Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№40 (1116) 17 октября 2017г. Тема недели

Нефтелесокалий

19.10.2017, Кирилл Нежданский

Совмин нарастит экспорт в ЕС и скорректирует его структуру

С тем, что европейский вектор белорусской внешней политики сильно недомонетизирован, соглашаются даже записные энтузиасты евроинтеграции. Ладно, не хотят давать кредитов. Но ведь и экспорт в страны ЕС мог бы быть больше. Наверняка мечтает об этом и правительство, 9 октября, накануне волнительного известия о приглашении президента в Брюссель, принявшее постановление N756 «О ежегодных целевых показателях экспорта товаров в ЕС на 2018-20гг.».

Нефтелесокалий
  Фото: рисунок Василия Почицкого

Документ читается с нарастающим умилением начиная с п.1: «Определить одним из показателей эффективности работы руководителей республиканских органов гос­управления и иных госорганизаций, подчиненных правительству РБ, облисполкомов и Мингорисполкома, других организаций ... выполнение целевых показателей экспорта товаров в ЕС». Это уже не экономика - это идеология. Не перегните, ребята, палку - на телеэфирах чиновники уже совершенно серьезно мотивируют необходимость точечной застройки или вырубки зеленых насаждений в столице потребностью не ударить лицом в грязь перед гостями из Европы. Ну, было же у вас уже такое с Россией - зацеловали в порыве интеграции до рвоты.

МИД ПРОСЛЕДИТ

Что еще интересного? Контролировать выполнение постановления, информировать о результатах, а также «осуществлять ежегодную корректировку показателей с учетом изменений состава стран ЕС, номенклатуры товаров, экспортируемых в ЕС, и создания в РБ новых экспортоориентированных производств», будет МИД. Можно было бы говорить о дальнейшем усилении позиций Владимира Макея и превращении его ведомства в эдакое Министерство внешней торговли, если бы не одно «но» - неизвестно, что получится из этой затеи на практике. А вдруг это просто перекладывание ответственности за экспорт в ЕС с мускулистых шей крепких хозяйственников на элегантные плечи дипломатов?

Маленький управленческий шедевр - п.4.1, вменяющий в обязанность госорганам и организациям обеспечить «закрепление лиц, ответственных за выполнение показателей, на уровне не ниже заместителя руководителя; определение специалистов в целях оперативного взаимодействия с МИД, загранучреждениями РБ в странах ЕС, белорусскими организациями-экспортерами». То есть нужны административный стрелочник чином повыше и рядовые решалы, курирующие взаимодействие между главным контролером в лице МИД и иными ведомствами. Это еще одна каинова печать менеджмента по-белорусски - у любого управленца столько обязанностей в рамках экстренных постановлений, решений, поручений, что на прямые должностные уже не остается ни времени, ни сил.

В приложении до министерств и ведомств доводятся конкретные показатели роста экспорта. Смотрится очень красиво, как построение на школьной линейке: экспорт должен расти, расти, расти…

Справка «БелГазеты». Согласно приложению к постановлению N756, максимальные целевые показатели по наращиванию экспорта в ЕС доведены «Белнефтехиму» (с учетом организаций, не входящих в концерн): в 2018г. - $2,786 млрд., в 2019г. - $2,953 млрд., в 2020г. - $3,101 млрд. Для Минпрома эти показатели составляют соответственно $659 млн., $774 млн., $859 млн.; для «Беллесбумпрома» - $174 млн., $175 млн., $176 млн.; для Минлесхоза - $103 млн., $109 млн., $113 млн.; для ОАО «Белорусская калийная компания» - $156 млн., $165 млн., $173 млн. Из исполкомов наибольшие задания получены Витебским ($375 млн., $397 млн., $417 млн.) и Минским облисполкомами ($353 млн., $343 млн., $335 млн.), а также Мингорисполкомом - $241 млн., $245 млн., $248 млн. Итоговые показатели экспорта ЕС определяются документом в $5,586 млрд. в 2018г., $5,943 млрд. в 2019г., $6,244 млрд. в 2020г.

НА ТРОИХ НЕ ДЕЛИТСЯ

С какой стороны ни смотри, 40-50% победных индикаторов евроэкспорта все равно приходится на нефть и нефтепродукты. Это заставляет вернуться к заседанию президиума Совмина от 3 октября, на котором премьер-министр Андрей Кобяков подводил итоги внешней торговли за январь-июль. Мероприятие запомнилось очередным афоризмом премьера: не в РФ мы поставляем много, а в ЕС и иные страны - мало. С этим не поспоришь. Кобяков констатировал: в Европе белорусский экспорт «представлен в основном нефтью и нефтепродуктами, продукцией деревообработки, калийными удобрениями», в связи с чем встает задача «наращивания экспорта высокотехнологичной продукции». Если сличить это с приложением к постановлению N756, все становится на свои места: Совмин намерен разно­образить триаду нефть-лес-калий за счет обрабатывающей промышленности.

При этом картиной в целом правительство довольно: все ведомства и исполкомы общие показатели по экспорту выполнили. «Однако задача по наращиванию экспорта товаров на новые перспективные рынки в полном объеме не выполняется, не справляются с этим заданием Минстройархитектуры, Минпром, концерны «Белгоспищепром», «Беллесбумпром», «Беллегпром», Витебский, Брестский, Могилевский облисполкомы, Минский горисполком. Это свидетельство того, что принимаемых мер по наращиванию и диверсификации экспорта недостаточно», - добавил дегтя в отчетный мед премьер.

