 53 48 12 4 29 27 35 30
12. Эстония 12 8 41 6 42 76 14 17 11 44
16. Литва 27 12 33 3 42 43 18 19 4 70
17. Ирландия 8 30 35 40 42 10 4 47 98 17
19. Латвия 21 49 62 22 12 43 13 25 20 53
20. Германия 113 24 5 77 42 62 41 39 22 4
27. Польша 120 41 54 38 29 51 51 1 55 22
30. Чехия 81 127 15 32 42 62 53 1 91 25
31. Франция 25 18 26 100 90 33 54 1 15 28
34. Япония 106 50 17 52 77 62 68 51 51 1
35. Россия 28 115 10 12 29 51 52 100 18 54
36. Казахстан 41 52 70 17 77 1 50 123 6 39
38. Беларусь 30 22 25 5 90 40 96 30 24 68
44. Молдова 23 165 80 20 42 33 32 35 62 65
46. Италия 66 96 28 23 105 62 112 1 108 24
47. Армения 15 89 66 13 42 62 87 52 47 97
57. Азербайджан 18 161 102 21 122 10 35 83 38 47
76. Украина 52 35 128 64 29 81 43 119 82 149
77. Кыргызстан 29 31 164 8 29 51 151 84 139 119
78. Китай 93 172 98 41 68 119 130 97 5 56

РАССТОЯНИЕ ДО ЛИДЕРА ПО ИНДЕКСУ ЛЁГКОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА-2018 (ЛИДЕР = 100%)



Страна DB­2006 DB­2008 DB­2010 DB­2011 DB­2012 DB­2013 DB­2014 DB­2017 DB­2018
Н.  Зеландия 88,62 88,53 87,98 88,24 88,26 88,65 88,65 87,01 86,55
Сингапур 89,8 90,13 90,68 91,4 91,35 91,39 92,21 85,05 84,57
Дания 79,57 82,75 83,58 84,89 85,09 85,13 85,16 84,87 84,06
Ю.  Корея   74,48 75,86 81,12 81,38 82,7 83,53 83,74 84,07 83,92
Гонконг 83,75 85,64 88,65 88,99 89,61 89,69 89,13 84,21 83,44
США 83,95 83,46 84,57 84,59 84,54 83,96 83,99 82,45 82,54
Британия   82,02 81,91 82,67 83,49 83,62 83,66 83,52 82,74 82,22
Норвегия   81,52 81,61 81,82 81,96 81,98 83,06 83,16 82,82 82,16
Грузия 48,44 65,83 73,62 76,09 78,64 80,83 81,07 80,2 82,04
Швеция 77,82 79,36 82,07 83,57 83,2 82,84 82,96 82,13 81,27
Македония     63,3 63,66 66,87 70,15 74,21 81,74 81,18
Эстония 72,97 74,26 74,63 74,86 74,45 74,12 75,24 81,05 80,8
Литва 71,84 72,49 72,7 72,75 73,39 73,54 75,79 78,84 79,87
Латвия 67,55 70,9 70,46 71,02 74,44 74,57 75,77 80,61 79,26
Германия   77,34 78,2 79,95 79,91 80,05 79,7 79,97 79,87 79
Польша 57,56 60,15 63,06 64,85 65,5 71,05 71,96 77,81 77,3
Чехия 57,6 60,72 59,83 64,12 64,56 65,7 66,46 76,71 76,27
Франция 62,62 67,95 71,22 71,73 71,76 71,92 71,97 76,27 76,13
Япония   76,91 77,68 78,49 78,66 78,7 78,62 78,6 75,53 75,68
Россия 49,91 54,74 52,88 52,37 55,06 56,58 61,95 73,19 75,5
Казахстан 48,36 52 57,27 59,53 62,28 62,22 62,64 75,09 75,44
Беларусь 41,14 44,37 53,47 55,79 60,83 64,07 65,58 74,13 75,06
Молдова 54,55 56,3 57,48 58,24 61,42 62,3 64,51 72,75 73
Италия   63,88 63,5 64,96 65,33 65,68 66,59 67,38 72,25 72,7
Армения 56,22 60,72 60,39 61,04 63,32 67,74 68,21 73,63 72,51
Азербайджан 49,02 50,78 58,96 59,02 60,06 60,57 61,53 67,99 70,19
Украина 38,17 41,18 43,28 46,21 46,67 50,97 58,44 63,9 65,75
Кыргызстан 44,91 47,37 56,88 60,12 59,28 60,39 61,86 65,17 65,7
Китай 44,98 52,11 58,17 58,97 59,18 60,18 61,51 64,28 65,29



Добавить комментарий
Проверочный код