Воскресенье, 19 Ноября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Минск готов отправить своих миротворцев на Донбасс, если «это будет приемлемо всем заинтересованным сторонам, для того, чтобы участвовать в решении миротворческих задач», - заявил глава МИД РБ Владимир Макей. А вы готовы стать миротворцем?
да, уже иду записываться в военкомат
нет, не хочу стать «цинковым мальчиком»
да, если много заплатят
да, надо помочь России очистить Украину от бандеровцев
нет, пусть туда едут дети топ-вертикальщиков
№42 (1118) 31 октября 2017г. Экономика

Прогнозы - занозы

04.11.2017, Ярослав Романчук

Наивность и прагматизм международных организаций в Беларуси

В октябре 2017г. на будущий год Международный валютный фонд (МВФ) спрогнозировал рост экономики Беларуси на 0,7% ВВП в этом и следующем году. В этом же месяце Всемирный банк (ВБ) в докладе «Миграция и мобильность. Новая оценка экономической ситуации в Европе и Центральной Азии» предсказал рост экономики в т.г. на 1,8% ВВП, в следующем - 2,1%, в 2019г. - 2,4%. ВБ существенно улучшил прогноз по Беларуси: в декабре 2016г. он прогнозировал продолжение рецессии - минус 0,9% ВВП с выходом на минимальный рост в 1,1% в 2018г. Осенью 2016г. МВФ в отношении белорусской экономики тоже был гораздо пессимистичнее, прогнозируя падение ВВП на 0,5% в 2017г. и рост в 1,8% в 2018г. То ли аналитические, прогностические инструменты МВФ и ВБ затупились, то ли в Беларуси и регионе произошло нечто такое, что не учли международные организации.

В октябре по сравнению с маем 2017г. корректировка экономического роста региона «Европа и Центральная Азия» (ЕЦА) в сторону повышения составила 0,3 п.п., до 2,2% ВВП. Причем темпы роста экспорта в нашем регионе оказались выше среднемировых. Относительно благоприятный прогноз развития основан на снижении инфляции, безработицы и невысоких бюджетных дефицитах. При благоприятном развитии циклических явлений самое время ускорить структурные реформы. Без них адаптация к низким ценам на сырьевые ресурсы будет неполной.

В банковском секторе зияют серьезные уязвимости, особенно в тех странах, которые прямо или косвенно были завязаны на сырьевой экспорт. Как пишут эксперты ВБ, «падение цен на нефть в определенной степени сократило ожидаемые выгоды от Евразийского экономического союза».

Экономисты ВБ отметили любопытную закономерность. В «жирные» 7 лет до финансового кризиса 2007г. (2001-07гг.) страны Центральной Европы росли в среднем на 4,7% в год, что в 2 раза выше, чем страны Западной Европы (2,3% ВВП). В течение 7 лет после кризиса (2011-17гг.) они также росли в 2 раза быстрее: 2,5% против 1,3%. По мнению ВБ, такая же пропорция сохранится и в будущем.

Так получилось, что Беларусь выбивается из этого тренда как в период до кризиса, так и после него. Если до 2007г. из-за ряда весьма благоприятных обстоятельств экономика РБ росла быстрее, чем наш регион, то в период 2011-17гг. с учетом прогноза ВБ в 2017г. в 1,8% среднегодовые темпы роста ВВП составят 0,8%. Это значит, что Беларусь, пытаясь войти в одну и ту же реку дважды, росла темпами примерно на 40% ниже, чем даже развитые страны Евросоюза. Без смелых системных и структурных реформ страна уверенно попадает на траекторию превращения в аутсайдера региона.

ПРОБЛЕМЫ БЕЛАРУСИ ГЛАЗАМИ ВБ

ВБ и МВФ едины в диагностике проблем белорусской экономики. Экономический рост сдерживает нереформированный сектор госпредприятий, финансовые риски, плохие кредиты, а также неэффективная система поддержки безработных и соцзащиты. «Более того, повышение тарифов потребует принятия более динамичных адресных мер по нейтрализации негативных последствий для домашних хозяйств посредством субсидий. Сохранятся жесткие условия на рынке труда, а по-прежнему слабое финансовое положение и накопленные долги будут препятствовать увеличению занятости», - констатируют эксперты ВБ.

Главным вызовом для Беларуси ВБ считает избегание попадания на траекторию низкого роста. Чтобы избежать такого негативного сценария, «критически важно расширить размер частного сектора, сократить размер сектора госпредприятий, а также усилить сеть социальной поддержки для защиты самых уязвимых групп населения во время трансформации».