Справка «БелГазеты». По данным Нацбанка, внешнеторговый оборот товаров и услуг в июле-августе 2017г. сложился в сумме $45,338 млрд. (+18,6% к январю-августу 2016г.), экспорт составил $22,907 млрд. (+19,2%), импорт - $22,43 млрд. (+18%), положительное сальдо - $477 млн. Внешнеторговый оборот товаров вырос на 20,8% и достиг $37,542 млрд.: экспорт до $18,067 млрд. (+20,9%), импорт до $19,475 млрд.(+20,7%), отрицательное сальдо составило $1,407 млрд. Внешнеторговый оборот услуг за январь-август оценивается в $7,795 млрд. (+9%), экспорт услуг - в $4,84 млрд. (+13,2%), импорт - в $2,955 млрд. (+2,6%), положительное сальдо сложилось в размере $1,885 млрд.

Не заладилось только с диверсификацией экспорта, что признали и Кобяков, и замминистра иностранных дел Андрей Евдоченко, констатировавший: «Пока у нас пропорция сохраняется 47% - на рынок ЕАЭС, чуть больше четверти - на рынок ЕС и чуть меньше четверти - в страны «дальней дуги». А ведь еще на стадии концептуальной проработки планов диверсификации звучали осторожные голоса, что экспорт - не яблоко, разрезать его с ходу на три равные части не получится, нужны время, ресурсы, грамотное стратегическое планирование и т.п.

Справка «БелГазеты». По данным, оглашенным на президиуме Сов­мина, в январе-июле 2017г. на долю ЕАЭС приходилось 47,8% белорусского экспорта (на РФ - 45,3 %), на ЕС - 26,5%, на остальные страны - 25,7%. При этом экспорт в Россию вырос на 24,4% и составил $7,2 млрд., экспорт в страны «дальней дуги» (Азия, Африка, Америка и Океания) - на 19,2%, до $1,8 млрд., экспорт в страны ЕС - на 15,2%, до $4,2 млрд. В абсолютных цифрах рост по направлениям составил $1,5 млрд. для России, $560 млн. для Европы и $230 млн. для «дальней дуги».

Именно на президиуме Кобяков распорядился составить до конца года перечни конкурентоспособных товаров и услуг для поставок на европейский рынок, а также активизировать усилия МИД как координатора. Из этого, похоже, и выросло постановление N756.

Нетрудно заметить, что по пресловутой «дальней дуге» экспортный недобор больше. По 14 государствам, за которыми закреплены должностные лица и руководители загранучреждений, планы вообще провалены. Можно предположить, что часть миллионных контрактов, о которых СМИ рапортуют после визитов Александра Лукашенко в экзотические страны, сворачивается еще на стадии протокола о намерениях из-за нераспорядительности соответствующих ведомств и предприятий.

Иное дело Европа. Она ближе - логистические издержки меньше, культурный барьер ниже, потребитель платежеспособнее. Потому экспортно-диверсификационные недоимки проще покрывать за ее счет.

КУРКА, ЯЙКИ, МЛЕКО 

Понятен хорошо аргументированный скепсис, которым встретили постановление N756 негосударственные СМИ и экспертная среда: ну куда нам, сиволапым, у нас доля высокотехнологичного экспорта всего-то 3%! Это так. Более того, экономика ЕС на том и построена, что еврозона экспортирует товары с высокой долей добавленной стоимости, а импортирует - с низкой, в первую очередь сырье и полуфабрикаты. В качестве поставщика последних ей, конечно, интересны соседние страны, евроассоциированные и не очень, а также наши восточноевропейские соседи, вступившие в ЕС, но не в еврозону. Даже известная по новейшей истории товарная номенклатура - курка, яйки, млеко - ЕС сегодня не очень-то нужна. Отечественных поставщиков изделий с выраженной добавленной стоимостью в Европе часто обвиняют в демпинге, как БМЗ, и, вероятно, наращивание экспорта чревато ростом подобных обвинений. Европейцы - абсолютные чемпионы в построении нетарифных барьеров: там, где прошелся улыбчивый евробюрократ со свежей директивой Еврокомиссии (ЕК), крепкому хозяйственнику с постановлением N756 и пыльным мешком картошки делать обычно уже нечего.

Но в Беларуси еще жива вера, что ЕС из неких гуманитарных соображений одарит нас высочайшими технологиями за свои же кровные. «С ЕС сейчас надо не о торговле думать, а о выходе на новый технологический уровень. О таких вещах, как IT, 3D печать, электротранспорт, роботы», - советует экономист Леонид Заико. Модернизация - это, конечно, хорошо. Будем считать, что Брюссель уже снабдил румын роботами, обучил латышей таинству 3D-принтинга, пересадил болгар на электромобили. Про ИТ тоже не надо: ЕК жесточайше, на миллиарды, штрафует американских цифровых гигантов вроде Google, чтобы не проявляли тягу к монополизму, не уходили от налогов и были прозрачны для регулятора, но собственными мега-проектами в ИКТ Европа, увы, похвастать не может.

Так что приходится дистанцироваться как от официозного казенного бодрячества, так и от оппозиционного филантропического энтузиазма. Будет трудно, как это уже не раз бывало и с портками «Беллегпрома», и с прутками БМЗ. Задача наращивания экспорта в ЕС и доли если не высокотехнологичной продукции, то хотя бы готовых изделий в нем, не из разряда легких. Даже если президент 24 ноября в Брюсселе лично продаст сотню-другую тракторов или комбайнов, основа нашего товарообмена с Европой в ближайшие годы останется прежней: нефть, лес и калий.

Добавить комментарий
Проверочный код