Банк считает, что в Беларуси среди полисимейкеров существует широкий консенсус в отношении такого направления изменений. Они расходятся только в отношении скорости реализации такого плана реформ. Трудно сказать, как такой откровенно ложный посыл мог попасть в доклад уважаемой организации. Вроде бы ВБ содержит в Беларуси целый офис и должен знать взгляды, настроения и отношения полисимейкеров. Где он нашел консенсус в отношении приватизации, сказать трудно.

 Это явление давным-давно исчезло с радаров белорусской экономической политики. Даже пилотные проекты по приватизации провалены. Правительство в своем «консенсусе» так увлеклось организацией приветствия приватизации, что даже маргариновый завод продать не могут. В Беларуси по-прежнему силен консенсус, что приватизация не нужна, что в условиях кризиса и низких темпов выхода из него ничего продавать нельзя.

ГРУБАЯ ОШИБКА ВБ

Никакие действия властей не указывают на то, что они готовы сократить размер госсектора. VIP-номенклатура вьется как уж на сковородке, но ни пяди находящегося в их распоряжении имущества и активов продавать не намерена. Обкатываются схемы объединения в холдинги. Практикуется передача проблемных активов в Банк развития. Плохо управляемые сельхоз- и промпредприятия передают активы в специализированное агентство, но по-прежнему остаются в госсобственности.

Нет оснований говорить о готовности властей реформировать систему социальной поддержки и рынок труда. Решение о повышении пособия по безработице не принято. Декрет N3 о тунеядцах «завис», но не отменен. Оптимизация рабочей силы в госсекторе идет очень медленно - власти боятся признать, что реальная безработица в стране не 1%, а в 10 раз больше. ВБ легкомысленно доверился отдельным высказываниям белорусского президента относительно его готовности к любым реформам. Если международные организации будут вот так наивно верить словам VIP-номенклатуры, то через пару лет Беларусь - опять же на словах, но уже международных чиновников - может неожиданно стать демократической, рыночной страной, не проведя ни одной системной, институциональной реформы.

Белорусские полисимейкеры, которые дружно рапортуют президенту РБ о восстановлении экономического роста и уверенном движении вперед и вверх, игнорируют вполне обоснованные предостережения ВБ и МВФ относительно высоких внешних дисбалансов, связанных с получением крупных внешних валютных кредитов. «Существует значительный риск беспорядочного решения дисбалансов финансового сектора, если не будут выработаны и приняты механизмы решения проблем ­неплатежеспособных госпредприятий и ­плохих кредитов», - предупреждают эксперты ВБ.

К слову, именно такие предложения по реорганизации и реструктуризации на основе тщательного анализа государственных коммерческих организаций были выработаны МВФ и положены на стол Совмину. За редким исключением никто этого документа не видел. Говорят, что руководители правительства даже президенту его боятся показывать, ибо там есть столько фактуры против нынешней системы управления, что могут полететь головы, а в главную голову страны может закрасться шальная мысль: «Мы строили альтернативу современной цивилизации, а построили близкую копию модели «Совок/Госплан».

Тревогу вызывает также то, что приказ «попиццот» никто не отменял. Более того, в последние месяцы наблюдается значительная активизация правительства по стимулированию краткосрочного инвестиционного роста. Хрупкая макроэкономическая стабильность может быстро смениться очередным этапом финансового, ценового, курсового и бюджетного неблагополучия.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЛАРУСИ

Показатель 2014 2015 2016 2017  оценка 2018  п 2019  п
Реальный  ВВП  в  постоянных  рыночных  ценах,  % 1,7 -3,8 -2,6 1,8 2,1 2,4
Частное  потребление,  % 4,3 -2,3 -3,9 2,5 3 3,1
Государственное  потребление,  % -2 -0,6 0,5 0,4 0,6 1,1
Валовые  инвестиции  в  основной  капитал,  % -5,3 -15,5 -16,7 1,1 3,1 3,9
Экспорт  товаров  и  услуг,  % 4,6 2,1 2,8 4,2 5 6,1
Импорт  товаров  и  услуг,  % 2 -10,6 -2,1 3,9 5,4 6,3
Инфляция  (ИПЦ),  % 18,1 13,5 11,8 9 7,2 6,5
Баланс  текущего  счета,  %  ВВП -6,6 -3,3 -3,6 -3,2 -3,6 -3,5
Счет  финансов  и  капитала,  %  ВВП -7,2 -2,3 -1,7 2,2 3,3 1,9
Чистые  прямые  иностранные  инвестиции,  %  ВВП 2,4 2,9 2,6 2,4 2,6 2,6
Фискальный  баланс,  %  ВВП 1 1,4 1,5 1,9 2 2
Долг,  %  ВВП 25,7 29,5 44,7 49,4 49,8 50,2
Первичный  баланс,  %  ВВП 2,1 3,1 3,5 4,4 4,8 4,3

Добавить комментарий
Проверочный код